МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»
Классный час на тему:
"Счастье есть - его не может не быть!"
Разработал: учитель английского языка
Бакуменко Вера Николаевна
Тамбов 2020
Сценарий классного часа
Играет музыка «Счастье есть…»
На экране слайд с надписью «Счастье есть – его не может не быть…».
Вступительное слово классного руководителя:
Действительно, «Счастье есть – его не может не быть…»….
Именно так, жизнеутверждающе, звучит тема нашего сегодняшнего классного часа.
Периодически мы с Вами отмечаем разные праздники: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта.… На праздники у нас принято поздравлять друг друга, дарить подарки, говорить много тёплых, добрых и приятных слов. И чаще всего мы желаем друг другу счастья.
Но что же такое «счастье»???... Нечто непостижимое, какой-то далекий образ или все же нечто реальное, что-то, что совсем близко, что окружает нас каждый день, но в рутине жизни мы просто не замечаем этого? Какого человека можно назвать счастливым? Что нужно человеку для счастья? Умеем ли мы видеть и ценить наше счастье? Где искать это счастье? Ну и самое главное - умеем ли мы быть счастливыми? – На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня ответить. Попробуем разобраться, существует ли так называемая «формула счастья».
В чем же актуальность данных вопросов?
Знаете, при выборе темы для классного часа, я задумалась вот над чем:
Ну, во-первых, вы сейчас на пороге школьной жизни, и перед вами стоит множество задач (диплом, выбор дальнейшего места учебы и поступление туда, выбор и поиск работы, многие посещают подготовительные курсы и готовятся к написанию ЕГЭ и т.д). И такое количество задач приводит к понижению у многих учеников положительного психоэмоционального фона, многие ощущают на себе влияние стрессовых ситуаций.
Во-вторых, я, к сожалению, заметила, что многие просто не умеют радоваться. Порой посмотришь на вас – и ужасаешься. Всё у вас в чёрно-белом цвете, жизнь не удалась, все, что окружает в данный момент, - это не то, когда же будет лучше и т.д. И когда я объявила тему классного часа, помните, один из вас заявил, да какое счастье? – счастья нет! …И окончательно убедило меня в том, что провести классный час именно на эту тему просто необходимо, дабы доказать обратное!
Основная часть.
3.1. Эпиграфом к данной теме я не случайно выбрала следующее изречение Анто́на Семёновича Мака́ренко — советского педагога и писателя. А. С. Макаренко считает:
«Счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть.» (слайд 3)
Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы понимаете это высказывание. Команды высказывают своё мнение.
Действительно, можно и нужно учиться быть счастливым. Начнём прямо сейчас.
3.2. Тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется».
Итак, счастье – это эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования. (слайд 4)
Самый простой способ притянуть положительную эмоцию – улыбка! (слайд 5«улыбашки»).
Многие, к сожалению, улыбаются очень редко, а некоторые, и вовсе разучились это делать. Иногда нужно просто заставлять себя. В связи с этим предлагаю вам прямо сейчас провести своеобразный тренинг, чтобы пребывать в позитивном состоянии, по меньшей мере, до конца классного часа.
Итак, тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется».
Ученики по кругу делятся теплом своей улыбки, передавая из рук в руки «СМАЙЛИК» (шарик с улыбкой), при этом играет песня «Улыбашки».
3.3. Презентация классного руководителя
Каждый человек на нашей планете стремиться обрести счастье. Недаром огромное количество литературных произведений, песен, фильмов посвящены поиску счастья.
