СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Строка,оборванная пулей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Строка,оборванная пулей"»

.

Классный час «Строка, оборванная пулей…»

Анатация: данный классный час может быть использован во внеурочной работе, с учащимися . Материал классного часа может быть использован на уроках литературы и истории при изучении темы Великая Отечественная война.

Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОв, презентации о родственниках – участниках войны, разучивание песен, стихов.
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, раздаточный материал шаль, выставка книг.

Цель: привлечение внимания студентов к историческим событиям, к истории своей семьи.

Задачи: 

– способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

– воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу ,ответственность).
I. Вступительное слово 

– Здравствуйте, ребята! Сегодня...

Вопрос: – Чем знаменателен этот год в истории нашей страны? (74 года ВОВ).
Тема нашего классного часа ««Строка, оборванная пулей…».

Вопрос: - Как Вы думаете о ком пойдет речь?

Наш классный час будет о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.

- Ребята, перед вами лежат Благодарственные литовки. Я хочу, что бы в процессе нашего классного часа вы их заполнили. Запишите в них имена тех людей, которым вы хотите сказать спасибо за Победу.

Вечная Слава Героям! Вечная слава! Вечная слава!

Вечная слава героям! Слава героям! Слава!!

…Но зачем она им, эта слава, -мертвым?

Для чего она им, эта слава, - павшим?

Все живо - спасшим. Себя- не спасшим.

Для чего она им, эта слава,- мертвым?..

Вопрос: Я оборвала строку этого стихотворения на вопросе «Для чего слава, память мертвым?» Ребята, кто – то готов ответить на этот вопрос? Если Вы затрудняетесь ответить на такой сложный вопрос, давайте разберёмся вместе.

Вопрос:  Как вы понимаете слово память? … 

«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

-Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, что это не только память отдельных людей, не только память одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. Вот уже 70 лет из года в год празднует наш народ праздник Великой Победы.

-Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели как на войне.

Вопрос:  - Ребята, как вы думаете, почему поэты не прекращали писать во время войны?

Поэзия она звала на бой, согревала душу солдата в минуты отдыха, напоминала о доме, о родных и близких. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты, на них складывались песни. Вы говорите все верно.

Анна Ахматова в феврале 1942 писала

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!

Вопрос: - Ребята, сохранено ли русское слово? Но почему же тогда мы загрязняем русскую речь сквернословием? Надеюсь, что не выражаетесь нецензурной бранью. Я вас прошу вспомнить эти стихи и задуматься в следующий раз, когда вы захотите сказать что- либо неприличное. Русское слово - выстраданное слово. Оно рождено мыслью, волей и напряжением тысяч людей, шедших на бой.

Поэты не только не прекращали писать во время войны, а на войне появляется плеяда молодых поэтов.

(Слайды с именами поэтов военных лет.)

Имена, имена, имена. Они ушли на фронт, чтоб возвратиться к нам легендой. Одно имя за другим и каждое звучит живыми интонациями, стихами.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.

Павел Коган Он учился в Московском литературном институте. Его угловатые стихи поражали яркостью образов, озорной радостью, чистотой сердечных переживаний.

П. Когана по состоянию здоровья не брали на фронт. Тогда он окончил курсы переводчиков и все-таки попал в действующую армию. 23 сентября 1942 года лейтенант П. Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная под Новороссийском.

Они были романтиками, влюбленными в солнце, землю, земные радости. И этими чувствами дышат их стихи…

Всеволод Багрицкий, поэт, сын поэта. Его фронтовая биография длилась всего 34 дня. Он погиб в боях за освобождение Ленинграда 26 февраля 1942года.

Нам не жить как рабам,

Мы родились в России,

В этом наша судьба,

Непокорность и сила. 1941

Вопрос: -А что можно считать подвигом? Какие подвиги вам известны?

Елена Ширман - дочь моряка и учительницы, родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Училась в техникуме, пединституте, работала сначала в библиотеке, затем культпросветработником на селе. Рисовала. Занималась спортом. Отлично плавала. Метко стреляла. И всё-таки истинным призванием её была поэзия. Эта любовь и привела её в Литературный институт имени Горького.

Война застала молодую поэтессу, в Ростове. Она работает на заводе, роет окопы, редактирует газету «Прямой наводкой». В 1942 году увидел свет первый сборник стихов Е. Ширман «Бойцу Н-ской части». С начала Великой Отечественной войны Елена Ширман – редактор выходившей в Ростове агитгазеты «Пря-мой наводкой», где печатались многие её боевые сатирические стихотворения. Писала агитационные листовки и открыт-ки. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтное была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.

