Цель:
Способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к семье.
Задачи:
1. Формировать понимание ценности семьи.
2. Развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи.
3. Развивать интерес и любознательность.
4. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Оборудование:
Компьютерная презентация.
Фонограммы песен «Маленькая страна», «Родительский дом».
Родословные, приготовленные учащимися.
Карточки со словами пословиц, ребусы.
Папка с файлами для сбора подготовленного материала к конкурсу
Ход классного часа
Звучит песня «Родительский дом».
Учитель: Мы рады видеть вас на нашем классном часе. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Ученик: В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Давайте назовём близких родственников: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. А кто же относится к дальним родственникам? – дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры, прабабушки, прадедушки.
Учитель: Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь. (Папа)
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя (мамочка) родная!
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Учитель: А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами в игру «Встаньте в круг» (я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять те действия, которые подходят или соответствуют данному словосочетанию)
И так, встаньте в круг те, у кого есть брат (топают ногами),
у кого есть сестра (хлопают руками),
у кого бабушка и дедушка живут в Арзамасе (кружатся),
Молодцы, хорошо поняли игру и правильно выполняли действия.
1-й ученик. Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
2-й ученик. Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
3-й ученик. Здесь и сестра моя, и брат,
Хоть иногда я ссорюсь с ними,
Но чаще поделиться рад
Игрой и книжками своими.
4-й ученик. Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.
Учитель: А сейчас проведём конкурс «Узнай слово» (каждая команда получает конверт с одним и тем же заданием: из набора букв надо составить слово РОДОСЛОВНАЯ).
Учитель: Слова «Родина», «родители», «род», «родословная»- слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас представитель каждого класса расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ об интересных моментах семейной биографии) – Переход к выступлению детей.
Учитель: Любой из вас может составить свою родословную в пять колен! Ведь только три ближайших к вам поколения – это 14 имён: отец и мать, два деда и две бабки, четыре прадеда и четыре прабабки. Пять поколений уже 62 имени и, это без имён их братьев и сестёр, жён и мужей, и их детей. (самая большая родословная)
Учитель. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Ученик: Что имя: звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Учитель: Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах).
Отгадывание ребусов.
Учитель. Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1.
1-й ученик.Фамилий, каких только нет:
Смешных, горделивых, серьезных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьезных!
2-й ученик. Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев…
Фамилий, каких только нет:
И добрых и злых и отчаянных!
3-й ученик. Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
4-й ученик. Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это - моя семья,
Ведь это – истинный я!
Конкурс пословиц.
1. На что и клад, коли в семье лад.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Согласную семью и горе не берет.
4. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
1-й ученик. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2-й ученик. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3-й ученик. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4-й ученик. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Звучит песня "Маленькая страна".
1. Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
2. В этой стране живем мы вместе дружной большой семьей.
В радости, в горе неразлучны будем всегда с тобой.
Эту страну храним и любим и согреваем теплом.
Там дорожим мы своею дружбой. Это родной наш дом.
Подведение итогов. Награждение грамотами.