СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Колокольные звоны и церковное пение"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи.

- дать первоначальное представление о церковной  музыке, ее своеобразии

- познакомить со звучанием колокольных звонов и их значением в православной культуре

- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли и слушать музыку, слушать высказывания своих одноклассников.

-воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Просмотр содержимого документа
«"Колокольные звоны и церковное пение"»




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Полякова Марина Адольфовна

Район

Кулебакский

Место работы

МБОУ СОШ №7

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

«Основы православной культуры»


УМК

«Школа России».

Тема урока

«Колокольные звоны и церковное пение»

Тип урока

Урок изучение нового учебного материала.

Цель, задачи

Цель: Духовное развитие детей через постижение красоты колокольных звонов и церковного пения.

Задачи.

- дать первоначальное представление о церковной музыке, ее своеобразии

- познакомить со звучанием колокольных звонов и их значением в православной культуре

- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли и слушать музыку, слушать высказывания своих одноклассников.

-воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.


Необходимое оборудование

мультипроектор, компьютер.

Дидактическое обеспечение

учебники, карточки с заданиями.



Планируемые результаты урока
  • личностные

  • руководствоваться полученным содержанием в жизни, применять полученные знания и умения , при анализе жизненных ситуаций своего личного поведения, в беседах, в ответах, в путешествиях, в проектной деятельности.


  • предметные

  • обучающиеся получают нужную информацию о церковном пении; осмысленно читают текст, высказывают своё отношение к прочитанному, слушают колокольные звоны и церковное пение понимают информацию; работают в группе.


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • обучающиеся получают умение находить в тексте ключевые слова; понимать информацию; ориентация в учебнике, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Индивидуальные карточки.



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • учебный комплект «Основы православной культуры»


Дополнительная

  • учебная литература других УМК.


Интернет-ресурсы

  • портал НИРО по курсу ОРКСЭ, сайты школ


ЭОРы

Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Мы продолжаем с вами изучать основы православной культуры

- Послушайте музыкальное произведение.

Что вы можете сказать о нем? Как бы вы его назвали? Все ли вам было понятно в нем?

(Вероятные ответы: песня, песня, которую поют в церкви, молитва)

Это не просто песня. Что же это? Итак, мы переходим к теме нашего урока: в учебнике страница 154. Читаем название: Колокольные звоны и церковное пение.


Выполняют задание, в ходе которого раскрывается тема урока. Создание ясной перспективы урока.

Личностные УУД: интерес к изучаемой теме


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- Прочитайте материал на странице 154. Как же называется такое пение? (церковным) Откуда оно к нам пришло? (Из Византии, как и иконы, Священное Писание). Но, конечно в него вошли и элементы народного песенного творчества.






Читают вопросы, частично отвечают, определяют недостаточность их знаний, ставятся задачи

Личностные: интерес

Познавательные: постановка проблемы



3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Церковное пение долгое время было одноголосным. Как вы это понимаете? В середине 17 века принимается партесное пение. Попробуйте догадаться, что значит это слово. Вам может помочь учебник. Страница 156.

-Партесное пение – многоголосное пение по партиям, стали использовать нотный стан из 5 линеек и ноты, но квадратной формы. В это же время развивается культура. Развивается жанр оперы. Великие композиторы 18-20 веков включают в свои произведения элементы церковной музыки. (Чтение текста с.156-157 )


Происходит взаимное проникновение церковной и светской культуры

- Почему в церковной музыке не используют музыкальные инструменты? (с. 157-158, найти ответ)

- Главное – это СЛОВО! Поэтому в церкви поют акапелльно, то есть без музыки.

-Почему нам не все понятно: что и о чем поют в церкви?

  • Поют на церковнославянском языке


Принятие проблемной ситуации.

.


Личностные: интерес

Познавательные: моделирование

Коммуникативные: умение слушать друг друга.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).







  • (слушание 1-2минуты церковного пения) .

Расскажите о ваших ощущениях

Вывод:

Итак, есть особый вид искусства: церковное песнопение, одноголосное или многоголосное. Поют церковные песни на старославянском языке, без музыкального сопровождения.






Слушают церковное

пение и делятся впечатлениями

Личностные: самоопределение

Познавательные: классификация

Коммуникативные: учебное сотрудничество


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Послушайте еще одно музыкальное произведение.

- Что же это такое звучит? И как это связано с темой урока?

- Колокола, колокольный звон

- Как вы думаете, а какова роль колоколов в церковной службе? (с. 159)

(Можно сначала выслушать предположения ребят о значении колоколов, а затем предложить прочитать об этом в учебнике)


- Они призывают верующих, христиан на богослужение, извещают о каком-то событии

- Ребята, слышали ли вы колокольный звон. Всегда ли он звучит одинаково? Послушаем запись колокольных звонов.

Благовест – мерные удары в один колокол, призыв к богослужению

Трезвон – во время праздничных торжеств звонят радостно и звонко во все колокола


Перебор- во время похорон звонят заунывно, печально, медленно

Вывод: все же музыкальные инструменты используются в православной церкви. Это колокола. Но они звучат вне храма. И роль у них другая – призывно-организующая.


Фронтальная работа.

Работа с учебником, с ключевыми словами

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Познавательные: анализ, синтез

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Соедини понятие с его лексическим значением.

1.«Канон

* Звон колоколов во время праздника

2.Стоглавый Собор * Язык, на котором исполняются

церковные песнопения

3. Акапелла *Знаки, которыми записывалась

церковная музыка

4. «Крюки» * Пение по текстам, которые записывались

«крюками» или «знаменами»

5. «Знаменное» пение * Пение без музыкального сопровождения

6. Трезвон * Свод церковных правил

7. Церковнославянский * Его решение было записано в 100 главах.


После выполнения задания, проверяем.


Самостоятельная работа, проверка.


Личностные: интерес.

Познавательные: анализ, синтез.

Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения.


7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Дети слушают колокольный звон и пытаются определить по звучанию, что это: благовест, перебор или трезвон.


Отвечают на вопросы

Личностные: интерес к изученному.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: логика

Коммуникативные: учебное сотрудничество.



8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Дифференцированное домашнее задание:

1 группа: прочитать в учебнике тему 25 «Колокольные звоны и церковное пение» с. 154-160

2 группа: составить по тексту кроссворд или викторину.




Принятие информации

Личностные: : нравственно-этическая ориентация, интерес к выполнению своего задания .

Познавательные: сбор информации.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, родителями, учителем.