Всем известно, например, произведение «Приключения Буратино», где герои яростно пытались заполучить «золотой ключик», с помощью которого они надеялись открыть потайную дверь и найти за ней своё счастье. (слайд 6 или ролик)
Или, например, всем известен современный мультфильм «Ледниковый период», где белка пыталась изо всех сил заполучить свой злополучный орех, в котором она видела своё счастье. (слайд 6 или ролик)
Также и люди в повседневной жизни постоянно за чем-нибудь гонятся. И часто в этой карусели они пробегают мимо чего-то очень важного. (видеоролик о суете, слайд 7)
Нас засасывают бесконечные домашние хлопоты и повседневные заботы. Мы взрослые тоже тратим уйму времени на различного рода совещания, переговоры, встречи, круглые столы, конференции…. Напряженные сессии вынуждают ваш мозг работать в бешеном темпе… Ежедневная рутина часто загоняет нас в тупик, мы чувствуем, что находимся в состоянии постоянного стресса, а порой – погружаемся в уныние… И пребывая в этом унынии, мы убеждаем себя , что жизнь станет лучше когда-нибудь потом, когда мы, например, закончим учиться, найдем работу… Потом мы расстраиваемся, что у нас нет машины, потом квартиры… Потом люди женятся, выходят замуж, заводят ребенка, потом второго и т.д. Потом им начинает казаться, что жизнь станет лучше, когда будет более красивая машина и более просторная квартира или когда их дети вырастут и т.д.
Вы заметили, что во всех этих предложениях фигурирует слово «потом». То есть постоянно нам кажется, что сейчас мы как будто не живем по-настоящему, а «пишем черновик», а настоящая счастливая жизнь будет потом - на другом этапе…когда возьмем отпуск, когда выйдем на пенсию… Но так ли это? Можно ли отложить счастливые моменты жизни? Можно ли вернуться к ним потом? Отмотать плёнку назад? Или переснять как неудавшийся кадр? (Учащиеся высказывают своё мнение)
4. А счастье – в чём? «Домик счастья».
Счастье можно и нужно находить в разном. И каждый, как мы выяснили, видит его по-своему. Обратимся, например, к фрагменту из фильма «Доживем до понедельника». Просмотр видеоролика. (слайд 8)
Как мы увидели, для героя данного фильма счастье – «это когда тебя понимают»…
А как и в чем вы видите своё счастье? Сейчас я попрошу вас изобразить на листе бумаги своё счастье в виде любого образа, предмета или явления. То есть сделать рисунки – ассоциации. (дети рисуют в классе что для них счастье или можно попросить их сделать это заранее, на подготовительном этапе работы)
А теперь давайте посмотрим какое совершенно разное и многоликое счастье у вас получилось. (дети презентуют и комментируют свои рисунки)
«Николай Иванович. Полезным тут ничем нельзя быть другим. Зло слишком застарело. Полезным можно быть только себе, чтобы видеть то, на чем мы строим свое счастье. Вот семья: пять детей, жена брюхатая и больной муж, и есть нечего, кроме картофеля, и сейчас решается вопрос, быть ли сытым будущий год, или нет. И помочь нельзя. Чем помочь? Я найму ей работника. А кто работник? Такой же бросающий свое хозяйство от пьянства, нужды. (Толстой Л. Н., И свет во тьме светит, 1900)
А вот стихи современного писателя о счастье:
Построй сам своё счастье
(Сергей Кирпиков, 25.08.2017г.)
Мы о будущем мечтаем
Всё сильнее день за днём.
Жизнь, как сказку представляем,
От судьбы подарков ждём.
Ждём удачи, процветания,
Чтобы жить, как в сладких снах.
Не имея понимания,
То, что в жизни всё не так.
Процветание приходит
Только к тем, кто не ленив,
К тем, кто счастье сам построит,
Кто не глуп и терпелив.
А глупцам с их точкой зрения
Счастье в жизни не видать.
Низкий уровень мышления
Им всегда будет мешать.
И подобное мышление
Жить спокойно не даёт,
Лишь тревоги и волнения
За собой всегда влечёт.
Глупо злиться бесконечно,
Обвиняя всех подряд.
Ваши беды быстротечны,
В них никто не виноват.
Поднимись хоть на ступеньку,
Своим мыслям дай обзор.
