Клубный час – технология развития интересов и активизации детской деятельности
1. Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду.
2. Успешность жизнедеятельности человека, зависит от умений найти оригинальные, неожиданные решения в соответствии с возникшей ситуацией, поэтому в нормативных документах, в сфере образования, большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готовой развиваться и активно включаться в процесс развития общества.
Официальное признание дошкольного образования первой ступенью в системе непрерывного образования предполагает формирование таких компетенций у ребенка, которые позволили бы ему жить в современном постоянно изменяющемся мире и мире профессий в том числе, развиваться в логике перемен и быть готовым к профессиональному самоопределению в будущем.
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас, поэтому ранняя профориентация дошкольников – это первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.
3. Современные инновационные педагогические технологии позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — социальные качества, необходимые для жизни в современном обществе.
Одной из эффективных технологий, направленных на поддержку детских интересов и активности в разных видах деятельности, социализацию дошкольника, а также развитие его самоопределения в будущем, на наш взгляд, является система Натальи Петровны Гришаевой – «Клубный час». Рассмотрим особенности организации и возможности данной технологии в решении задач ранней профориентации дошкольников и включении родителей в совместную деятельность.
Раскрывая содержание педагогической технологии «Клубный час» Наталья Петровна дает следующие методические рекомендации: «Дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу».
4. Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа: воспитатели и специалисты предварительно подбирают и обсуждают тематику «Клубных часов», рабочая группа составляет перспективный тематический план, определяет периодичность и длительность мероприятия. «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.
При этом, залогом полноценного развития ребенка и успешной реализации, поставленных дошкольной образовательной организацией задач является равноправное творческое взаимодействие с семьями воспитанников, так как семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером, поэтому включение родителей в процесс ознакомления малышей с профессиями, делает его более эффективным, так как нет большего авторитета для дошкольника, чем его мама и папа.
Н.П. Гришаева в своих методических рекомендациях обращает внимание на то, что в подготовке клубного часа: «Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение клубного часа, а также предлагать свою новую тематику и т. п.».
5. Педагоги объединения детских садов «Солнечный круг» в течение последних лет активно использует данную технологию. Нами было проведено несколько клубных часов: деятельностный, когда ребенок сам определяет каким видом деятельности он хочет заниматься; квест - «Нам дороги эти позабыть нельзя» в преддверии Дня Победы в ВОВ; свободный, в ходе которого дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых; музейный - «Сокровища Урала», где дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей; тематический «Полет на орбитальную станцию», в этом случае «Клубные часы» так же включены в ситуацию месяца.
6. Хочу поделиться с вами опытом организация тематического клубного часа «Все профессии нужны, все важны и служат людям», цели которого - создать условия для ознакомления дошкольников с профессиями родителей; воспитывать у детей понимание, что каждый труд достоин уважения, что каждая профессия и любая работа приносит пользу всем людям. Работа по организации данного клубного часа проходила по следующему сценарию:
Предварительная работа.
С педагогами: консультация по составлению тематического плана в разделе клубного часа; оказание помощи в подборе заданий для детей и родителей, выборе музыкального сопровождения и дидактического оборудования, оформление среды.
С детьми: беседы и просмотр видео, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность, художественно-изобразительная деятельность «Изготовление приглашений для родителей».
С родителями: родительское собрание, анкетирование, выставка детско-родительских работ «Профессия моих мамы и папы», консультации по проведению мастер-класса во время клубного часа.
7. - 1 часть клубного часа проходила непосредственно в возрастных группах, во время утреннего круга, где педагоги сообщили детям тему клубного часа, уточнили правила поведения, рассмотрели план – карту. Дети так же получили инструкцию: «Вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
Все дети получили маршруты, каждый ребенок, при этом, самостоятельно выбрал центр активности, в котором хотел бы побывать, составил план и путешествие началось.
8.- 2 часть клубного часа проходила в центрах активности, где родители знакомили детей со спецификой своей профессии и проводили мастер-классы для них:
9. Ателье – швея. В ходе ознакомления с профессией рассмотрели разные виды тканей, модели, выкроили по шаблону наряд для куклы кукольного театра и сшили его.
10. Художественная мастерская – дизайнер оформитель. Дети, после ознакомления со спецификой профессии, под руководством взрослого оформляли кошельки и сумки.
11. Поликлиника – стоматолог. Узнали, как важно ежедневно чистить зубы. Попробовали себя в роли стоматолога: с помощью инструментов обследовали искусственный рот, подбирали зубную пасту в ходе дидактической игры.
12. Банк – служащий банка – кассир - операционист. Узнали, для чего нужен банк, что в обязанности операциониста входит общение с клиентами, контроль за состоянием счетов, внесение изменений в базу данных при поступлении и снятии денег.
13. Театр – гример. Познакомились со спецификой профессии, узнали, что человека можно «превратить» в любой персонаж с помощью грима, попробовали сами наносить грим.
14. Музыкальная студия – музыкант. В ходе этого мастер - класса ребята познакомились с гитарой и её устройством, а также с другими музыкальными инструментами - укулеле, гуслями, флейтой. Используя перкуссионные инструменты (барабаны, маракасы, треугольники) ансамбль детей под названием "Друзья" исполнил несколько любимых песен.
15. Парикмахерская - нейл-мастер. Рассказала о том, как важно иметь ухоженные руки, показала инструменты для работы и дала каждому возможность тоже почувствовать себя мастером: дети выбирали цвета, сами красили типсы, создавали дизайн.
16. Фотоателье – фотограф. Мастер рассказала и показала, как устроен современный фотоаппарат, как правильно выбрать место съемки, и поделилась многими другими секретами мастерства. Затем участники мастер - класса изготовили атрибуты, оформили локацию для новогодней фото сессии и, конечно, сделали много красивых фотографий!
17. 3 часть. По окончании клубного часа все дети возвратились в свои группы на рефлексивный круг, где делились своими впечатлениями.
Родители также собирались на рефлексивный круг со старшим воспитателем, где была проведена обратная связь. В ходе беседы, от родителей прозвучали слова благодарности в адрес детского сада и организаторов данного мероприятия.
18. В заключении хочется отметить, что в дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых, в ходе мастер – класса, положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам их труда, позволяет сформировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться, а так же повышает авторитет родителей в глазах детей. А у родителей, в результате проведённых мероприятий, появляется возможность пообщаться с другими детьми, рассказать о своей профессии, узнать своего ребенка с другой стороны, наблюдая его в условиях детского сада, обсудить педагогические проблемы в свободной беседе с педагогами и специалистами.