СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности у детей «группы риска»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нами представлена разработка комплексной программы по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».

Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности у детей «группы риска»»

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»


Тулегенова Марьям Амергалиевна

Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Основные направления работы по профилактике правонарушений среди учащихся «группы риска» выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, решение которых способствует получению позитивных и ожидаемых результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-педагогических значимых мероприятий, изучение, диагностирование и разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей и их родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен, кружков и секций для детей «группы риска», поэтому большую роль в правовом воспитании детей «группы риска» играет школьный психолог [1]. Всё это делает выбранную тему исследования актуальном. Нами представлена разработка комплексной программы по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».

Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».

Пояснительная записка

Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.

Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или входящие в «группу риска».

Данная комплексная программа направлена на развитие правовой культуры, повышению уровня правовой грамотности, формированию правового сознания подростков, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития личности.

Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дается учащимся в участии различных интеллектуальных занятиях, беседах, обсуждениях и т.д.. А так же направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином Республики Казахстан , осознанию своих прав и прав других людей.

Реализация программы рассчитана на два месяца.

Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями подросткового возраста 15-16 лет и требованиями в системе правового воспитания. А так же комплексная программа разработана на основе анализа специальной психолого-социально-педагогической литературы [41, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 59, 60, 62].


Таблица 3 - Паспорт программы


Наименование Программы

Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности среди учащихся «группы риска»

Цель

Создать условие для формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством , требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

Задачи

- Формирование у учащихся «группы риска» правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.

- Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.

- Ознакомление с Конституцией Республики Казахстан

- Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.

- Закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Любовь», «Уважение».

- Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост, а так же личностных правовых качеств подростков.

Основные участники

- Педагогический коллектив школы (социальный педагог, педагог- психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители, педагоги дополнительного образования)

- Учащиеся «группы риска»

Нормативно-правовое обеспечение

- Конституция Республики Казахстан

- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН - 28 с.

- Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности

- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года N 345

Ожидаемые результаты

Формирование творческой, социально активной ЛИЧНОСТИ с высоким уровнем правовой грамотности и правовой культуры, способной к самореализации, обладающая ключевыми компетенциями правовой сферы

Примечание: [разработано автором]


Цель программы: создать условие для формирования у учащихся группы риска соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся «группы риска» правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.

  2. Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.

  3. Ознакомление с Конституцией Республики Казахстан

  4. Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.

  5. Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Любовь», «Уважение».

  6. Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост, а так же личностных правовых качеств учащихся «группы риска».

Для решения поставленных задач были выдвинуты следующие принципы:

- безусловное уважение личности учащихся «группы риска»;

- защита прав и законных интересов обучающихся;

- конфиденциальность;

- доступность изложения материала;

- последовательность, систематичность и непрерывность;

-  наглядность и вариативность;

- принцип развития;

- принцип организации и самоорганизации.

Необходимые ресурсы для реализации программы:

- кадровые (педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагоги - организаторы, педагог - психолог, классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних);

- технические (фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, интернет, интерактивная доска, плакаты с надписями, ватман, цветные фломастеры и карандаши);

- информационно-методические (методические пособия по правовому воспитанию, информационные материалы законов Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан, закон «О правах ребенка», методическая литература по правовой грамотности).

Основные модули комплексной программы:

Модуль I - направление «Социальное воспитание. Профориентационная деятельность». Основными содержательными линиями являются:

- изучение правовых норм государства Республики Казахстан, законов и формирование ответственного отношения к ним;

- права и обязанности, общественный порядок, ответственность, самозащита;

- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями;

- формирование социальных черт характера (отношение к людям – - доброжелательность, отзывчивость, требовательность, трудолюбие, самокритичность, самоуважение, достоинство).

Модуль II- направление «Интеллектуальное воспитание и развитие» -Основными содержательными линиями являются:

- выявление и психологическое сопровождение учащихся «группы риска»;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебно- правовой процесс интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации правового воспитания;

- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на конкурсах, кружках, спортивных соревнованиях, что позволит данной категории детей развиваться положительно и не находится в негативной и нежелательной сфере жизнедеятельности;

Модуль III- направление «Культурно-правовое воспитание». Основными содержательными линиями являются:

  • Развитие творческих способностей учащихся «группы риска»

  • формирование культурного и правового поведения

  • раскрытие положительных черт характера и различных способностей учащихся

Модуль IV- направление «Нравственность и альтруизм». Основными содержательными линиями являются:

- нравственная культура (принятие нравственных общечеловеческих ценностей: добро, совесть, достоинство, справедливость, ответственность);

- практическое применение нравственных правовых знаний и умений (сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства и прав других людей, потребность в совершении нравственных поступков);

- этика в поведении (воспитание патриотических чувств к Родине к Республике Казахстан, школе, городу, семье).