Чтоб расширить потихоньку
Нужных знаний кругозор.
И тогда найдёшь подсказку
И построишь счастье сам.
Жизнь пойдёт, как в снах, как в сказках,
Излучая чудеса.
Так что же значит «строить счастье»? Чем отличаются и что общего в этих столь близких и столь далёких друг от друга по времени произведениях? (Обсуждение, дискуссия)
А теперь я хочу предложить вам попытаться хотя бы символически «построить своё счастье». У вас на столах лежат бумажные листы с различными надписями, например, такие… Внимание на экран. (На экране слайд 9, презентующий разные добродетели. В христианстве существует два списка добродетелей. Может они помогут вам в строительстве ваших домов.
Первый просто перечисляет их:
Благоразумие (лат. Prudentia)
Мужество (лат. Fortitudo)
Справедливость (лат. Justitia)
Умеренность (лат. Temperantia)
Вера (лат. Fides)
Надежда (лат. Spes)
Любовь (лат. Caritas)
Второй же исходит из противопоставления грехам:
Целомудрие (лат. Castitas)
Умеренность (лат. Temperantia)
Любовь (лат. Caritas)
Усердие (лат. Industria)
Терпение (лат. Patientia)
Доброта (лат. Humanitas)
Смирение (лат. Humilitas)
Итак, из набора предложенных надписей вам, посовещавшись, нужно за 2-3 минуты выбрать 6 самых, на Ваш взгляд, необходимых и важных для построения так называемого «дома счастья». Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот, приблизительно таким образом… (слайд 10 с «домиком»). То есть, эти надписи являются для вашего «домика» своеобразными кирпичиками, необходимыми для его построения. Итак, какие секреты есть у счастья, что же нам нужно, чтобы быть счастливыми? начинайте… (Пока учащиеся строят свои дома, на экране все остальные могут увидеть слайды с рисунками счастья, если они были подготовлены заранее, или вывесить их на доску, если дети рисовали в классе. Группы работают. На экране в это время презентация рисунков под песню В. Мясникова «Счастье». (3 мин)
Итак, ваши «дома счастья» готовы. Но озвучите вы их в конце классного часа. И у вас будет в конце возможность поменять свои кирпичики, если вы поменяете своё мнение.
5. Высказывания о счастье.
На протяжении столетий тема поиска счастья волновала и продолжает волновать людей. Неспроста существуют тысячи изречений различных философов, писателей, ученых и других пытливых умов на эту тему. Вам тоже, насколько вы помните, было дано задание отыскать различные изречения о счастье и выбрать из них 5 наиболее близких для вас. Сейчас у нас будет обмен мнениями. Каждая из групп по очереди будет озвучивать реплики, а другая группа должна будет высказать своё понимание и может быть попытаться догадаться кому принадлежат эти слова. Итак, начнём.
Команды обмениваются своими репликами (в качестве примера ниже приводятся реплики, которые уже были использованы на проведённом классном часе)
1 команда
«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». (политик и госуд. Деятель Авраам Линкольн)
«Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь». (Писательница Хелен Келлер)
«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное». (древнегреческий философ Платон)
«Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, — ему не может чего-либо не хватать». (еврейский царь и мудрец Соломон)
«Место для счастья – здесь». (военный деятель и юрист Роберт Ингерсолл)
2 команда
«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, - и то не день, а мгновение». (Иван Сергеевич Тургенев)
«Чем больше люди завидуют чужому счастью, тем меньше места у них остается на свое». (Михаил Викторович Ба́бич — российский государственный деятель)
«Счастье – это бабочка, которую никак не поймаешь. Но как только ты перестаешь за ней гоняться, она сама садится к тебе на шею». (автор неизвестен)
«Большое препятствие для счастья – это ожидание слишком большого счастья». (франц. ученый Фонтенель)
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (древнегр философ Пифагор)
6. Игра «Ищем позитив…» или «Стакан наполовину полон».
