СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне « Мы память верную храним!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне

« Мы память верную храним!»

Просмотр содержимого документа
«Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне « Мы память верную храним!»»

Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне

« Мы память верную храним!»

Борисова Анна Николаевна.

Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2011-2015 годы».


Задачи:

  • формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;

  • формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;

  • воспитывать уважение к старшему поколению;

  • способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;

  • способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;

  • развивать и углублять знания об истории родного края;

  • формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.


Оборудование: компьютер, «Календарь Победы».

Ожидаемый результат:

  • формирование чувства самоуважения и уважения к людям;

  • выпуск листа «Календарь Победы»;

  • формирование первоначальных представлений о герое-земляке Девятаеве М.П.


Ход образовательной деятельности.


  1. Организационный момент.


Учащиеся входят в классный кабинет, располагаются по группам за столами.

  1. Мотивация.


Учитель: На нашем мероприятии присутствуют гости (родители, учителя - предметники). Оглянитесь на них, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, получите их обратно.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Что за событие вы видите?


(«Парад в День Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве»)


Учитель: Чему посвящен праздник 9 Мая? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 гг).

Учитель: Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся)

Учитель: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история:

Поклонимся великим тем годам.

Тем самым командирам и бойцам.

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей,

Поклонимся за тот великий бой…

Учитель: В год 70-летия Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа. Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от «коричневой чумы» фашизма.

Учитель: 22 июня 1941 года - одна из самых скорбных дат в истории Отечества, Начался отсчет военного лихолетья, в котором слились воедино трагическое и героическое. В период войны народ ощутил себя гражданином в подлинном смысле этого слова, он почувствовал, что судьба Отечества в его собственных руках. Год 1941.Июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.

3. Целеполагание.

Учитель: Война охватила огромные территории. Для нас большое значение приобретают битва за Москву, Курская и Сталинградская битвы, военные действия в странах заполярья и т. д. В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но, к сожалению, многие из них не вернулись с этой войны. Память о них живет в наших сердцах. И сегодня, ребята, мы вспомним имя одного из таких героев, имя нашего земляка - Девятаева Михаила Петровича.

Учитель: Сегодня вы работаете в группах, каждая из групп в конце мероприятия создаст символический лист календаря, использовав при этом специальные шаблоны-бланки, изготовленные организаторами. Что за «Календарь Победы»? «Календарь Победы»- это календарь, который создается из воспоминаний, событий, историй, памятных дней ВОВ с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. На лицевой стороне календаря вписывается дата и год знаменательного события, связанного с Великой Отечественной войной, в нашем случае дата, которая связана с именем нашего героя-земляка Девятаева М.П.. На оборотной стороне раскрывается суть события в творческой форме. (группы : «Художники», «Сочинители», «Исследователи»). В итоге ваши листы будут объединены в единый календарь, который станет символом сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. А также ваши листы останутся в нашем классном уголке.

4.Изучение материала.

Ведущий: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каждый старался своим трудом приблизить желанную победу. Во многом победа в войне зависела от тех, кто воевал на фронте.

Одним из таких был легендарный советский летчик; командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант, Девятаев Михаил Петрович, наш земляк.

Ведущий: Родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребёнком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе.

В 1938 году призван в Красную Армию. В 1940 году окончил военное авиационное училище лётчиков. Переведён в город Могилёв в истребительный авиационный полк. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Уже на второй день участвовал в воздушном бою. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик. Затем защищал небо Москвы. В одном из воздушных боёв в районе Тулы. Девятаев совершил вынужденную посадку и оказался в госпитале. Недолечившись, сбежал на фронт в свой полк.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован «мессершмиттами». Одного из них сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А.И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.

Ведущий: Командир звена старший лейтенант Девятаев М.П. в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

Ведущий: Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолёте отправили в разведотдел немцев в Варшаву. Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его лагерь для военнопленных. Позже переведён в лагерь Новый Кёнигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По ночам подручными средствами - ложками и мисками - они рыли подкоп, на листе железа оттаскивали землю и разбрасывали её под полом барака (барак стоял на сваях). Но когда до свободы уже оставалось несколько метров, подкоп обнаружила охрана. По доносу предателя организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к смерти.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника, убитого охранниками учителя. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. В январе 1945 года, когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с заключёнными начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. С повреждённых самолётов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключённые, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их них одел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хейнкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев что есть силы тянул штурвал на себя. Только в конце полосы «хейнкель» оторвался от земли и на малой высоте пошёл над морем.

Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел, ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную. «Хейнкель» совершил посадку на брюхо в расположении советских войск.

Свои не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёсткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но всё без толку. Положение изменилось, только в конце 50 годов...

Ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" .

В 1957 году отважный лётчик-истребитель стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия).

Ведущий: Скончался 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища столицы Татарии - города Казани. В селе Торбеево открыт музей Героя. В феврале 2010 года в Казани, на доме где жил Герой (ул. Сеченова, 5) открыта мемориальная доска. Жил герой, незаурядный и талантливый человек, но вам, своим потомкам, Михаил Петрович Девятаев оставил пример горячей любви к Родине, благородного презрения к смертельной опасности во имя свободы и счастья родного народа.

5.Подведение итогов

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2015. Между ними 70 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 70 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь. Давайте занесем в «Календарь Победы» имя героя, которому был посвящен наш классный час.

Работая в группах, учащиеся создают символические листы «Календаря Победы».

6. Выступление групп.

7. Рефлексия

Учитель 1: Мы узнали об одном из героев ВОВ, легендарном советском летчике; командире звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старшего лейтенанта, Девятаеве Михаиле Пертровиче.

Если бы была возможность написать ему письмо, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей).  Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.


Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник» (Музыка)

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

Дети складывают свои письма в почтовый ящик, который остается в классном уголке.