Классный час «Добро и зло»
Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
1 Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Учить задумываться о своем месте в жизни.
4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Подготовка: мультимедиа, наглядность.
Форма проведения: общеклассная, групповая.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте! Мне хочется, чтобы вы тоже со мной поздоровались. Только давайте это сделаем по-особому.
Ребята 1-ой группы, вы говорите «привет» и машите правой рукой.
Ребята 2-ой группы, вы говорите по-английски «хеллоу» и показываете так… (сцепить руки в «замок» над головой) Попробуем?
Ребята 3-ей группы, вы говорите «салют» и машите обеими руками.
А теперь по моей команде, когда скажу «здравствуйте». Вы поприветствуете меня так, как мы договорились. Здравствуйте!
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
2. Введение в тему. Определение темы классного часа.
- Распределите героев сказок на две группы. (Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т.п.)
По какому принципу так распределены герои?
(Ответы детей)
- О чем же пойдет наш разговор. Как думаете?
Верно, темой разговора будут добро и зло, добрые и злые поступки людей, и сегодня мы попытаемся открыть волшебные двери добра. (Слайд1)
Эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (слайд 2):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)
- Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точное определение этому понятию дается в «Словаре русского языка» Ожегова (слайд 3):
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
- Самое известное стихотворение о добре написал Станислав Куняев, послушайте отрывок из этого стихотворения и выскажите свое мнение о его содержании, согласны ли вы с автором?
(слайд4)
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Вывод:
- Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый,
А слабый человек бывает добреньким только на словах и бесполезным в поступках.
Тема добра и зла волновала людей разных народов и стран во все времена. Так было и у русского народа. Назовите, пожалуйста, главный закон русских народных сказок. (Добро побеждает зло)
- Я хочу вас пригласить в сказку, только совсем новую, незнакомую. Согласны? (Слайд5)
Девочка Маша и мальчик Алеша
Гуляли однажды тропою заросшей.
Вдруг все потемнело, завыло вокруг,
И рядом уже ни друзей, ни подруг.
И чаща лесная пугает детей,
Зловещие звуки слышны в темноте.
И дети невольно застыли в испуге,
И крепко прижались со страха друг к другу.
- Ребята, вам тоже страшно? Как же нам помочь детям? Что вы можете предложить?
(Ответы детей)
-У меня тоже есть предложение. Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете, какое тепло? Почему так тепло? Это человеческая доброта, которая в каждом из нас. Давайте передадим частицу своего душевного тепла Маше и Алеше, чтобы им стало не так страшно.
(Дети трогают ладони друг друга, а затем имитируют «сдувание» с ладони)
(Слайд 6)…-Но вот перед ребятами явился сверкающий замок. В замке, наверное, можно согреться? Маша и Алеша вошли в него. (Слайд 7)Там и, правда, было нарядно и уютно, но детям все равно захотелось домой.
- Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье, пусть это поможет детям.
(Ответы детей)
-Скажите, когда вы вспоминаете дом, какие запахи чувствуете? Какие звуки слышите?
- Дом, семья - это самое большое добро, которое есть у человека.
Я хочу вам рассказать китайскую притчу... ("Ладная семья")
...Жила -была на свете семья. она была очень большая, более ста человек и занимала целое село. Она была особенная - мир и лад царили в семье, а, значит, и во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк.
Прослышал об этом правитель страны. Приехал в село и спрашивает старика, главу семьи, в чем секрет. Старик что-то долго- долго писал, а потом дал прочитать правителю. Правитель прочитал и удивился. Там было написано только три слова: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: 100 раз «любовь», 100 раз «прощение», 100 раз «терпение".
-И это все?
-Да, – сказал старик – и это есть основа жизни всякой хорошей семьи и мира тоже.
- Что считает старик главным добром в семье? (любовь, прощение, терпение)
- А я бы, пожалуй, к словам мудреца добавила еще небольшой секрет семьи – желание доставить радость. Вы согласны? Давайте сейчас доставим минутку радости себе и еще кому- нибудь
4. Физкультминутка.
Представьте, что вы снеговики. Пригрело весеннее солнышко, и вы начали таять, таять…И вот на месте снеговика стал пробиваться подснежник. Он рос, рос, распустился. Чувствуете, какой аромат? Доставьте радость, подарите этот цветок!