так, мы уже сегодня говорили, что счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее и счастливее. Но иногда люди, к сожалению, не способны замечать позитивные моменты. И даже в одной и той же ситуации, где одни люди видят плюсы, другие видят минусы. И люди настолько привыкают видеть эти минусы, что уже начинают делать это целенаправленно и изначально видят негатив во многих жизненных ситуациях. А это – естественно, серьезное препятствие, чтобы почувствовать себя счастливыми. А ведь иногда случаются ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной или неким толчком на пути к успеху. Поэтому будем учиться видеть позитив. В связи с этим я предлагаю вам небольшую игру под названием «Ищем позитив…» или «Стакан наполовину полон». Её суть в следующем – нужно закончить фразу, которая, на первый взгляд, описывает некую не очень положительную ситуацию. Свой вариант каждая из команд даёт по очереди. Задача – не повторяться.
Итак, закончите фразы так, чтобы найти в конкретном моменте позитивную эмоцию, счастье:
В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).
С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).
К уроку мне надо прочитать огромный рассказ, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).
Как мало времени осталось до экзаменов, но зато... .
Каждый день я вынужден ходить в школу, но…
У меня сломался телефон, но зато это повод, чтобы…
Сегодня нам поставили дополнительный урок физкультуры, но это хорошо тем...
У нас сегодня в квартире целый вечер не было электричества, но зато…
В автобусе я немного задумался и уехал дальше, чем нужно, на две остановки, но…
Итак, ребята, спасибо, за ваши позитивные ответы. Как мы успели понять, что в каждой ситуации можно и нужно искать позитивные моменты. Каждая ситуация в нашей жизни – это возможность что-то понять, узнать, быть может пересмотреть свое отношение к происходящему.
Взглянуть на ситуацию с другой стороны. Порой даже одни и те же слова, одни и те же фразы при совершенно другой интерпретации приобретают кардинально противоположное значение. В качестве примера давайте с Вами посмотрим видеоролик под названием «Я - часть потерянного поколения», который очень показательно демонстрирует, как меняется вообще смысл происходящего вокруг в зависимости от нашего с вами к этому отношения.
Вывод: мы сами распоряжаемся счастьем своим, потому что наше счастье – в наших руках.
Творческий продукт «Счастье для нас – это…»
В конце классного часа дети могут корректировать и презентовать свои «дома счастья». Классный руководитель комментирует, добавляет свои мысли и делает акцент на том, что необходимым компонентом всех «домиков» является любовь. Любовь бывает разная…. Потому что только любящий человек может испытывать счастье сам и дарить счастье другим. Одно из наиболее важных проявлений любви – это любовь к мамам, детям...
Примеры работ:
Ученикам предлагается на большом гелиевом шаре, который использовался в начале урока, маркерами написать свои добрые пожелания, который будет символизировать «Птицу счастья», а затем дети отпустят её в небо. Играет песня «Птица счастья».
Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».
Я надеюсь, что и вы сегодня свой «кусочек» счастья, свою часть получили у нас на классном часе.
Песня «Мы желаем счастья Вам…»
Используемые информационные источники
1.Воспитание школьников. N°2, 6 М.: Министерство образования РФ, 1998.
2. Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»- М.-1998, «как быть счастливым в семье» М.-1998
3. Кон И.С. Этический словарь. М.: Просвещение, 1989.
4. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. М.: Просвещение, 2000.
5. Леви В.Л. Познай себя. М.: Семья и школа, 1993.
6. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.
7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Знание, 1999.
8.http://aforizmi-i-citati.ru/o-schaste/1700-vyskazyvaniya-filosofov-o-schaste.html – Философы о счастье
9. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo
- Социальная сеть работников образования
10. https://.ru/files/klassnyi-chas-razmyshlieniie-o-schast-ie.html
- Сайт для педагогов
13.https://www.youtube.com/watch?v=ZuIqxituiB4
- Социальный ролик «Я – часть затерянного поколения»