Буллинг.
Подготовила: Л. А. Климентьева
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»
© Курт Левин
Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
Типы буллинга:
1. Физическая агрессия
2. Словесный буллинг
3. Запугивание
4. Изоляция
5. Вымогательство
6. Повреждение имущества
Наиболее часто жертвами подросткового буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед учебным заведением, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к учебе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе
(домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении .
Поведение жертвы определяется по следующим показателям:
- его вещи часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на занятиях ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает учебное заведение;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Статистика:
- 13% подростков имеют опыт жертв, 20% – преследователей , причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности
- 25% подростков хотя бы раз участвовали в буллинге
- 68% обучающихся бывали свидетелями травли.
Виды подросткового насилия:
насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр .
Эмоциональное
( эмоциональное напряжение,
унижение, снижение самооценки )
отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
Физическое
( нанесение физической травмы )
избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др .
Властные авторитарные семьи
семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни
Инициаторы буллинга
Неполные семьи
Семьи с генетической предрасположенностью к насилию
Семьи с конфликтными семейными отношениями
Последствия буллинга
Суицидальные намерения
Падение самооценки, затравленность
Проблемы в учёбе и поведении
- Травля – нормальный и безвредный процесс взросления
- Учителям легко разобраться, кто в коллективе обидчик, а кто – жертва травли.
- В ситуации травли задействованы две роли: обидчика и жертвы.
- «Для твоей же пользы»: из опыта травли ребенок извлекает для себя урок.
Мифы о буллинге
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Что делать ?
Стратегия поведения взрослого.
Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.
Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Чтобы не стать жертвой буллинга нужно :
- отыскать себе друга, а ещё лучше несколько настоящих друзей;
- найти общий язык с каждым участником коллектива;
- научиться уважать мнение своих ровесников;
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;
- научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
не демонстрировать свою элитарность;
Разрешение проблемы буллинга в наших руках. Удачи НАМ!!!