СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" рекомендована для использования на уроках литературы при изучении комедии.

Просмотр содержимого документа
«Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"»

Знаменитой комедии А. С. Грибоедова
  • Знаменитой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума " уже более полутора столетий, но по-прежнему живописная картина нравов, галерея живых типов и вечно острая ирония волнуют и увлекают читателей, уча их чистоте и меткости русского языка, понятиям чести, достоинства и благородства.
«Го́ре от ума́» (рус. дореф. Горе отъ ума) — комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1813−1824 годов.
  • «Го́ре от ума́» (рус. дореф. Горе отъ ума) — комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1813−1824 годов.
Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
  • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
«Противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом . Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета. Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.
  • «Противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом . Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
  • Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.
Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие - нарушены. 1) Правило «трех единств» : - единство времени (1 день); - единство места (дом Фамусова); - единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
  • Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания
  • Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие - нарушены.

1) Правило «трех единств» :

  • - единство времени (1 день);
  • - единство места (дом Фамусова);
  • - единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
- Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры? - Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей? - Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене? - Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? - Какие герои и ситуации комичны? - Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина? - Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? - С какого явления начинается завязка действия?
  • - Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
  • - Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?
  • - Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
  • - Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
  • - Какие герои и ситуации комичны?
  • - Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
  • - Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?
  • - С какого явления начинается завязка действия?
Анализируя 1 действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный» , с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
  • Анализируя 1 действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный» , с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
*О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий) *О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий) *Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий) *Из-за чего происходит размолвка Софьи с Молчалиным? *Как решил судьбу дочери Фамусова в конце комедии? *Что волнует Фамусова в этой истории больше всего? *Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин) *Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года) *Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет) *К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье) *О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы») *От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)
  • *О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий)
  • *О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий)
  • *Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий)
  • *Из-за чего происходит размолвка Софьи с Молчалиным?
  • *Как решил судьбу дочери Фамусова в конце комедии?
  • *Что волнует Фамусова в этой истории больше всего?
  • *Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин)
  • *Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года)
  • *Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет)
  • *К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье)
  • *О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы»)
  • *От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)
1) Комедия Грибоедова насыщена крылатыми выражениями. Найдите их в речи Фамусова, охарактеризуйте его речь, эмоциональность, особенности. 2) Обратитесь к эпизоду, когда графиня, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: «Ах, grand maman! Ну кто так рано приезжает? Мы первые!» что хотел показать этим эпизодом Грибоедов – характер внучки, которая «зла, в девках целый век», или атмосферу, характерную для общества Фамусова? Происходит ли единение общества (обратитесь к сцене признания всеми гостями сумасшествия Чацкого)? Если да, то какова его причина?
  • 1) Комедия Грибоедова насыщена крылатыми выражениями. Найдите их в речи Фамусова, охарактеризуйте его речь, эмоциональность, особенности.
  • 2) Обратитесь к эпизоду, когда графиня, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: «Ах, grand maman! Ну кто так рано приезжает? Мы первые!» что хотел показать этим эпизодом Грибоедов – характер внучки, которая «зла, в девках целый век», или атмосферу, характерную для общества Фамусова? Происходит ли единение общества (обратитесь к сцене признания всеми гостями сумасшествия Чацкого)? Если да, то какова его причина?
А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву писал: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым)… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?.. Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п…».  Исходя из этих слов, дайте характеристику поведению Чацкого – его горе - от ума (живого и пылкого, но не принятого обществом) или происшедшее – горе его уму (он оригинален, но совсем не с теми, кто это оценит, чего герой не может понять)?
  • А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву писал: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым)… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?.. Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п…».
  • Исходя из этих слов, дайте характеристику поведению Чацкого – его горе - от ума (живого и пылкого, но не принятого обществом) или происшедшее – горе его уму (он оригинален, но совсем не с теми, кто это оценит, чего герой не может понять)?
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писа л: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («…Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?..»). Но Чацкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин…».  О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения). 4) Какова развязка комедии
  • И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писа л: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («…Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?..»). Но Чацкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин…».
  • О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
  • 4) Какова развязка комедии