Минуло более двадцати лет, прежде чем все узнали подробности расправы гитлеровцев с поэтессой Еленой Ширман. Фашисты в Ремонтном захватили редакцию. На её глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день поэтессу повели на казнь. Поставили её на колени и хотели выстрелить в затылок. Она повернулась к фашистам лицом. И произнесла слова «если пуля летит от сердца, эта пуля найдёт врага». Судьба ее была предрешена. Немцы люто её возненавидели и, наконец, смогли дать волю своей звериной злобе. С неё сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Елена умерла как герой, с ненавистью и презрением к палачам, с верой в неизбежную нашу победу.

Чудом отыскался и её дневник, обнаруженный на месте казни. И была написана повесть о ней «История одной жизни», спустя тридцать лет после смерти вышла книга автора «Жить!». В ней поэтесса поведала о своей любви к жизни.

Ветер, ветер, ну что ты наделал?

Ты, должно быть, сошел с ума!

Это из-за тебя, оголтелый,

У меня не волосы, а кутерьма.

Разве можно взъерошенной мне истлеть,

Неуемное тело бревном уложить?

Если все мои 20 корявых лет, как густые

деревья гудят жить!

Если каждая прядь на моей башке

к солнцу по-своему тянется,

Если каждая жилка бежит по руке

неповторимым танцем!

Жить! Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями на земь сыпаться,

Только бы чуять артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться!

Вопрос:

1) Какие чувства вы испытывали, слушая историю гибели поэтессы?
2) Скажите, она совершила подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать ей подвиг?

9 Мая – праздник Великой Победы. Его отмечает вся страна. На этой войне погибли миллионы людей. Эта война задела горем каждую семью в стране. Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах

Посвящается памяти деда

Я счастливый человек

У меня был славный дед

Дед мой – целая легенда

Для меня дороже нет



Был он добрым, труд любил

Как иначе быть могло?

Родился в семье он первым

Вся надежда на него



Может счастье б продолжалось

Мир в семье и тишина

Все внезапно оборвалось-

Началась она – война.



Для страны - лихое время:

Землю надо защищать

Первым прадед отозвался

И ушел он воевать.



Долго весточки все ждали

От прадеда моего

Только он пропал без вести

Все, что знаем про него.



Время шло, и дед мужал

И однажды всем сказал:

« За отца и за Россию

Жизнь свою и я отдам!»



Было трудно, было страшно

Только он не отступал

И до самой до победы

Он на фронте воевал.



Дед мой выжил, но обидно

Не спокойно было жить

За погибших в войне братьев

Он не мог себе простить.

Помню я его слова

Их забыть никак нельзя:

« Берегите мир на свете

Все: и взрослые и дети

Ничего страшнее нет,

Чем война, сынок, поверь»



Так и жил старик на свете

Скромно век свой доживал,

Но про войну и про победу

Никогда не забывал.

В светлый праздник

День Победы

Я пойду к могиле деда.

Слезы лить я не смогу,

А то его я огорчу.



Спи спокойно, милый дед!

Я принес тебе букет

Каждый листик на цветке -

Это память о тебе.



Знай, что внук тобой гордиться

Любит, помнит и скорбит,

Если вдруг беда случится –

То Россию защитит!



Подведение итогов:

Ребята, в начале классного часа, я предложила вам, заполнить Благодарственные листовки. Давайте озвучим то, что вы в них написали.

Читают листовки, остаются стоять.

Спасибо вам за искренность, открытость и чуткое отношение к памяти наших предков.

В начале классного часа я оборвала строку стиха:


Для чего она им, эта слава,- мертвым?..

Если молнии в тучах заплещутся жарко

и огромное небо от грома оглохнет,

если крикнут все женщины люди земного шара,-

ни один из погибших даже не вздрогнет.

Знаю: солнце в пустыне глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни

повторяю: Вечная Слава Героям!..

И бессмертные гимн ,прощальные гимны

над бессонной планетой плывут величаво...

Пусть не все герои,- те, кто погибли,-

Павшим Вечная Слава! Вечная Слава!

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно- не мертвым! Это надо -живым!

Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните! Какою ценой

завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!