КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Тулегенова Марьям Амергалиевна
Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Основные направления работы по профилактике правонарушений среди учащихся «группы риска» выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, решение которых способствует получению позитивных и ожидаемых результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-педагогических значимых мероприятий, изучение, диагностирование и разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей и их родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен, кружков и секций для детей «группы риска», поэтому большую роль в правовом воспитании детей «группы риска» играет школьный психолог [1]. Всё это делает выбранную тему исследования актуальном. Нами представлена разработка комплексной программы по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».
Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности у детей «группы риска».
Пояснительная записка
Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.
Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или входящие в «группу риска».
Данная комплексная программа направлена на развитие правовой культуры, повышению уровня правовой грамотности, формированию правового сознания подростков, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития личности.
Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дается учащимся в участии различных интеллектуальных занятиях, беседах, обсуждениях и т.д.. А так же направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином Республики Казахстан , осознанию своих прав и прав других людей.
Реализация программы рассчитана на два месяца.
Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями подросткового возраста 15-16 лет и требованиями в системе правового воспитания. А так же комплексная программа разработана на основе анализа специальной психолого-социально-педагогической литературы [41, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 59, 60, 62].
Таблица 3 - Паспорт программы
Наименование Программы | Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности среди учащихся «группы риска» |
Цель | Создать условие для формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством , требующих самостоятельного выбора и ответственности за него. |
Задачи | - Формирование у учащихся «группы риска» правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте. - Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка. - Ознакомление с Конституцией Республики Казахстан - Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям. - Закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Любовь», «Уважение». - Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост, а так же личностных правовых качеств подростков. |
Основные участники | - Педагогический коллектив школы (социальный педагог, педагог- психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители, педагоги дополнительного образования) - Учащиеся «группы риска» |
Нормативно-правовое обеспечение | - Конституция Республики Казахстан - Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН - 28 с. - Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности - Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года N 345 |
Ожидаемые результаты | Формирование творческой, социально активной ЛИЧНОСТИ с высоким уровнем правовой грамотности и правовой культуры, способной к самореализации, обладающая ключевыми компетенциями правовой сферы |
Примечание: [разработано автором] |
Цель программы: создать условие для формирования у учащихся группы риска соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.
Задачи:
Формирование у учащихся «группы риска» правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.
Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.
Ознакомление с Конституцией Республики Казахстан
Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.
Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Любовь», «Уважение».
Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост, а так же личностных правовых качеств учащихся «группы риска».
Для решения поставленных задач были выдвинуты следующие принципы:
- безусловное уважение личности учащихся «группы риска»;
- защита прав и законных интересов обучающихся;
- конфиденциальность;
- доступность изложения материала;
- последовательность, систематичность и непрерывность;
- наглядность и вариативность;
- принцип развития;
- принцип организации и самоорганизации.
Необходимые ресурсы для реализации программы:
- кадровые (педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагоги - организаторы, педагог - психолог, классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних);
- технические (фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, интернет, интерактивная доска, плакаты с надписями, ватман, цветные фломастеры и карандаши);
- информационно-методические (методические пособия по правовому воспитанию, информационные материалы законов Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан, закон «О правах ребенка», методическая литература по правовой грамотности).
Основные модули комплексной программы:
Модуль I - направление «Социальное воспитание. Профориентационная деятельность». Основными содержательными линиями являются:
- изучение правовых норм государства Республики Казахстан, законов и формирование ответственного отношения к ним;
- права и обязанности, общественный порядок, ответственность, самозащита;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями;
- формирование социальных черт характера (отношение к людям – - доброжелательность, отзывчивость, требовательность, трудолюбие, самокритичность, самоуважение, достоинство).
Модуль II- направление «Интеллектуальное воспитание и развитие» -Основными содержательными линиями являются:
- выявление и психологическое сопровождение учащихся «группы риска»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебно- правовой процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации правового воспитания;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на конкурсах, кружках, спортивных соревнованиях, что позволит данной категории детей развиваться положительно и не находится в негативной и нежелательной сфере жизнедеятельности;
Модуль III- направление «Культурно-правовое воспитание». Основными содержательными линиями являются:
Развитие творческих способностей учащихся «группы риска»
формирование культурного и правового поведения
раскрытие положительных черт характера и различных способностей учащихся
Модуль IV- направление «Нравственность и альтруизм». Основными содержательными линиями являются:
- нравственная культура (принятие нравственных общечеловеческих ценностей: добро, совесть, достоинство, справедливость, ответственность);
- практическое применение нравственных правовых знаний и умений (сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства и прав других людей, потребность в совершении нравственных поступков);
- этика в поведении (воспитание патриотических чувств к Родине к Республике Казахстан, школе, городу, семье).
