Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 с. Верхнеяркеево
Проект
Родительский клуб «Молодая семья»
Аннотация
Семья – это особого рода коллектив играющий в воспитании основную долговременную и важную роль. В законе РФ «Об образовании» особо подчеркнуто, что главными воспитателями детей являются родители. Именно в семье должны закладываться такие моральные качества как трудолюбие, совестливость, культура жизни, труда и быта.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
детский сад (в первую очередь воспитатели);
общество (сверстники, друзья).
В нашем дошкольном учреждении мы охватываем основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и создаем начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) но не все родители понимают всю важность семейного воспитания и все чаще перекладывают свои прямые обязанности на плечи дошкольного учреждения.
Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями. В МБДОУ детский сад № 2й работает клуб «Молодая Семья», с целью создания условий для социализации и формирования гармоничной личности ребенка.
Оглавление
Введение
I Положение о родительском клубе «Молодая семья»
Общие положения
Основные направления деятельности клуба «Молодая семья»
Права и обязанности участников клуба «Молодая семья»
Организация деятельности клуба «Молодая семья»
Административная поддержка деятельности клуба «Молодая семья»
Реализация проекта «Молодая семья»
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Тематический план – программа работы клуба «Молодая семья» на 2017 – 2018 учебный год
Приложение 2
Отчет клуба «Молодая семья» 2017-2018г.
Приложение 3
Тематический план – программа работы клуба «Молодая семья» на 2018-2019 учебный год
Приложение 4
Отчет клуба «Молодая семья» на 2018-2019г. 19
Введение
Актуальность проекта
Многочисленные исследования показывают, что уровень психолого- педагогической компетентности родителей во многом предопределяет успешную социализацию ребенка дошкольного возраста, его духовно-нравственный потенциал в условиях образовательного учреждения и семьи. В связи с этим в МБДОУ детский сад №2 с.Верхнеяркеево создан клуб «Молодая семья», который в образование родителей выступает фактором поддержки социальной грамотности.
Цель создания клуба
Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в период дошкольного детства.
Основные задачи в работе с родителями
Создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по охране прав детей.
Формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу.
Содействовать сохранению психосоматического здоровья воспитанников, их полноценному психическому и личностному развитию.
Воспитывать нравственные нормы поведения; формировать у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развивать коммуникативную компетентность ребенка
Основные направления
оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников
выявление, трансляция положительного опыта семейного воспитания.
повышение психолго-педагогической компетенции родителей.
популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
Ожидаемые результаты проекта
- привлечение родителей детей дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с психолого-логопедической службой ДОУ;
становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
решение конкретных проблем в вопросах воспитания и развития детей на этапе дошкольного детства;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
I Положение о родительском клубе «Молодая семья»
Общие положения
Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы социально-психологического сопровождения родителей в процессе успешной социализации ребенка в период дошкольного детства.
Основными принципами работы клуба «Молодая семья» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
Участниками Клуба являются
старший воспитатель - Саетова Гузель Фикусовна;
педагог-психолог – Шарипова Ляйсан Радиковна;
учитель-логопед – Сабирянова Айгуль Ямиловна;
музыкальный руководитель – Латипова Физалия Фирдависовна;
инструктор по физической культуре – Мухаметова Резеда Фавиловна;
воспитатель с правом обучения ИЗО – Илалова Азалия Азатовна.
Руководителем данного Клуба является педагог-психолог.
Клуб «Молодая семья» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
Основные направления деятельности клуба «Молодая семья»
Оказание социально-психологической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания. 2.3.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. 2.4.Просвещение родительской общественности в вопросах воспитания
детей.
Работает над проблемой коррекции внутрисемейных отношений.
Проведение исследовательско - диагностической деятельности.
В Клубе можно получить консультацию специалистов:
Старшего воспитателя
Педагога-психолога
Учителя-логопеда
Музыкального руководителя
Воспитателя по ИЗО
Инструктора по физической культуре.
Права и обязанности участников клуба «Молодая семья»
Родители – члены Клуба имеют право:
на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания детей, проблемам обучения, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
ДОУ имеет право:
на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
внесение корректировки в план работы клуба «Молодая семья» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
ДОУ обязано:
в своей деятельности руководствоваться Конституцией и федеральными законами РФ;
соблюдать Конвенцию о правах ребенка, Семейный кодекс;
планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей раннего дошкольного возраста;
предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителей;
соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Родители – члены Клуба обязаны:
соблюдать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, Семейный кодекс;
уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
принимать активное участие в заседаниях Клуба.
Организация деятельности клуба «Молодая семья»
Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей.
Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
На итоговом заседании Клуба «Молодая семья» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
Формы организации работы клуба «Молодая семья»:
консультации
беседы за круглым столом
деловые игры
конференции;
совместное проведение праздников;
решение педагогических ситуаций;
тренинги;
выставки творческих семейных работ.