Модуль V- направление «Досуг». Основными содержательными линиями являются:

- культура досуга (осведомленность о формах и содержании досуга, самоорганизация досуга, мера досуга, качество досуга).

Модуль VI - направление «Социальная и психолого-педагогическая поддержка учащихся». Основные содержательные линии:

- социальный контроль, административно- правовая работа.

Используемые формы и методы воспитания в комплексной программе:

- коллективная, фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

- диспут,

- метод моделирования ситуации;

- методы убеждения, разъяснения, поощрения, наказания;

- осознание, самосознание, внушение и мотивация;

- воспитывающие ситуации;

- упражнения поручения и требования;

- совет и наказ;

- «мозговая атака», «инверсия».


Таблица 4-Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности среди детей «группы риска»


Тематическое занятие

Цель

Методы

1.

Беседа на тему: «Наши права и обязанности»








Воспитать гражданскую ответственность; сформировать правовое самосознания; развить представления о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Предупреждение, убеждение, разъяснение

2.

Презентационный урок: «Конституция Казахстана – основной закон»

Ознакомить учащихся с главным законом страны Конституцией Республики Казахстан.

Предупреждение, убеждение, разъяснение, метод моделирования ситуации

3.

«Круглый стол» с присутствием инспектора ОДН на тему: «Правонарушения и ответственность»

Сформировать у учащихся умений постоянно вести себя в рамках законности; донести до учащихся, что злонамеренный поступок могут привести к отрицательным последствиям.

Предупреждение, убеждение потенциальная угроза применения санкции, личный пример, разъяснение

4.

Беседа на тему: «Почему подростки совершают преступления?»

Сформировать отношения к преступлению как к самому страшному деянию.

Предупреждение, убеждение потенциальная

5.

Беседа на тему: «Как обезопасить себя от преступлений?»

Научить учащихся как надо действовать в опасных ситуациях; расширить знания о безопасности жизнедеятельности.

Предупреждение, убеждение потенциальная угроза применения санкции

6.

Беседа на тему: «Добро против насилия»

Сформировать у школьников представления о важнейших нравственных ценностях:(добро, уважение, любовь); о сложности нравственного выбора, о недопущении насилия.

Методы нравственного развития

7.

Интеллектуальная игра «Знатоки Казахстана»


Формировать интерес к законопослушному образу жизни в Республике Казахстан

Поощрение, разъяснение

8.

Инсценированное занятие на тему: «Час суда»

Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся.

Поощрение, метод моделирования ситуации

9.

Творческое занятие на тему: «Закон и подросток»

Выработать в учащихся знание того, что каждое правонарушение влечет за собой ответственность.

Разъяснение, убеждение, метод моделирования ситуации

10.

Презентационное занятие на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Ознакомить учащихся с Уголовным кодексом РК

Убеждение, разъяснение, ознакомление.

Примечание: [разработано автором]


Ожидаемые результаты комплексной программы:

Реализация комплексной программы повышения уровня правовой грамотности, воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения подростков «группы риска» призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны: обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы страны; жить по законам морали и государства; быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве; быть толерантным во всех областях общественной жизни; осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость; активизировать активную гражданскую позицию и стремиться к получению новых знаний в сфере прав и обязанностей гражданина Республики Казахстан. Ниже приведены фрагменты содержания программы.

Работая над формированием и развитием правовой грамотности учащихся, особенно учащихся «группы риска», педагог-психолог должен стремиться создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом Республики Казахстан, научить учащихся вести себя воспитанно в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе, сформировать умение различать хорошие и плохие поступки, способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям, предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.


Литература

  1. Елизаров А. Н. Специфика работы психолога и социального педагога с семьями группы риска //Психология, Март, 2016. – С.7-8.