Конспект урока
Тема: «Род имен существительных».
Класс: 5
Цель: научить определять род имен существительных.
Задачи:
Образовательные: дать представление о роде имен существительных; познакомить с приемом распознавания рода имен существительных.
Коррекционно-развивающие: развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу обучения.
Оборудование: запись на доске; мячик; слова, записанные на карточках; карточки с заданием №1, №2,№3.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Назовите лишнее слово.
Медведь, осенний, сердце, собака, Катя, гриб. (Слова записаны на карточках).
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Почему слово – «осенний» будет лишнее?
- Что такое имя существительное?
- Что еще знаете об имени существительном?
- Как определить число существительного?
- Зачитайте существительные единственного числа, которые вы выписали. (Учащиеся зачитывают слова из домашнего задания. Карточка). - А теперь прочитайте существительные множественного числа.
III. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы правильно писать,
Нужно пальчики размять.
IV. Словарно – орфографическая работа.
Гриб, собака, трава, солнце, зуб, сердце, тропинка. (Слова записаны на карточках).
- Что объединяет данные слова?
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Прочитайте слова, в которых применили такое правило – чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная была под ударением.
- Что общего у слов – гриб, зуб?
- Какое правило нужно знать, чтобы написать слова – солнце, сердце?
V. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить слова?
- Подставьте к каждому слову – слово она моя, он мой, оно моё. (Таблички с записью слов).
Учитель вывешивает слова:
Она моя | Он мой | Оно моё |
собака | гриб | сердце |
тропинка | зуб | солнце |
трава | | |
- Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.
Ж.р. | М.р. | С.р. |
Она моя | Он мой | Оно моё |
собака | гриб | сердце |
тропинка | зуб | солнце |
трава | | |
- Назовите тему урока.
- Как определить род имен существительных?
2. Упражнения в определении рода имен существительных.
А. Подбор существительных мужского и среднего рода.
- Как вы думаете, чего не хватает в нашей табличке на доске?
- Давайте подберем примеры. (Запись таблицы в тетрадях).
В. Дополнение таблицы именами существительными.
Карточка №1.
Задание: определи род существительных и запиши их в три столбика.
Окно, ведро, берег, класс, цветок, парта, доска.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают слово в нужный столбик).
- Какое слово лишнее?
- Какой темой можно объединить слова?
- Составьте предложения с любым из слов.
- Самостоятельно запишите понравившееся предложение.
С. Игра с мячом «Дай правильный ответ!»
Учитель бросает мяч и называет слово, учащиеся – определяют род имени существительного. (Сосед, моряк, беда, ранец, солнышко, гнездо, песня, яйцо, крыло, утро).
Физминутка.
Я уже умею много: петь, бежать и танцевать.
Прыгнуть выше Коли и спокойно подышать.
А еще сегодня научился род существительного определять.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Карточка №2.
Задание: радом со словом запиши его род.
1 – уровень.
флаг | М.р. |
пруд | |
пловец | |
место | |
школа | |
село | |
2 – уровень.
флаг | он мой | М.р. |
пруд | он мой | |
пловец | он мой | |
место | оно моё | |
школа | она моя | |
село | оно моё | |
Итог урока.
- Сколько родов имеет имя существительное?
- Как определить род имени существительного?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Карточка №3.
Задание: выпиши слова в три столбика.
Скрип, житель, бабушка, семя, место, сестра, ящик, тетрадь, полотенце, крыльцо, подруга, птица.