СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно-целевая программа по ведению здорового образа жизни несовершеннолетних подростков.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексно-целевая программа  по ведению здорового образа жизни несовершеннолетних подростков.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-целевая программа по ведению здорового образа жизни несовершеннолетних подростков.»



МБОУ Кировская СОШ № 5









Комплексно-целевая программа

по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы.





Автор программы:

социальный педагог








2016-2018 г.






Пояснительная записка

Актуальность проблемы


В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.


Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих школ позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, психолога, инспектора ОДН и др.).


Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.


Цель комплексной программы


Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.

• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.


Принципы программы:

  • доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.





Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 2 года реализации и будет проведена в период сентября 2016 года по август 2018 года.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2016)

• Анализ состояния профилактической работы за 2015. год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический (ноябрь 2017 г.- июнь 2018г.)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий (август 2018 г.)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.





ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2016-2017 учебный год

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь


Кл. руководители.

Социальный педагог,

Зам. директора по УВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь


Кл. руководители.

Соц. педагог

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по ВР

Соц. педагог, классные руководители, инспектор ОДН, родительская общественность

5

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

Учитель физкультуры

6

Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

Соц педагог

Кл. руководители

7

Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

Октябрь

Кл. руководители

Педагог- психолог

Соц педагог

8

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Октябрь

Педагог- психолог

Соц педагог

Кл. руководители

9

Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

Октябрь

Психолог

Кл. руководители

10

Анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Соц педагог

Кл. руководители

11

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Соц педагог

Кл. руководители

12

Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Ноябрь

Соц педагог

Кл. руководители

13

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Мед. работник

Работники здравоохранения

14

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители, Учитель ИЗО

15

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь

Зам. директора по УВР

16

Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

Декабрь

Зам. директора по УВР, соц педагог, классные руководители

17

Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

18

Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

1 полугодие

Библиотекарь

19

Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие

Соц педагог инспектор ОДН

20

Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

Ответственный по безопасности

Работники здравоохранения

21

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Педагог- психолог

Соц педагог, инспектор ОДН

Работники здравоохранения

22

Участие во Всероссийском уроке здоровья

Апрель

Зам. директора по ВР,

мед. работник, учитель физ. культуры

23

Участие в спартакиаде школьников

По особому плану

учитель физ. культуры

24

Проведение спартакиады по игровым видам спорта

По плану

В течение года

учитель физ. культуры


25

Волонтёрское движение на базе 1 -9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.

В течение года

Педагог-организатор.

Волонтёры,

ЮИД


26

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Зам. директора по ВР,

Соц педагог

27

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

классные руководители

Соц педагог

28

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Раз в четверть

Соц педагог

29

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Соц педагог

30

Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

В течение года

Соц педагог

31

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители

36

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед. работник


37

Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Мед. Работник

 

38

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Зам. директора по УВР

Работники здравоохранения

Соц педагог инспектор

39

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни

Июнь - август

Зам. директора по УВР мед. работник, учителя физ. культуры

40

Утверждение плана работы совета профилактики школы



2017 – 2018 учебный год

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь


Кл. руководители.

Зам. директора по ВР

3

Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь


Кл. руководители.

Соц. педагог

4

Организация и проведение “Дня здоровья”.

Сентябрь

Кл. руководители

Учитель физкультуры

5

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Традиционно Октябрь-ноябрь

Зам. директора по ВР

Соц. педагог , классные руководители,

6

Анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Соц педагог

Кл. руководители

7

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Соц педагог

Кл. руководители

8

Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

Соц педагог

Кл. руководители

9

Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители,

10

Индивидуальные беседы с родителями детей

В течение года.

Соц педагог

Кл. руководители

11

Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»

декабрь

Волонтерская группа

12

Встреча учащихся группы «риска» с наркологом.

Викторина по теме: «Дети и наркомания»

декабрь

Соц педагог

Кл. руководители

13

Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство».

декабрь

Соц педагог

Кл. руководители

14

Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».

январь

Соц педагог

Кл. руководители

15

Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»

январь

Соц педагог

Кл. руководители

16

Встреча с врачом «Предохрани себя»

январь

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

17

Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»

февраль

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

18

Выставка литературы «Против наркомании»

февраль

библиотекарь

19

Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»

февраль

Педагог-организатор

20

Проведение Недели профилактики наркозависимости.

март

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители, педагог-организатор

21

Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска»)

март

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

22

Проведение классных часов по данной тематике

апрель

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

23

Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-8 классы

апрель

Соц педагог

Кл. руководители

24

Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних

апрель

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

25

Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).

май

Зам. Директора по УВР,

Педагог- психолог

26

Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

май

Соц педагог

Кл. руководители

27

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

май

Соц педагог

Кл. руководители

28

Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

май

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители

29

Посещение уроков «Работа с трудными учащимися на уроке».

В течение года

Соц педагог

Зам. Директора по ВР

30

Рейд «Наши дети и улица»

В течение года

Зам директора по ВР Соц педагог

Кл. руководители, отряд ЮИД

31

Участие в спартакиаде школьников

По плану

учитель физ. культуры

32

Проведение спартакиады по игровым видам спорта

По плану

В течение года

учитель физ. культуры


33

Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

В течение года

Соц. Педагог

34

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания,

Июнь - август

Зам. директора по ВР мед. работник, учителя физ. культуры

35

Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год.

август


Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.




Ожидаемые результаты

• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.