Посмотрите, а в это время на стене появилась надпись.
«О, милые дети, вы срочно должны,
Волшебные чары, что злобы полны,
Развеять, рассеять и сразу домой,
Тогда попадете дорогой прямой»
5. Основная часть. Работа в группах.
(Слайд 8)Оказывается, кроме Маши и Алеши в замке есть другие дети, которые не могут вернуться домой, потому что когда-то совершили злые поступки и не знают, как их исправить.
Послушайте в чем их ошибка и как ее исправить…
/Класс делится на три группы, каждая группа анализирует свою ситуацию. Представители групп зачитывают текст ситуации и предлагают вариант решения. Дети других из групп высказывают свое мнение /
(Слайд 9) Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.
Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.
(Слайд 10) Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!
Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».
Жадин надо учить! После уроков подкараулил он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.
Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.
(Слайд 11) Ситуация 3. У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам.
Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом.
Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.
Можно ли действия девочек отнести к злым поступкам и, если «да», то как все исправить?
6. Основная часть. Работа над понятиями
- Что же такое зло?
Прочитаем на карточке сиреневого цвета, что такое зло.
«Зло - нечто дурное, вредное… беда, несчастье»
- Ребята, а теперь на карточке желтого цвета из перечисленных понятий зачеркните те, которые можно отнести к злу.
Уважение
Зависть
Ненависть
Любовь
Верность
Прощение
Грубость
- Сейчас прочитаем вместе оставшиеся слова. Можем ли мы их отнести к слову «добро»?
Что значит поступать по - доброму?
/Ответы детей. Одновременно с ответами открываются надписи на доске/
- помогать слабым и больным
- быть внимательным к людям
- беречь природу
- быть вежливым
- уважать старших
- беречь родных и близких
-Ребята, объясните пословицу «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе».
- Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят» (слайд 12)
(За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).
- В жизни существует ещё одно выражение:
«Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом» (слайд 12). Нравятся они вам?
- Так какая пословица вам ближе, какую пословицу вы возьмете для себя? Для жизни?
Вывод: каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Что значит добрый человек?
Вывод: Действительно, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
(Слайд 13) -И мы совершим маленький добрый поступок – поможем вернуться домой Маше, Алеше и другим ребятам.
- Нам снова поможет волшебство наших добрых рук. Давайте передадим тепло, добро наших рук от одного к другому. Оно накапливается, его становится больше и больше. Передай наше тепло Маше и Алеше. (Слайд14)
Вот и наши герои очутились дома! Значит, мы с вами волшебники и умеем открывать волшебные двери и совершать чудеса.
Коллаж. (работа на доске)
Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка».
- Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело. Представим, что наша земля покрыта туманом. (вывешиваю землю) Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко (вывешиваю солнце). Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают других людей.
У вас на столах находятся лучи и слова. Вам предстоит выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить эти слова на лучи.
Готовы? Наше солнце может засиять?
Прочитаем, а действительно ли вы выбрали качества только добрых людей?
Наше солнце засияло ярко-ярко!
- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? (Животного и растительного мира).
- Давайте дополним нашу картину птицами и цветами (по одному человеку от группы)
Конечно, на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы и птицы, все погибнет.
Мы совершили долгий путь к познанию доброты. Этот путь нелегкий, каждого человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по –настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Рефлексия.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передаете соседу справа. Таким образом каждый из вас получит рисунок от своего соседа. В одном из пальчиков, полученного рисунка вы пишите какое-нибудь одно привлекательное на ваш взгляд качество её обладателя, написав его, передаете рисунок соседу справа. Другой участник группы делает запись на другом пальчике и т.д. пока рисунок не вернется владельцу. Последний пальчик прописывает владелец этого рисунка, назвав свое лучшее качество.
- Свои комплименты вы прочитаете дома.
В случае плохого настроения, вы будете доставать и перечитывать свои достоинства, для того, чтобы вернуть веру в себя.
Итог урока.
Я сегодня благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.
(слайд 6)
Ведь…
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела- плоды
Добрые сердца – сады
Заботьтесь о своем саде, и не позволяйте ему зарастать сорняками!
Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Литература:
С. Ожегов "Словарь русского языка"
http://poiskm.com