Классный час ,посвящённый 70-ти летию освобождения Краногвардейского района от немецко – фашистских захватчиков.
Цели: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.
1.Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет во взрослой жизни.
Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
2. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти долгие четыре годы наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Выступление Буряковой Вероники (под песню «Алёша»)
Советский солдат
Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни
Слагают о нем.
В нагорных лесах,
На просторе равнин
Его вспоминают
И чех, и румын.
? Пылало село,?
Вспоминает хорват,?
Он кинулся в пламя,
Советский солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма-огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку ? меня!
Словачка сказала:
? И мне он помог ?
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по-отцовски
Дочуркой своей.
Шутя подмигнул мне:
«Гляди веселей!»
Вздохнула румынка:
? Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась-расцвела.
? Нет,? молвил болгарин,?
Он жив, не убит!
Я видел его:
Он в дозоре стоит.
Стоит он в дозоре
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!
(С. Погореловский)
3.Началась Великая Отечественная Война. Война советского народа против агрессора. Это была война жестокая и несправедливая. Это она отметила юность многих черным крылом смерти. Война разрушила планы на будущее, надежды на счастье! Фашисты расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и детей. Враги считали, что путь по нашей земле будет легким, но они просчитались.
4.Почти вся Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер и безграничную любовь к Родине, чтобы выстоять и побороть несметные силы врага.
5.Фашисты не знали, что такое советский народ, который поднялся на защиту Отечества и в этом его подвиг.
Учитель: Как вы понимаете слово «подвиг»? (учащиеся рассуждают).
Учитель: Подвиг – бесконечный порыв человека, который отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Мы говорим о подвиге народа , ибо победу приближали и партизаны в тылу врага, и труженики военных заводов, ученые и конструкторы .Вот как подвиг выражен в стихах:
И мы встаем несметной силой
Штыками, раздвигая тьму
Как бы дорогу для светила
Прокладываем в злом дыму.
Не позабыть нам первых схваток,
Разбитых сел, дорог в крови,
Ночей под кровом плащ-палаток
Как первой не забыть любви.
Все шло не так, как представлялось,
Как в книгах вычитал, - не так.
Все было ново: дождь, усталость,
Разрывы мин и гул атак.
6.27 миллионов человеческих жизней унесла жестокая война. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 34 года.
7. война вошла в каждый дом, осталась болью в душе каждого. Говорят мужчины не плачут…
Но в сердцах детей военных лет раной остались скупые солдатские слезы.
Война вошла в наш дом, и помню я ее
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А, как заходят путники в жилье,
Передохнуть, испить с дороги.
Глаза закрою, вижу как теперь,
Распахнутые настежь двери дома,
И как ложится на пол через дверь
Зари вечерней свежая солома.
Я вижу мать у белого стола
В обнимку с черным чугуном картошки
И двух солдат, которым подала
Моя сестренка расписные ложки.
Солдаты ели истово, в запас,
А старший рыжий, с вислыми усами
Рассказывал, давя бездонный бас,
И вдруг заплакал тихими слезами.
Сидел и плакал тягостно, в упор.
Не наклоняясь и лицо не пряча.
И я войну запомнил с этих пор,
И до сих пор боюсь мужского плача.
Учитель: О чем плакал солдат? (дети рассуждают)
8.Долгие годы солдаты шли к победе. В ожесточенных боях истекая кровью и умирая, приближали счастливый миг победы.12 апреля 1944 года Советские военные освободили наш район от немецко –фашистских захватчиков.
Народ ликовал! Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. Казалось, что впервые за много дней взрослые и дети радовались весне и наслаждались жизнью. Люди были счастливы, но с горечью вспоминали тех, кого они потеряли.
9.С тех пор прошло уже 70 лет,многих героев уже нет с нами.Но ,память о них всегда живёт в нашем сердце.
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди, покуда сердца стучатся!
Помните! Какой ценой завоевано счастье!
Пожалуйста, помните!
Люди Земли! Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех…
Кто уже не придет никогда, -
Заклинаю: Помните! Помните!
10.Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют школы, улицы, площади. В их честь зажигают « вечный огонь».
Их теперь не обнять, не пожать им ладони.
Но восстал из земли негасимый огонь –
Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
11.Давайте согреем память об ушедших героях своими ладонями….
Я предлагаю вам обвести на чистом листе бумаги вашу ладонь и нарисовать на ней кусочек нашей прекрасной Родины, на которой мы живём благодаря им(солдатам,героям,освободителям).
Мы прикрепим ладошки к солнышку и оживим его,что бы оно ещё долго согревало нас ,нашу землю и мирное небо у нас над головами…..
(Творческая работа детей.)