СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Занимательная наука на кухне"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке классного часа рассмотрены занимательные практические опыты, которые можно провести в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Занимательная наука на кухне"»



Классный час на тему: "Занимательная наука" на кухне

Цели проведения Дня науки (творчества) –

  • воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого   познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление  отношения к познанию как к форме получения

интеллектуального  удовольствия);

  • неформальное общение преподавателей и учащихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и ученика, расписанные классно-урочной системой).


Ход урока

Здравствуйте ребята! сегодня наш урок будет посвящен дню науки и я вам покажу, что различные научные явления окружают нас повсеместно! рассмотрим несколько случаев, которые могут встретиться у нас на кухне! и так, почему же именно сейчас у нас проходят занятия, посвященные дню науки?

В 1999 году, в венгерской столице городе Будапеште проходила очередная Всемирная научная конференция под патронажем Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Делегаты этой научной конференции (среди которых было немало видных ученых, правозащитников, экологов, политиков и т.п) и высказали предложение, создать в календаре подобную дату. Инициаторы доказывали, что это приведет к более качественному взаимодействию общественности и науки в решении первостепенных проблем планетарного масштаба.

Следуя протоколу собрания, ЮНЕСКО утвердила «Всемирный день науки за мир и развитие». Официально он был провозглашён в 2001 году, начал отмечаться с 2002 года.

В этот день сотрудники ЮНЕСКО активизируют свою работу по заявленным направлениям: проводит лекции в школах и семинары для граждан, круглые столы, распространяют тематические плакаты и постеры, в музеях устраиваются специальные выставки.

Всемирный день науки во имя мира и развития не является нерабочим днём, если, в зависимости от года не попадает на выходной.

итак, и мы приступим к нашим научным исследованиям.



1. Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его











не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

2. Берем два кубика льда и кладем на них веревочки, одну веревочку посыпаем солью и немного ждем. посыпав лед солью, он частично растаял, и образовавшаяся вода приморозила веревочку к кубику льда. Поэтому мы можем потянуть за веревочку и кубик потянется за веревочкой. Зимой дороги и тротуары посыпают солью, чтобы падающий снег сразу таял.

3. Яйцо - это сфера, а сферические поверхности равномерно распределяют нагрузку по всей поверхности и поэтому на каждый участок поверхности приходится в целом ничтожная нагрузка. Яйцо можно раздавить, если к примеру сосредоточить силу в кончиках пальцев, то есть, как бы проткнуть пальцами скорлупу .тут равномерно распределенная нагрузка становится сосредоточенной.

Как ни парадоксально это звучит, яйцо сочетает в себе прочность и хрупкость одновременно. Разбивается оно очень легко. Всем известна сказка о том, как мышка бежала, хвостиком  зацепила это чудо природы, яичко упало и, конечно, разбилось. Практически одной рукой раздавить яйцо нельзя. Естественно, при этом необходимо соблюдать некоторые правила. Поскольку нельзя давить лишь на определенные его части. Яйцо необходимо плотно охватить ладонью. Раздавливать пальцами его – это не в счет, так как давление будет  осуществляться не по всей его поверхности. При этом, у нормального сырого яйца не должно быть микротрещин, которые могут возникнуть при транспортировке до места продажи в результате тряски. Поэтому не каждому из них удается сохранить полную целостность. Кристалловидную структуру яичной скорлупы можно назвать довольно прочной конструкцией. Внутреннее содержимое распределяется в нем равномерно, создавая противодавление. Когда вы сжимаете яйцо в ладони со всех сторон равномерно,  вы не сможете его раздавить. Разбить яйцо достаточно просто. Каждый из нас покупал и нес или вез их до дома, проявляя при этом повышенную осторожность. Ведь даже при малейшем их сотрясении и прикосновении друг с другом образуются трещины. Конечно же, форме яйца отведена определенная и очень важная роль в его прочности во время сдавливания.









Еще в давние времена люди приметили, что если сжать в ладони его куполообразную часть, в этом случае яйцо выскользнет. Данный принцип использовали народы севера, ведь их лодки строились с днищами, имеющие вид половинки яйца. Когда лодка попадала в ледяной плен, ее при сжатии выбрасывало наверх. У современных ледоколов днища также имеют яйцеобразную форму, поэтому они могут осуществлять свою работу среди льдов. Если вы возьмете в руки яйцо и равномерно обхватите его ладонью, оно не раздавится, если только яйцо не было повреждено. Все просто, так как сила сжатия будет распределяться равномерно. Не нужно  портить яйца, чтобы доказать обратное. Некоторыми «умниками» специально нарушается целостность яйца, когда они пытаются доказать, что им удастся его раздавить.


