СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Правила этикета: знакомство и приветствие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Правила этикета: знакомство и приветствие»»

Классный час в 3 классе на тему: «Правила этикета: знакомство и приветствие»

Цель: знакомство с правилами приветствия в разных странах, формирование основ нравственного поведения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Задачи: 1). Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

2). Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.

Функции:

1)Просветительская: расширяет круг знаний учеников.

2)Ориентирующая: формирование у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности.

3)Направляющая: помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

4)Формирующая: формирование у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя.

Тип: нравственный классный час.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (бланки для теста, памятки).


Ход классного часа

1.Вступительная часть.


1.Знакомство с участниками беседы.

Поведение для человека – главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях.

Оказывается, знакомство – целая наука.

– Для чего мы знакомимся?

– Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.


1.1.Учитель представляется сам и просит представиться каждого члена класса. Каждый участник называет свое имя, хобби, девиз жизни.

Запомним простые п р а в и л а:

 Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.

 Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» – и назовите имя человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы поставите другого человека в неловкое положение.

 Если представленный человек вам неприятен, нельзя подавать виду, держаться необходимо вежливо.

 Вы привели друга домой. Представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.

 Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.


2. Основная часть.

1.2. Упражнение: Приветствие.

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга, зарядить класс энергией и положительными эмоциями.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 части:

«европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.



1.3.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте! —

Поклонившись, мы друг другу сказали.

— Здравствуйте! —

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Не секрет, что есть немало молодых людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они думают, что образованному человеку, разбирающемуся в литературе, музыке, искусстве, хорошему специалисту, совсем необязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он руку первым, или ждет, когда ее ему подадут.

Не поздороваться с присутствующими, входя в помещение, равносильно декларации: «Я вас не знаю и знать не хочу!» Не восстановит ли подобное поведение против вас людей, к которым вам, может быть, через минуту придется обратиться с просьбой.

Для всех существует простое правило: будьте по-настоящему доброжелательны к людям и умейте выразить свое дружеское расположение к ним в понятной им форме.

Сегодня мы поговорим об этикете приветствия.

Приветствие- это акт проявления дружелюбия и уважения. Приветствием начинается наш каждый день.


2. Разминка.

Игра: Как здороваются в разных странах.

2.1. Участники вытягивают по одной полоске бумаги, становятся в центре круга и приветствуют друг друга, изображая описанный жест, затем объясняют, в какой стране так приветствуют люди друг друга.


Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его три раза в щеки. (Нидерланды, Бельгия)


Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его два раза в щеки. (Португалия, Испания)


Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его четыре раза в щеки. (Париж)


Поздоровайтесь, сложив руки как для молитвы и склонившись. Чем ниже поклон и длительнее он выполняется, тем важнее персона, которой они адресованы. Сайкэйрэй – самый низкий поклон. (Япония)


Поздоровайтесь, потершись друг с другом носами. (Эскимосы)


Поздоровайтесь, горячо и сильно сжав человека в своих объятиях. (Россия, Палестина)


Поздоровайтесь, с помощью крепкого и сильного рукопожатия. (Германия)


Поздоровайтесь с человеком, сохраняя расстояние в 50 см и легко пожимая ему руку. (Англия)


Пожмите протянутую Вам руку двумя руками в знак уважения. (Таджикистан)


Пожмите протянутую вам руку. Положите свою левую руку на правое плечо гостя и поцелуйте его в обе щеки. (Саудовская Аравия)


Пожмите друг другу руки, а затем прижмите правые руки к сердцу. (Иран)

Протяните навстречу друг другу обе руки, подуйте на них, затем пожмите. (Конго)

Сложите руки в «анджали»: прижмите ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. (Индусы)

Поднесите правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя. (Североафриканские государства)

Похлопайте в ладоши и присядьте. (Замбези)

Снимите правой рукой шапку с головы, левую руку заложите за ухо и при этом высуньте язык. (Тибет)

Похлопайте ладонными по бедрам, потопайте ногами, согните колени, высуньте язык, выпучите глаза. (Новая Зеландия) (Понять это может только «свой», так что ритуал рассчитан, прежде всего, на распознание чужака.)

Обнюхайте друг друга, потритесь носами, погладьте друг друга по спине. (Полинезия)

Приложите ладонь ко лбу, поверните ее в сторону того, с кем здороваетесь. (Египет, Йемен)

Кулаки выставьте перед собой на уровне груди, поднимите их над головой, разожмите их и резко опустите вниз. ( остров Пасхи )

Поприветствуйте друг друга танцем. (Австралийские аборигены)

2.2. Анализ разминки.

Классный руководитель задает вопросы:

- При каких знаках приветствия вы чувствуете себя нормально?