4.6 Методы работы клуба «Молодая семья
изучение особенностей психического развития детей; изучение семьи и ее социальных особенностей
привлечение внимания родителей
к проблемам физического образования и оздоровления детей формирование социальной культуры семьи для успешной социализации ребенка;
повышение психолого - педагогической грамотности родителей
знакомство с системами, методами семейного воспитания
профилактикой и оздоровлением детского организма.
обеспечение эмоционального благополучия детей и родителей в условиях ДОУ.
Административная поддержка деятельности клуб «Молодая семья»
5.1Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ.
Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы Клуба в целом.
II. Реализация проекта «Молодая семья»
На начальном этапе реализации проекта выявлена степень включенности родителей в организацию образовательно-оздоровительного процесса, по результатам анкетирования: 2017г пассивные наблюдатели – 75%; активные участники – 25%.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение ведется сбор информации по изучению общекультурного уровня родителей, количество детей в семье, состав семьи.
Показатели общекультурного уровня родителей, количество детей в семье, состав семьи.
Образование родителей | высшее – 44, 9% |
среднее – 52,8% |
начальное образование – 2,1% |
Семейное положение | Полная семья – 89,4% |
Неполная семья – 10,5% |
Количество детей в семье | 1 ребенок – 68,1% |
2 ребенка – 29,5% |
3 ребенка -2,2%. |
В 2017- 2018 учебном году он выглядит так:
Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.
Совместно с психологом каждый год проводится анкетирование с целью оценки удовлетворенности родителей дошкольным учреждением.
Результаты оценки удовлетворенности родителей возрастных групп организацией процесса воспитания и обучения в детском саду 2017 -2018 учебный год.
В опросе приняли участие 105 родителей.
Удовлетворенность родителей организацией процесса воспитания и
обучения в детском саду составила 98,6%.
Родители выразили благодарность за воспитание, оздоровление, обучение и развитие детей, внимательное отношение к детям, предоставление дополнительных образовательных услуг.
Условия успешного проведения собраний.
Уважать права родителей.
Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
Внимательно и чутко относительно к эмоциональному состоянию родителей.
Активно (по Ю. Гиппернтейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Организационные формы проведения встреч в клубе «Молодая семья»
Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы педагогов).
Конференция.
Собрание – консилиум – обсуждении актуальной темы со специалистами.
Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
Диспут.
Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей.
Основные цели собраний клуба «Молодая семья».
Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи собраний клуба «Молодая семья»
Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Создавать атмосферу общности интересов.
Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
Способствовать овладению способами выражения своих эмоций
– как положительных, так и отрицательны.
Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Активизировать коммуникации в семье и др.
Принципы проведения собраний клуба «Молодая семья»
Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
Участие родителей оговаривается, разрабатывается система взаимодействия с ними.
Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.
Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
С большим успехом проходят родительские гостиные, с использованием интервью детей. Определяется тематика беседы, в начале беседы родителям раздаются анкеты с вопросами, на которые они отвечают, а затем показывается видеоролик, в котором дети отвечали на эти же вопросы. Родители имеют возможность высказаться, задать вопросы специалистам.
Совместно с педагогом-психологом проводятся занятия с элементами тренинга на тему «Тепло семьи».
Целью занятия, является сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.
В процессе работы родители ближе познакомились, проявили творческие способности в рисовании, обменялись опытом воспитания детей, поделились примерами некоторых установок и правил, которые приняты в семьях.
Результат занятия - положительные эмоции и дружеская обстановка в родительском коллективе группы.
Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, оптимизации детско – родительских отношений,
сближению всех членов образовательного процесса. Повысилась активность родителей, уровень заинтересованности развитием своего ребенка и деятельностью детского сада.
В газете печатается опыт педагогов всех групп, консультации педагогов-специалистов, освещается общественная жизнь детского сада, мероприятия и праздники, которые проводятся педагогами и специалистами, а также фотографии воспитанников.
Газета для родителей и педагогов не главный, но важный компонент взаимодействия. Так же и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Заключение
Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в процессе социализации дошкольника. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной
среды что в свою очередь выступает основой успешной социализации ребенка дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель». 2004.- 236 с.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб. 2003. - 72 с.
Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. - ТЦ Сфера. 2005. - 128 с. (Ранний возраст).
Ширяева И. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Ребенок в детском саду. 2001, № 4. стр.83-88.
