| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Мы продолжаем с вами изучать основы православной культуры - Послушайте музыкальное произведение. Что вы можете сказать о нем? Как бы вы его назвали? Все ли вам было понятно в нем? (Вероятные ответы: песня, песня, которую поют в церкви, молитва) Это не просто песня. Что же это? Итак, мы переходим к теме нашего урока: в учебнике страница 154. Читаем название: Колокольные звоны и церковное пение. | Выполняют задание, в ходе которого раскрывается тема урока. Создание ясной перспективы урока. | Личностные УУД: интерес к изучаемой теме |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | - Прочитайте материал на странице 154. Как же называется такое пение? (церковным) Откуда оно к нам пришло? (Из Византии, как и иконы, Священное Писание). Но, конечно в него вошли и элементы народного песенного творчества. | Читают вопросы, частично отвечают, определяют недостаточность их знаний, ставятся задачи | Личностные: интерес Познавательные: постановка проблемы |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Церковное пение долгое время было одноголосным. Как вы это понимаете? В середине 17 века принимается партесное пение. Попробуйте догадаться, что значит это слово. Вам может помочь учебник. Страница 156. -Партесное пение – многоголосное пение по партиям, стали использовать нотный стан из 5 линеек и ноты, но квадратной формы. В это же время развивается культура. Развивается жанр оперы. Великие композиторы 18-20 веков включают в свои произведения элементы церковной музыки. (Чтение текста с.156-157 ) Происходит взаимное проникновение церковной и светской культуры - Почему в церковной музыке не используют музыкальные инструменты? (с. 157-158, найти ответ) - Главное – это СЛОВО! Поэтому в церкви поют акапелльно, то есть без музыки. -Почему нам не все понятно: что и о чем поют в церкви? | Принятие проблемной ситуации. . | Личностные: интерес Познавательные: моделирование Коммуникативные: умение слушать друг друга. |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Расскажите о ваших ощущениях Вывод: Итак, есть особый вид искусства: церковное песнопение, одноголосное или многоголосное. Поют церковные песни на старославянском языке, без музыкального сопровождения. | Слушают церковное пение и делятся впечатлениями | Личностные: самоопределение Познавательные: классификация Коммуникативные: учебное сотрудничество |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Послушайте еще одно музыкальное произведение. - Что же это такое звучит? И как это связано с темой урока? - Колокола, колокольный звон - Как вы думаете, а какова роль колоколов в церковной службе? (с. 159) (Можно сначала выслушать предположения ребят о значении колоколов, а затем предложить прочитать об этом в учебнике) - Они призывают верующих, христиан на богослужение, извещают о каком-то событии - Ребята, слышали ли вы колокольный звон. Всегда ли он звучит одинаково? Послушаем запись колокольных звонов. Благовест – мерные удары в один колокол, призыв к богослужению Трезвон – во время праздничных торжеств звонят радостно и звонко во все колокола Перебор- во время похорон звонят заунывно, печально, медленно Вывод: все же музыкальные инструменты используются в православной церкви. Это колокола. Но они звучат вне храма. И роль у них другая – призывно-организующая. | Фронтальная работа. Работа с учебником, с ключевыми словами | Личностные: нравственно-этическая ориентация. Познавательные: анализ, синтез Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника |
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Соедини понятие с его лексическим значением. 1.«Канон * Звон колоколов во время праздника 2.Стоглавый Собор * Язык, на котором исполняются церковные песнопения 3. Акапелла *Знаки, которыми записывалась церковная музыка 4. «Крюки» * Пение по текстам, которые записывались «крюками» или «знаменами» 5. «Знаменное» пение * Пение без музыкального сопровождения 6. Трезвон * Свод церковных правил 7. Церковнославянский * Его решение было записано в 100 главах. После выполнения задания, проверяем. | Самостоятельная работа, проверка. | Личностные: интерес. Познавательные: анализ, синтез. Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения. |
| 7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Дети слушают колокольный звон и пытаются определить по звучанию, что это: благовест, перебор или трезвон. | Отвечают на вопросы | Личностные: интерес к изученному. Регулятивные: самоконтроль Познавательные: логика Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
| 8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Дифференцированное домашнее задание: 1 группа: прочитать в учебнике тему 25 «Колокольные звоны и церковное пение» с. 154-160 2 группа: составить по тексту кроссворд или викторину. | Принятие информации | Личностные: : нравственно-этическая ориентация, интерес к выполнению своего задания . Познавательные: сбор информации. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, родителями, учителем. |