- Испытывали ли вы уже неловкость, когда в какой-нибудь стране с вами горячо здоровались, пытаясь вас поцеловать, а вы в этот момент отступили неловко назад, так как вы не знали правил данного общества?


3.Знакомство с правилами приветствия.

Беседа с учащимися об этикете приветствия.

3.1. Учитель предлагает проанализировать, что учащиеся знают о правилах приветствия.

Учащиеся высказывают свои суждения

3.2. Вопросы для обсуждения:


1. Как мы должны правильно приветствовать друг друга?

2. Что обозначает слово «здравствуйте»?

3. Можно ли говорить «здрасьте», «привет»?

4. Поздоровайтесь, пожалуйста, со мной.

5. Почему при приветствии мы смотрим друг другу в глаза?

6. Что делать при приветствии с головным убором женщине и мужчине?

7. Каким должно быть рукопожатие?

8. Надо ли снимать перчатки при рукопожатии мужчине и женщине?

9. Что делать с очками при рукопожатии? ( солнцезащитными и для зрения)

10. Кто здоровается первым?

11. В каких случаях женщина здоровается первой?

12. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

13. Должен ли вставать мужчина, приветствуя женщину?

14.В каких случаях должны вставать студенты?

15.Что нужно знать о рукопожатии?

16. Сколько вопросов целесообразно задать при приветствии? Насколько подробно нужно на них отвечать?

17. Если на лацкане Вашего пиджака прикреплен бедж с Вашим именем, надо ли представляться при знакомстве?

18. Что должен сделать мужчина с сигаретой при приветствии?

19. На каком расстоянии друг от друга нужно здороваться?

20. Как поступить в затруднительных ситуациях, когда статус Вашего знакомого примерно равен Вашему?

21. Что нужно делать, если Ваш спутник или спутница поздоровались с людьми, которых Вы не знаете?

22. Кому можно сказать «привет»?

23. Как следует обмениваться приветствием двум супружеским парам?

24. Как правильно поступить, если с Вами поздоровался незнакомый человек?

25. Какую роль при приветствии играют мимика, жесты и интонация?

4. Практический этап.

4.1 Учащиеся отвечают на вопросы о более сложных этикетных ситуациях.

* Поздоровайтесь со знакомым на другой стороне улицы.

Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует!

Поздоровайтесь со знакомым, который подходит к Вам.

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать "здравствуйте!" издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов.

  • Ваш спутник поздоровался с незнакомым Вам человеком. Как поступить вам?

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

  • Вы встречаете знакомого в компании незнакомца. Поздоровайтесь правильно.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

  • Вы идете с группой людей и встречаете своего знакомого. Знакомить своего знакомого с членами своей компании?

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, не обязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым.

  • Обязательно ли приветствовать тех людей, с которыми вы не знакомы, но часто встречаетесь? (соседями по подъезду, почтальоном, продавцом из ближайшего магазина)

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы.

  • Вы входите в помещение, где находится много людей. Поздоровайтесь правильно.

Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее "здравствуйте».

4.2.ТЕСТ: Знаешь ли ты правила этикета?

1. Как здороваются юноша и девушка?

а) первой подает руку девушка;

б) первым подает руку юноша;

в) лучше ограничиться кивком головы;

г) лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?

а) младший - старшему;

б) старший - младшему;

в) начальник - подчиненному;

г) подчиненный - начальнику.

3. Всегда ли во время знакомства юноша встает?

а) всегда;

б) только при знакомстве с девушкой;

в) по своему усмотрению.

4. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане?

а) может;

б) может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной суммой

денег;

в) не может - он должен вынуть руку из кармана.

5. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?

а) может, особенно если сигарета импортная и дорогая;

б) сигарету лучше держать в руке, а не во рту;

в) приветствие и беседа с сигаретой не допустимы.

6. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

а) обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;

б) совсем не обязательно - смотря в глаза, можно смутить собеседника;

в) подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы того,

с кем здороваешься - это поможет вам обоим избежать смущения.

7. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

а) конечно, нет - это несерьезно;

б) смотря по настроению;

в) приветливая улыбка желательна всегда.

8. Может ли юноша подать руку в перчатке для рукопожатия?

а) может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;

б) не может;

в) может - в сильный мороз.

9. Должна ли девушка снимать перчатку, здороваясь?

а) не должна;

б) должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, особенно

если этот человек старше ее по возрасту;

в) может не снимать, если температура воздуха ниже -50.

10. Можно ли не принять руки, протянутой для рукопожатия?

а) можно;

б) нельзя;

в) это может позволить себе в отдельных случаях женщина.

11. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?

а) крепким и продолжительным;

б) слабым и непродолжительным;

в) крепко сожмите руку нового знакомого и несколько секунд потрясите ее, как бы скрепляя союз;

г) рукопожатие должно быть дружелюбным, но недолгим.

12. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

а) только раз - при первой встрече;

б) каждый раз при встрече;

в) несколько раз, если встречи разделяют более или менее значительные промежутки времени.

13. Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы незнакомы, но часто встречаетесь?

а) конечно, ведь это так естественно;

б) зачем здороваться, если человек незнаком?

в) это возможно, если этот человек проявляет к вам повышенный интерес;

г) ни в коем случае.

14. Нужно ли здороваться со знакомым, увидев его в автомашине?

а) не обязательно;

б) обязательно;

в) только в том случае, если знакомый не сидит за рулем.

15. Незнакомый человек на улице поздоровался с вами, обознавшись. Как быть?

а) сделать вид, что вы не заметили приветствия;

б) ответить приветствием;

в) объяснить человеку его ошибку.

16. Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую. Кто из вас двоих

должен поздороваться первым?

а) тот, кого обгоняют;

б) тот, кто обгоняет.

17. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

а) догнать, извиниться и поздороваться;

б) сделать вид, что все в порядке;

в) при следующей встрече все объяснить и извиниться.

18. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить?

а) это вполне возможно;

б) человек, их знакомящий между собой, обязан представить каждого;

в) человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.

19. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?

а) конечно, входящий;

б) первым здоровается тот, кто вежливее;

в) первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего.

20. Кто здоровается первым: ожидающий или опаздывающий?

а) конечно, ожидающий - он больше к этому готов;

б) конечно, опаздывающий, чтобы смягчить свое опоздание;

в) если опаздывает девушка, то первой она все равно не здоровается.

21. Как познакомить своих друзей с родителями?

а) представить родителей друзьям;

б) представить друзей родителям;

в) как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине -пускай познакомятся сами.

22. Как представляется ребенок?

а) называет свое полное имя;

б) называет имя и фамилию;

в) называет имя, фамилию и отчество.

23. Как поступить, если у вас на улице случилось "ЧП"? (развязался шнурок

ботинка, оторвалась лямка сарафана, ручка сумки и т.д.)?

а) обратиться за помощью к прохожим;

б) не обращая внимания, осторожно продолжать движение;

в) извиниться перед спутником, отойти в сторону и поправить.

24. Как вести себя, если на многолюдной улице вы встретили хорошего знакомого?

а) отправиться в кафе, чтобы там поговорить;

б) отойти в сторону и поговорить;

в) найти сквер и расположиться для беседы на скамейке.

25. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену?

а) это неприлично, особенно если собеседник - малознакомый человек;

б) можно, так как этим вы выражаете особое отношение к собеседнику;

в) можно лишь в ответ на подобные жесты вашего собеседника.

26. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: "Будьте здоровы!" Как быть?

а) сделать вид, что не расслышали;

б) поблагодарить;

в) извиниться.

27. На каком расстоянии должны находиться собеседники?

а) чем дальше, тем лучше - но не дальше того расстояния, которое требует крича;

б) чем ближе, тем лучше; если вы будете слушать дыхание собеседника, вы сможете лучше его понять;

в) оптимальное расстояние - около полуметра, именно такое расстояние позволяет говорить спокойно и непринужденно.

28. Какой стороны следует держаться, идя по улице или коридору?

а) левой;

б) правой;

в) середины.

29. Можно ли есть на улице?

а) нельзя;

б) можно, если очень хочется;

в) можно, если это что-то штучное (конфета, мороженое, булочка и т.д.).

30. В дверях аудитории - давка. Ребята одной группы входят, другой - выходят.

Кто должен уступить?

а) те, кто входит;

б) те, кто выходит;

в) входящие и выходящие двигаются осторожно навстречу друг другу.

31. Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого расстояния - через коридор, через улицу?

а) крикнуть громче;

б) не кричать, а показать жестами;

в) подойти поближе и сказать.


3. Заключительная часть.

5.1. Учитель читает стихотворение.

Приветствие.

Я пришел пожелать тебе доброго утра.

Я пришел расспросить тебя: "Как ты спала?

Были ль добрыми сны? Пробуждение - мудрым?

Или, может, в бессоннице ночь провела?

Пусть багрянцем рассветы тебя привечают,

Пусть, как песня веселая, сложится день.

Пусть забвением станут былые печали,

А душа не боится судьбы перемен.

Я не знаю прекрасней творенья Природы!"

Ты в ответ улыбнулась. И, солнцу под стать,

Я под вечер в окно загляну мимоходом,

Чтобы ночи спокойной тебе пожелать.

5.2. Подведение итогов классного часа.

Классный руководитель предлагает ученикам сделать анализ классного часа: отметить положительные и отрицательные стороны, внести предложения и замечания.

Учитель подводит итоги работы класса, предлагает ответить на вопросы теста до конца.