4. возьмем две емкости с водой. в одной емкости пресная вода и опускаем туда яйцо, яйцо утонуло, теперь в другую емкость добавим две столовые ложки соли и хорошо размешаем, опускаем в эту емкость яйцо и что мы видим? яйцо плавает в соленой воде потому что соленая вода имеет большую плотность, то есть она тяжелее пресной воды и пытается вытолкнуть более легкие предметы, поэтому в море, где как известно вода соленая, плавать легче и чем солёнее вода, тем плавать легче.



5. Для опыта понадобится: вареное куриное яйцо, бутылка с широким горлышком, но меньшим чем диаметр яйца, спички, бумажка.

1. Чистим вареное яйцо.
2. Поджигаем бумагу от спички.
3. Бросаем горящую бумагу в бутылку.
4. Помещаем яйцо в горлышко бутылки.
Итог: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь бутылки.



Исаа́к Нью́тон - физик, который доказал, что все вещества имеют определенное состояние: либо жидкое, либо твердое. И два этих свойства ни одно вещество сочетать в себе не может.











Но мы с вами сейчас создадим Неньютоновскую жидкость — это интересная жидкость, которая временами ведёт себя как твёрдое тело. А временами — как жидкость. Так, обычная жидкость может растекаться, течь. И неньютоновская жидкость это может. С другой стороны, обычная жидкость не может быть твёрдой, отскакивать, образовывать  — а неньютоновская может.



6. На кухне, помимо приготовления еды, можно ставить и всяческие интересные эксперименты. Один из них - свойства неньютоновской жидкости. Для тех, кому неохота лезть в Википедию, скажу кратко, что такая жидкость ведет себя по-разному в зависимости от воздействия. Если на нее воздействовать резко, сильно, быстро - она проявляет свойства, близкие к свойствам твердых тел, а при медленном воздействии становится жидкостью.

Наверняка вы сталкивались с такой жидкостью, когда готовили овсяный кисель. При загущении киселя крахмал размешивается с небольшим количеством жидкости и, возможно, вы замечали, что такая штука как-то плохо размешивается, ощущение, что остаются комочки и крахмал все время оседает. Это особенно заметно, если мешать быстро, чувствуется сопротивление. А если мешать медленно, то жидкость однородная. Для эксперимента смешайте примерно равные количества крахмала и воды (воды даже чуть меньше), вылив воду на крахмал и размешивая. Получилась белая жидкость, налейте ее на ладонь. Быстрыми движениями попробуйте скатать колбаску или шарик. Или медленно опустите палец в миску. А другим пальцем ударьте по жидкости резко - вы почувствуете, что она упругая, а палец останется чистым. Медленно опустите в жидкость большой и указательный пальцы. Быстро сожмите их, и вы увидите между пальцами твердый комочек. Это не крахмал застыл, это неньютоновская жидкость проявляет свои свойства. Попробуйте окунуть все пальцы, а потом резко дернуть (чашку не разбейте!) Переливайте крахмал из одной чашки в другую - поднимайте повыше, и увидите, что сверху жидкость льется, а ниже становится тверже! Чтобы жидкость оставалась твердой, на нее непрерывно надо воздействовать, месить.



И так, мы рассмотрели только несколько примеров необычных научных явлений, которые могут встретиться в повседневной жизни. По мере вашего взросления вы будете набираться жизненного опыта и не имея элементарных знаний некоторые явления вы можете не понять. Эти знания вы получаете сейчас в школе, но для более гармоничного развития вашей личности не достаточно будет тех знаний, которые вы получите в школе в процессе обучения, вам необходимо работать над собой ежедневно. Каким образом это нужно делать? нужно больше читать, интересоваться новым.....







Инвентарь:

1. 2 мандарина

2 литровых емкости

2. 2 веревочки

2 кубика льда

соль

3. яйцо сырое 2 шт.

4. яйцо 2 шт.

2 литровых емкости

соль

5. яйцо вареное 1 шт.

бутылка с широким горлышком

спички

бумага

фен

6. крахмал 2 пакета

вода

чашка 4 шт.