Приложение 1 Тематический план – программа работы клуба «Молодая семья» на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
1. | «Сотрудничество с родителями в адаптационный период» | Консультация для педагогов | Сентябрь | Старший воспитатель,Педагог-педагог |
2. | «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» | Анкетирование родителей вновь прибывших детей. | Сентябрь | Старший воспитатель, Педагог- психолог, |
3. | «Важнейшие достижения ребенка раннего возраста» | Информационные памятки | Сентябрь | Старший воспитатель, Педагог- психолог |
4. | Оформление информационных стендов. Освещение деятельности клуба. | Объявления, консультации | Октябрь | Старший воспитатель, Педагог- психолог, воспитатели групп |
5. | «Игра как средство успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ». | Занятие с элементами тренинга для родителей групп 2,1 | Октябрь | Старший воспитатель,Педагог- психолог, воспитатели групп |
6. | В рамках Дня матери «Умелые руки наших мам» | Выставка работ, обмен опытом | Ноябрь | Воспитатель с правом обучения ИЗО, Воспитатели возрастных групп |
7. | «Тепло семьи» группы | Тренинг | Ноябрь | Старший воспитатель,Педагог-психолог, воспитатели групп, |
8. | Круглый стол. «Семейная игротека» (игры и конкурсы для семейных праздников) Коллаж «Наши семейные традиции» | Обмен опытом. | Декабрь | Старший воспитатель, муз.руководитель, воспитатели групп |
9. | «Как надо вести себя родителям в период кризиса трёх лет у ребёнка» | Памятка для родителей | Апрель | Старший воспитатель, Педагог- психолог |
10. | Выставка творческих работ «Моя семья!» | Совместные работы детей и родителей | Май | Старший воспитатель, логопед,Воспитатель ИЗО |
11. | Оформление выставки методической литературы «Секреты воспитания» | Выставка литературы для родителей | Май | Воспитатели всех групп,старший воспитатель |
12. | Семейный праздник. «Маленькое солнце на моей ладошке» | День защиты детей – развлечение с участием родителей | Июнь | Педагог- психолог,муз руководитель,логопед,инст.по физ.культуре |
Приложение 2 Отчет клуба «Молодая семья» 2017-2018г.
№ п/ | Мероприятие | Дата | Количество участников |
1 | Размещение тематического планирования информации на стенде клуба «Молодая семья» | сентябрь 2017г. | |
2 | Консультирование родителей вновь прибывших детей, индивидуальные консультации | сентябрь 2017г. | 15 |
3 | Анкетирование родителей вновь прибывших детей: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» | сентябрь 2017г. | Приняли участие 20 родителей |
4 | Лекции для родителей «Факторы влияющие на адаптацию детей в раннем возрасте» | сентябрь 2017г. | Приняли участие 20 родителей |
5 | Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду» информационные памятки для вновь поступивших семей | сентябрь 2017г. | |
6 | Организована родительская мастерская «Изготовление кукол оберегов» | октябрь 2017г | Приняли участие 16 родителей |
7 | В рамках Дня матери организована выставка творческих работ родительской общественности | ноябрь 2017г | Приняли участие 11 семей |
8 | «Досуг ребенка 4-х лет в выходные дни» - родительское собрание младшей групы (интервью детей, дискуссия) | декабрь 2017г | 24 |
9 | В группе с участием родителей было проведено занятие с элементами тренинга на тему «Тепло семьи» | февраль 2018г | 20 |
10 | Организована родительская мастерская «Изготовление ободков в технике канзаши» | март 2018 г | 22 |
11 | В группе с участием родителей было проведено занятие с элементами тренинга на тему «Тепло семьи» | апрель 2018г | 17 |
12 | Выставка литературы в помощь семье в воспитании ребенка в рамках Дня семьи. | май 2018г. | |
Приложение 3 Тематический план – программа работы клуба «Молодая семья» на 2018 – 2019 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
1. | «Сотрудничество с родителями в адаптационный период» | Консультация для педагогов | Сентябрь | Старший воспитатель,Педагог-педагог |
2 | «Ребенок здоров – счастливы родители» | Деловая игра | Октябрь | Старший воспитатель,педагог-психолог, логопед |
3 | «С мамой, папой в выходной, отдыхаем всей семьей» | Крнкурсно-игровая форма | Ноябрь | Старший воспитатель,педагог-психолог,логопед,муз.руководитель, инст.по физ культуре |
4 | «Мотивы детской истерики» | Семинар-тренинг | Декабрь | Педагог-психолог,муз.руководитель |
5 | «Играем вместе» | Деловая игра | Январь | Воспитатель,старший воспитатель, муз.руководитель, логопед |
6 | «Без хороших отцов-нет хорошего воспитания» | Конкурсно-игровая программа | Февраль | Старший воспитатель, муз.руководитель,воспитатель, инст.по физ. воспитанию |
7 | «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики) | Семинар-практикум | Март | Старший воспитатель, педагог-психолог,логопед |
8 | «Главная ценность на свете- это семья и дети» | Деловая игра | Апрель | Старший воспитатель, педагог-психолог, муз.руководитель,воспитатель ИЗО |
| «Мой дом-моя крепость» | Деловая игра | Май | Старший воспитатель,воспитатель ИЗО, педагог-психолог |
| «Мама - хранительница тепла и семейного очага» | Круглый стол | Июнь | Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физ. воспитанию,логопед |