«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам». И. Брехман
Классный час
«ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЕ ДОБУДЕШЬ»
Цель: обеспечение учащихся информацией в области сохранения и
укрепления здоровья.
Задачи:
• Сформировать понятие здорового образа жизни.
• Познакомить учащихся с составляющими здорового образа жизни
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор.
презентация,
Ход занятия
1.Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире
7 апреля является Всемирным днем здоровья.
Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И ceбе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Hо почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства
Поэтому девизом сегодняшней встречи мы взяли народную поговорку «Здоров будешь - все добудешь». А добывать вы будете спецвалюту «здоровянки» с помощью своих знаний, смекалки, находчивости, юмора.
В игре принимают участие три команды: «Крепыши», «Витаминки», «Диролики» .
Оценивать участников будет жюри. В конце игры члены жюри подсчитают количество «здоровянок», заработанных каждой командой, и подведут окончательный итог игры.
2.Сейчас вам предлагается тест «Твоё здоровье».
Обсуждение результатов (5 мин).
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам,
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7.У меня часто кружится голова.
8.В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в. хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни.
Правила рационального питания школьников.
1. Есть регулярно, а лучше 5 раз в день. Если следовать этому правилу, чувство голода не возникнет, и садясь за стол, вы вполне удовлетворите с ь небольшой порцией.
2. Тщательно пережевывать пищу. Ешьте не спеша. Это предохранит желудок от заболеваний.
3.Не злоупотребляйте солеными и перчеными блюдами.
4.Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацио и фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло. салаты из овощей. Меньше употреблять мучного и сладкого.
5.Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.
6. Не ужинать позже, чем за 1,5-2 часа до сна.
8.БЛИЦ-ТУРНИР
1. Как называется повышение устойчивости своего организма к воздействию неблагоприятных метеорологических и других факторов внешней среды? (Закаливание.)
2. Если не выросли зубы мудрости, значит, человек глуп. Так ли это? (Нет.)
3. Кто первым заявил о том, что микробы способны вызвать болезнь? (Л. Пастер[1].)
4. "Съешь завтрак сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу".
Кому принадлежит это высказывание? (А. Суворову [2].)
5. Как называют любителей купания зимой в ледяной воде? (Моржами.)
6. Что означает в переводе с латинского слово "витамин"? (Жизнь.)
7. Кто является основателем Олимпийских игр современности? (П. де Кубертен [3].)
8. "Выходите по порядку, становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день, разгоняй движеньем лень".
Кто сочинил эти стихи? (Поэт Цветик. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей".)
9. К какой науке относятся законы Г. И. Менделя [4]? (Генетика.)
I0. Что опаснее: ожог паром или ожог кипятком? (Паром — 1374°С, кипятка —1100 °С.)
11. Что в переводе с греческого означает слово "психология"? (Наука о душе.)
12. О чем предупреждает Минздрав? (Курение опасно для вашего здоровья.)
13. Без чего невозможен хороший обед? (Без аппетита.)
14. Что измеряют новорожденному младенцу? (Вес и рост.)
15. Когда руки становятся местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
16. Назовите вид спорта, который в переводе с персидского означает "Король мертв". (Шахматы.)
17. Какое растение за его способность очищать воздух в помеще-
ниях часто называют "зеленым кондиционером"? (Хлорофитум);
Стресс и его влияние на подростка.
Стресс - это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие.
Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают вас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Стрессы вредят вашему психическому здоровью.
Сила духа.
А сейчас мы проверим капитанов на силу духа. У кого быстрее надуется и лопнет воздушный шарик? В здоровом теле - здоровый дух!
Вредные привычки.
Тревожные факты:
- В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70 % молодежи. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами,
- В среднем по России курят 35,6 % мальчиков до 15 лет и 25 % девочек. А в возрасте 16-17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.
- Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.
Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков -в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкою отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.
В табачном дыме кроме никотина содержится еще около 80 веществ, которые считаются опасными для организма: бензопирен, синильная кислота, радиоактивный полоний (Ро210), сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и др. При сгорании 1 кг табака образуется 40-70 г табачного дегтя. Человек, который выкуривает ежедневно пачку сигарет, за год пропускает через легкие 800 г дегтя. В состав табачного дегтя входят различные вещества и смолы, способные вызвать злокачественные опухоли. Два мг бензопирена вызывают рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает раковая опухоль.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек - зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей - хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч, сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6 %.
В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Болезни | Курящие | Некуряшие |
1. Нервные | 14% | 1% |
2. Понижение слуха | 13% | 1% |
3, Плохая память | 12% | 1% ; |
4. Плохое физическое состояние | 12% | 2% |
5. Плохое умственное состояние | 18% | 1% |
6. Нечистоплотны | 12% | 1% |
7. Плохие отметки | 18% | 3% |
8. Медленно соображают | 19% | 3% j |
Доводы для девочек
- Ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.
- У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороками сердца и дефектами развития.
- Дети, родившиеся у курящих матерей, отстают в развитии, в 7 лет - плохо читают, в 10 лет - плохо понимают текст и математические задания.
- Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.
Доводы для мальчиков
- Шансов стать импотентом у курильщика в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах, А еще курение повреждает мужскую сперму.
- У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех. детей, чьи родители курят.
За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин - «пассивное» курение.
Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией в XXI веке. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.
В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, на транспорте.
Почему же все-таки продают сигареты в киосках?
Да потому что категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого
курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить можно.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»... Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, A.M. Горький, композитор СВ. Рахманинов и даже ученый-терапевт СП. Боткин, курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?
Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки.
Писатель А. Дюма-младший: «Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу также определенно, как и алкоголь». Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове ...»
Спиртные напитки также обладают ядовитыми и наркотическими свойствами. Мозг задерживает до 30% поступающего в организм алкоголя. Спирт губительно воздействует на иммунную и генетическую системы. Употребление пива ведет к быстрому развитию алкоголизма.
15. Режим дня подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья - соблюдение режима сна. Проведенное в последние годы изучение этого вопроса показало, что значительная часть детей недосыпает. В большинстве случаев причиной является неправильная организация проведения свободного времени и выполнения домашнего задания. Частой причиной нарушения сна у школьников является просмотр поздних телевизионных передач. (Кстати, дети, имеющие у себя в комнате телевизор, на 20 % хуже успевают по математике и литературе, чем их сверстники, не имеющие телевизора в комнате.)
Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет-9-9,5 часов; в 15-17 лет -8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать ребенка тучным.
Cnорт.
За. Недавно появился новый вид аэробики, которым могут заниматься даже люди, перенесшие травму позвоночника. Иногда, чтобы увеличить нагрузку, занимающимся дают в руки гантели, правда сделанные из сверхлегких материалов. Почему же выполнять упражнения с ними труднее? (Речь идет об аквааэробике. Занимающиеся стоят по шею в воде, и им трудно удерживать постоянно всплывающие гантели.)
3б. Самолетный, вертолетный, планерный... Назовите четвертый вид авиационного спорта. (Парашютный.)
3в. Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как называется этот вид спорта? (Перетягивание каната.)
Здоровье - это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от:
- пола, возраста, состояния здоровья;
- условий обитания (климат, жилище);
- экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
- наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
- отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, малоподвижный образ жизни и др.).
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Конкурс болельщиков: «Назови пословицы о здоровом образе жизни»
Заключительное слово