СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Климатические пояса Африки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку географии в 7 классе. Климатические пояса Африки.В презентации показаны отличительные черты климатических поясов континента. А также предлагаются проверочные задания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Климатические пояса Африки.»

Дунина Е.С.,

Учитель географии

МОУ гимназия №1 города Волгограда


Климат Африки (7 класс)

программа под. ред. И. В. Душиной ( М.: Дрофа)

Методический комментарий.

В ходе данного урока продолжается изучение основных особенностей

природы материка. Задания и практические упражнения направлены на систематизацию изученного материала по климатическим поясам Земли, а также на определение зависимости и взаимосвязи между компонентами природы данного континента.

При подготовке к уроку класс следует разделить на 3 рабочие группы. Каждой группе дается задание по подбору данных и интересных сведений по определенному климатическому поясу Африки.

Планируемые результаты:

Предметные: Объяснение влияния каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка; на распределение температур и осадков.

Выявление по карте влияния подстилающей поверхности, морских течений на климат отдельных территорий. Составление характеристики климата климатических поясов и областей. Чтение климатограммы. Оценка климата материка для жизни и хозяйства людей

Метапредметные: Умение определять взаимозависимость основных компонентов природы. Оценка климатических условий для жизни и развития африканских народов на основе сопоставления ареалов с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

Оборудование:

1. учебник А. Коринской, И. В.Душиной, В. А.Щенева. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2013

2. Атлас для 7 класса изд. Дрофа

3. Карты: «Климатическая карта мира»; «Климатическая карта Африки; « Физическая карта Африки».

4. Мультимедийная презентация «Климат Африки».

5. Фрагменты фильма «Климатические пояса Земли».

6. Таблицы, климатограммы

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

 Проверка домашнего задания по теме: Рельеф Африки.

Учитель: Ответьте на вопросы:

1)      Назовите и покажите на карте преобладающие формы рельефа Африки.

2) На какие две части можно разделить материк по формам рельефа?  Как различается рельеф этих районов?

3) В каких частях находятся горы? Определите их возраст.

4)  Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

5) Какое влияние будет оказывать рельеф на формирование других компонентов природы: климата, внутренних вод, природных зон.


II. Изучение нового материала.

Учитель: Вступительная беседа: Чтобы дать полную характеристику природы материка какие компоненты следует еще рассмотреть?(климат, внутренние воды, животный и растительный мир)

-Назовите от чего зависит формирование климата на определенной территории? (от климатообразующих факторов).

- назовите основные климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс).

Учитель : Давайте вспомним особенности географического положения Африки.

Учащиеся отвечают у доски по карте, называя основные особенности географического положения континента. (Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. На севере материк более вытянут с запада на восток, чем на юге. и т.д.)

Работа с картой «Климатическая карта мира» (стр.12)

Учитель: Какие климатические пояса выделяются на Земле? (учащиеся перечисляют все климатические пояса.)

- по каким показателям климатические пояса делят на основные и переходные? ( по господствующим воздушным массам).

- определите в каких климатических поясах расположен материк Африка. ( экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический.


Работа с картой «Климатическая карта Африки» ( атлас, стр.25)


-    Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые маленькие площади. (самые большие площади занимают тропический пояса и субэкваториальный пояс)

Учащимся предлагается по картам определить: самые жаркие пояса; самые влажные пояса; самые засушливые пояса; пояса, где самые низкие температуры воздуха зимой).

Работа с картами атласа на стр.25

Учитель: - Давайте с помощью карт заполним таблицу:

«Климатические пояса Африки» (экваториальный пояс заполняем вместе). Просмотр фрагмента экваториальный пояс из фильма: « Климатические пояса Земли».

Класс делится на 3 группы, каждая группа выполняет свое задание.


1-я группа – характеристика субэкваториального климата,

2-я группа – характеристика тропического климата

3-я группа – характеристика субтропического климата.

В ходе работы должна получиться таблица со следующими показателями:


«Климатические пояса Африки»


Климатический пояс

Воздушные массы

Давление

Средние Т лета; Т зимы

Кол-во осадков

Экваториальный

В течение всего года – ЭВМ

Н

+24-+25˚ в течение года

Много осадков в течение всего года

Субэкваториальный

Летом- ЭВМ Зимой - ТВМ

Летом Н; зимой - В.

лето +24-25˚

Зима + 18-+24˚

Лето влажное, зима-сухая

тропический

ТВМ

В

Лето-+32˚зима +16˚-+18˚

Сухой климат

субтропический

Летом- ТВМ; зимой –Умеренные

Летом - В

Зимой- Н

Лето +25-28˚

Зима+8˚

Лето - сухое, зима влажная

 Выступления учащихся.

Один человек от группы дает характеристику своего климатического пояса. После его выступления остальные учащиеся, дополняют характеристику климатического пояса интересными фактами и при­мерами, заранее подготовленными дома.


( после выступления 2 группы просмотр фрагмента тропический пояс)


Учитель: Что такое климатограмма и что можно узнать по данному графику? ( Климатограмма -графическое изображение годового хода двух каких-либо элементов климата, обычно температуры и осадков).

Работа с климатограммами Африки на стр. 344 (учебник «География» 7 класс).


План работы с климатограммой:

  1. Выявите ходовой ход температур. Чему равны средние показатели июля и января. Какова годовая амплитуда температур.

  2. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим выпадения в течение года.

  3. Определите тип климата.


Работа в группах. Каждая из 3-х групп получает задание охарактеризовать и определить тип климата по одной из климатограмм на стр. 83 (учебник «География» 7 класс).

После подготовки каждая группа называет тип климата по климатограмме и объясняет ход рассуждений. ( 1 климатограмма- экваториальный климат, 2 климатограмма – субэкваториальный северного полушария, 3 климатограмма- тропический северного полушария).


III. Закрепление материала. Рефлексия.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.

 1. Докажите, что Африка самый жаркий материк земной шара.

2. В каком поясе всегда лето?

3. Почему в тропических поясах распространен сухой пустынный климат?

4. В каких поясах от времени года зависит наличие или отсутствие дождей?

5. Подумайте, какие районы Африки имеют наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека климатические условия?

6. Почему в основных климатических поясах погода в течение года заметно не меняется? Почему она меняется в переходных поясах?

7. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари?

Практическое задание: На карту Африки на доске нанесите основные показатели климата, характерные для разных климатических поясов. (учитель подготавливает небольшие карточки с показателями температуры, давления, осадков. Учащийся должен определить к какому климатическому поясу относится данный показатель и правильно прикрепить на карту Африки, с помощью магнита).


IV. Подведение итогов, оценка работы. Каждой группе предлагается оценить свою работу и работу других групп.

Домашнее задание: § 18; вопросы.