СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кластеры по теме "Путешествие". Достоинства и результаты применения приема "кластер" на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводятся примеры кластеров по теме "Путешествие", сообщается об их достоинствах и результатах.

Просмотр содержимого документа
«Кластеры по теме "Путешествие". Достоинства и результаты применения приема "кластер" на уроках английского языка»

Кластеры по теме «Путешествие». Достоинства и результаты применения приема «кластер» на уроке английского языка


Кластер является одним из методов критического мышления, который широко используется в современной педагогике. Кластер — это графическая форма организации информации, при которой выделяются ключевые смысловые единицы и фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Это изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Целью современной системы образования является формирование у обучающихся самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, способствующей интеллектуальному развитию обучающихся и кластер — один из самых эффективных его приемов.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов: активизация, вовлечение всех обучающихся в учебный процесс,опора на имеющиеся знания по данной теме и постановка вопросов, которые расширят представления обучающихся по данному учебному материалу;

  • осмысление: работа с информацией: чтение текста (прослушивание аудиофайла, предъявление презентации и др.), обдумывание и анализ полученных фактов;

  • рефлексия: происходит обобщение и систематизация приобретенных знаний, делаются выводы.

Кластер, который развивает умение предполагать, прогнозировать, дополнять, анализировать, выделяя основное, можно применять на протяжении всего урока.


Основные принципы составления кластера


Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Технология составления:

  1. В центре кластера - основная тема, выраженная ключевым словом.

  2. Вокруг основной темы записываются и соединяются линиями слова, словосочетания, раскрывающие и конкретизирующие эту тему.

  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

  4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

В качестве примера приведу работу над составлением кластеров при изучении темы «Виды транспорта». В самом начале работы, используя прием «Мозговой штурм», обучающиеся вспоминают все известные слова и словосочетания по данной теме. Затем проводится групповая работа, у каждой группы разные задания, в ходе которой обучающиеся записывают преимущества и недостатки выбранных ими видов транспорта. Итоги групповой работы выслушиваются, обсуждаются, вносятся поправки, дополнения и предложения. В дальнейшем все это оформляется в виде кластера, который используется на уроках как опорная схема для составления сообщения, написания ессе.

По такой же схеме создавался кластер «Why do people travel?» при помощи программного обеспечения для построения диаграмм UML Visual Paradigm Online ( VP Online ), позволяющего рисовать диаграммы с помощью графического интерфейса.

Достоинства и результаты применения приема «Кластер»


Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • обучающиеся успешно работают с большим объемом информации;

  • они активны, мотивированы, им интересно;

  • обучающиеся не боятся высказывать свои мысли, суждения.

Обучающиеся, работая по составлению кластера, учатся ставить вопросы, находить главное, видеть причинно-следственные связи и строить умозаключения; сравнивать и анализировать; делать выводы.

 Прием кластера учит обучающихся систематизировать, обобщать как учебный материал, так и свои оценочные суждения, дает возможность высказывать свое мнение, получать новые знания, перерабатывать полученную информацию.

Используя в учебном процессе технологию критического мышления, в том числе, прием кластера, обучающиеся повышают мотивацию, учатся сотрудничеству и креативности.