Модуль V- направление «Досуг». Основными содержательными линиями являются:
- культура досуга (осведомленность о формах и содержании досуга, самоорганизация досуга, мера досуга, качество досуга).
Модуль VI - направление «Социальная и психолого-педагогическая поддержка учащихся». Основные содержательные линии:
- социальный контроль, административно- правовая работа.
Используемые формы и методы воспитания в комплексной программе:
- коллективная, фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
- диспут,
- метод моделирования ситуации;
- методы убеждения, разъяснения, поощрения, наказания;
- осознание, самосознание, внушение и мотивация;
- воспитывающие ситуации;
- упражнения поручения и требования;
- совет и наказ;
- «мозговая атака», «инверсия».
Таблица 4-Комплексная программа занятий по формированию правовой грамотности среди детей «группы риска»
№ | Тематическое занятие | Цель | Методы |
1. | Беседа на тему: «Наши права и обязанности» | Воспитать гражданскую ответственность; сформировать правовое самосознания; развить представления о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт. | Предупреждение, убеждение, разъяснение |
2. | Презентационный урок: «Конституция Казахстана – основной закон» | Ознакомить учащихся с главным законом страны Конституцией Республики Казахстан. | Предупреждение, убеждение, разъяснение, метод моделирования ситуации |
3. | «Круглый стол» с присутствием инспектора ОДН на тему: «Правонарушения и ответственность» | Сформировать у учащихся умений постоянно вести себя в рамках законности; донести до учащихся, что злонамеренный поступок могут привести к отрицательным последствиям. | Предупреждение, убеждение потенциальная угроза применения санкции, личный пример, разъяснение |
4. | Беседа на тему: «Почему подростки совершают преступления?» | Сформировать отношения к преступлению как к самому страшному деянию. | Предупреждение, убеждение потенциальная |
5. | Беседа на тему: «Как обезопасить себя от преступлений?» | Научить учащихся как надо действовать в опасных ситуациях; расширить знания о безопасности жизнедеятельности. | Предупреждение, убеждение потенциальная угроза применения санкции |
6. | Беседа на тему: «Добро против насилия» | Сформировать у школьников представления о важнейших нравственных ценностях:(добро, уважение, любовь); о сложности нравственного выбора, о недопущении насилия. | Методы нравственного развития |
7. | Интеллектуальная игра «Знатоки Казахстана» | Формировать интерес к законопослушному образу жизни в Республике Казахстан | Поощрение, разъяснение |
8. | Инсценированное занятие на тему: «Час суда» | Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся. | Поощрение, метод моделирования ситуации |
9. | Творческое занятие на тему: «Закон и подросток» | Выработать в учащихся знание того, что каждое правонарушение влечет за собой ответственность. | Разъяснение, убеждение, метод моделирования ситуации |
10. | Презентационное занятие на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | Ознакомить учащихся с Уголовным кодексом РК | Убеждение, разъяснение, ознакомление. |
Примечание: [разработано автором] |
Ожидаемые результаты комплексной программы:
Реализация комплексной программы повышения уровня правовой грамотности, воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения подростков «группы риска» призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны: обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы страны; жить по законам морали и государства; быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве; быть толерантным во всех областях общественной жизни; осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость; активизировать активную гражданскую позицию и стремиться к получению новых знаний в сфере прав и обязанностей гражданина Республики Казахстан. Ниже приведены фрагменты содержания программы.
Работая над формированием и развитием правовой грамотности учащихся, особенно учащихся «группы риска», педагог-психолог должен стремиться создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом Республики Казахстан, научить учащихся вести себя воспитанно в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе, сформировать умение различать хорошие и плохие поступки, способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям, предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Литература
Елизаров А. Н. Специфика работы психолога и социального педагога с семьями группы риска //Психология, Март, 2016. – С.7-8.