Этап | Действия учителя | Действия обучающихся | Презентация |
Организацион-ный момент | Приветствие учителя, сообщение темы и цели классного часа. | | Слайд №1 «Здоровым быть модно!» |
Что на ваш взгляд включает понятие здоровья? Назовите факторы, влияющие на здоровье. Сегодня мы будем говорить об одном факторе, влияющего на здоровье школьников, это Организация учебной деятельности. | Ответы учеников: Работа по слайду №2 | Слайд №2 Здоровье – это: |
Формирование новых понятий | Организация учебной деятельности, в частности о приемах психологической подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Задача сегодняшнего классного часа – это выработка конструктивного отношения к экзамену, научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательным и организованными. Мы сегодня научимся некоторым приемам, помогающим преодолеть стресс, значит, научимся не навредить своему здоровью при сдаче экзаменов в формате ГИА. Вопрос к классу: Закончите предложение: Экзамен для меня – это … | Ответы учеников: Экзамен- это результат учебы за 9 лет. Экзамен – это испытание?... | Слайд №3. Психологическая подготовка учащихся к экзаменам |
| А можете ли вы назвать причины волнения перед экзаменами? 1.Страх – «А вдруг провалю»; 2.Недостаток подготовки; 3.Волнение близких и окружающих. Упражнения, которые помогают избавиться от волнений. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии - выдох, при ослаблении - вдох. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением. В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент. | Ответы учеников, используя презентацию Практикум упражнений. | Слайд № 4 «Причины волнения перед экзаменами?» |
Чтобы сдать экзамены на «5», мы рассмотрим 5 аспектов, позволяющих преодолеть предэкзаменационную тревожность 1. Приспособиться к окружающей среде. Мощным источником стресса для учащихся, сдающих ГИА, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги- члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки. Этой целью проводятся пробные экзамены. | | Слайд №5 «Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?» |
2. Контроль над позитивными мыслями. Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например, предстоящий экзамен). Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. | Практикум: Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена. Запишите. | Слайд №6 «Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?» |
| 3.Переименование. Переименование. Как судно назовешь, так оно и поплывет. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не « трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование». | Практикум: Дайте новое, нейтральное название слову « Экзамен- ГИА» | Слайд № 7. «3.Переименование» |
4. Внутренний диалог Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. | Задание структуре «Работа в парах»: Придумайте стрессовую ситуацию, которая может возникнуть на экзамене. | Слайд № 8 «4. Внутренний диалог». |
Ваши действия по этому поводу. Легче советовать другу, чем решать свою проблему. | обмениваются листочками, 2 ученик пишет решение данной проблемы. | |
| 5. Настроиться на успех, удачу! И 5 позиция, которая поможет вам на экзамене – это настрой на успех, удачу! Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута! 1. Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление, удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс. 2. Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, 3. А кто знает, как можно измерить свое артериальное давление с помощью подручных средств (линейка, кольцо, шерстяная нить). | Измерение пульса, запись на листочках. Запишите вывод. Мы можем управлять своими эмоциями, значит можем контролировать свое здоровье. | Слайд №9 «5. Настроиться на успех, удачу!» |
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов. В антистрессовых целях пьют воду за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы натрия или калия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить чистую воду или зеленый чай, витаминный напиток. Все остальные напитки с этой точки бесполезны или вредны. | | Слайд №10. Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов. Слайд №11 «Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды». |
| В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. | Фронтальное выполнение упражнения «Перекрестный шаг» | Слайд № 12 «Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария». |
Это упражнение можно использовать при подготовке к экзаменам. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. | | Слайд № 13» Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария». |
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот. | Созерцание символа «Х» | Слайд № 14 «Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена» |
Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу. Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в прифронтальную кору мозга. Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью. Зевать нужно по правилам. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков. | | Слайд № 15 «Зевота – зарядка для мозга!» |
| Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха. Мобилизующее дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха. В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут | | Слайд № 16 «Поможет дыхательная гимнастика!» |
Это домашнее задание. Перед вами они лежат упражнения для снятия стресса, дома разучите и при необходимости примените во время экзамена. Упражнение № 1 Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены. 1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. 2.Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. 3. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. 4. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 5. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 6. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. | | Слайд № 17 «Упражнения для снятия стресса». |
Упражнение 2. Ещѐ в трактатах китайской народной медицины говорилось, что в ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами. Древние египтяне и греки считали, что ушная раковина связана с мозговыми образованиями и внутренними органами. Первую в мире полную топографическую карту точек и зон на коже ушной раковины, которые являются проекцией определенных частей тела и внутренних органов, опубликовал лионский врач П. Ножье в 1956 году. А в 1969 году он высказал гениальное предположение, полностью подтвердившееся в дальнейшем, согласно которому ухо напоминает По своему виду эмбрион, находящийся в утробе матери, причем тело человека проецируется на ушной раковине так же, как проецируется на коре головного мозга. | Практикум: Помассируйте области мочек уха в течение 2минут. Что вы почувствовали? | Слайд №18 «Самомассаж ушных раковин» |
| Соблюдай правила поведения на экзамене! Думай только о текущем задании! Исключай! Будь внимателен! Начни с лѐгкого! Запланируй два круга! Сосредоточься! Пропускай! Угадывай! Не бойся! Читай задание до конца! Проверяй! Не огорчайся | | Слайд № 19 «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ?» |
| МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом. АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C. Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день. | | Слайд № 21 «Продукты, улучшающие память» |
АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно 1/2 плода. КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жарки). ЛУК РЕПЧАТЫЙ помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум 1/2 луковицы ежедневно. ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный "марафон" (доклады, конференции, концерты) Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга | | Слайд № 22 «Продукты, улучшающие внимание» |
| КАПУСТА – снимает нервозность ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации. ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга. ПАПРИКА – способствует выделению «гормона счастья»- эндорфина. КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции. БАНАНЫ содержат серотонин–вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы». | | Слайд № 23 «Влияние продуктов восприятие информации и эмоции». |
ВАЖНО: Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Спасибо за внимание! Ни пуха, ни пера! Удачи! | | Слайд № 24 « И еще..» |
Подведение итогов классного часа | Будете ли вы применять эти приемы зависит от вас. Человек должен всю жизнь работать над собой, чтобы быть на высоте своих возможностей. Причта о девушке. | | |