СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное занятие по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи

Просмотр содержимого документа
«Комплексное занятие по развитию речи»

«Край березовый, край Есенина»

для детей старшего дошкольного возраста

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 «Рябинка»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, через ответы на вопросы. Закреплять у детей умение читать поэтические произведения. Формировать у детей эстетическое чувство, эмоционально передавать его в пении, игре на музыкальных инструментах.

Оформление: На центральной стене зала висит портрет СА.Есенина и пейзажи современного художника Владимира Безуглого. На другой стене панно: берёзы, летящие в небе журавли. С краю деревенский дом.

Ход занятия


Звучит мелодия на стихи С. Есенина « Отговорила роща золотая». В зал входят дети, вместе с воспитателем подходят к портрету С.А.Есенина.

Воспитатель: читает отрывок из стихотворения

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о чем...

Дети ,скажите пожалуйста, кто автор этих замечательных строк?
Дети: С.А.Есенин.

Воспитатель: Слушайте, внимательно. Пожалуйста скажите кто-то один. Кто же автор этих замечательных строк?

Дети: Эти стихи написал С.А.Есенин.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вы конечно же сразу узнали С.Есенина. А вот подумайте и скажите, почему именно сегодня с особым чувством мы вспоминаем С.Есенина.

Дети: С.А.Есенин - поэт. Вся наша страна 3 октября отметила день рождения поэта.

Воспитатель: Сколько лет со дня рождения? Может быть кто-то помнит?

Дети: Великая дата 110 лет со дня рождения.

Воспитатель: Молодцы, дети. Сегодня мы тоже с вами поговорим о поэте С.А.Есенине. Послушаем стихи и почитаем их.

Звучит музыка Г.Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики

Воспитатель: С.А.Есенин - великий поэт.

Ребята, кто из вас помнит, где родился С.А.Есенин?

Дети: С.Есенин родился в Рязанской области с.Константиново.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада ,что вы помните о том, что С.А.Есенин родился в селе Константиново Рязанской области. Совсем недалеко от того места, где мы с вами живем в Коломенском районе Московской области. А Московская область граничит с Рязанской областью. И мы гордимся тем, что в любое время можем посетить Родину Есенина..

Воспитатель: С.А.Есенин родился в самом центре России в глубинке, где прекрасная природа, вольные луга, чистый воздух. Вот в таком замечательном месте.

Будьте внимательными, думайте. Какие произведения пишет поэт?

Дети: Поэт пишет стихи, поэмы.

Воспитатель: Да, я знаю, что вы к Юбилею Есенина выучили стихи.

-Кто хочет почитать небольшой отрывок.

  • Пожалуйста Игорь. Я знаю, что ты выучил всё стихотворение. Почитай пожалуйста отрывок.

  • Молодец, умница. Какое красивое стихотворение.

И Зоя нам тоже хочет почитать отрывок из своего стихотворения. Молодец, умница. Какое красивое стихотворение.

- Я обратила внимание, как вы внимательно слушали замечательные стихи
С.А.Есенина. Подумайте, пожалуйста : О чем эти стихи?

Дети: Эти стихи написаны о природе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Природа- это настроение человека, доброта. Я вам сейчас задам сложный вопрос, прежде ,чем ответить, нужно хорошо подумать. Что вы можете сказать о стихах С.А.Есенина?

Дети: Стихи Есенина поэтичные „мелодичные»

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот поэтому их всегда хочется слушать и читать.

Давайте, дети попробуем стать композиторами, и будем сочинять свою музыку к

стихам С.А.Есенина. А поможет вам в этом игра: «Волшебная стрелка» Дети все встаем в круг. Зоя выберет водящего по считалке.

Ты не гладь мои кудельки,

Золоченный гребешок

За горами за долами

Их разгладит ветерок.

Ребенок на которого пал выбор ,встаёт в круг под музыку выполняет танцевальные движения, остальные дети идут по кругу. по окончании музыки водящий у которого на правой руке надета красная стрелочка поднимает руку. Тот на кого указывает стрелочка ,сочиняет музыку на предложенные воспитателем строчки:


.. .За рекой поёт петух

Там стада стерег пастух!

.. .Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Воспитатель: Молодцы, стихи пропевали великолепно

Сели удобно, спинки выпрямили, глазки подняли на меня. Разговор о поэзии
С.Есенина продолжается.

Многие стихи Есенина связаны с его родными местами.

Подумайте и скажите пожалуйста. Символом России является какое
необыкновенное дерево?

Дети: Символом России является берёзка.

Воспитатель: Молодцы, я рада ,что вы знаете.

Посмотрите, пожалуйста вот у меня стоит берёза (картина).

А какая она берёза?

Дети: Берёзка (белоствольная, нежная, высокая, красивая, пушистая)

Воспитатель: О берёзе сложено много песен, написано много стихов, картин.

С.А. Есенин тоже написал замечательное стихотворение « Берёза». Послушайте это стихотворение. С.А.Есенин «Берёза» (читает воспитатель)

(Заставить детей слушать, после небольшой паузы)

Воспитатель: Я смотрю на вас, и вижу, что вам понравилось это стихотворение. Мне бы хотелось, чтобы вы его выучили наизусть. А чтобы его наизусть выучить, давайте послушаем его ещё раз это стихотворение. (воспитатель читает быстрее )

Воспитатель: Вспомните, какими словами начинается стихотворение.

( 1 четверостишье)

Кто продолжит. Молодцы, не волнуйтесь. Я вам помогу. (1 ребёнок)
Если затрудняются воспитатель помогает, продолжает, соединяет.

II четверостишие: Как Есенин описывает красоту пушистых веток. (читает)

-Может, кто-то запомнил ? (1 ребёнок)

Ill четверостишие Послушайте , как поэт простыми словами рассказал о берёзе.

  • Зачитываю, послушайте.

  • Кто-нибудь может почитать эти строчки?

  • Вот какими словами поэт описал берёзку.

YI четверостишие: А теперь вспомните, какими словами заканчивается стихотворение (если дети затрудняются)

Послушайте ещё раз.

Вспомнили? Кто может почитать.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы. Вы очень старались.

  • Сядьте поудобней. Перед вами картина (белая береза) портрет С.А.Есенина

  • Мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили это стихотворение. А помогут вам вот эти карточки (алгоритм).

Воспитатель зачитывает стихотворение по карточкам.

Поэзия С.Есенина отражается в картинах . Мне бы хотелось показать эти картины. (Приглашает детей встать подойти к центральной стене и посмотреть картины художника Владимира Безуглова )

Посмотрите, пожалуйста, какие великолепные картины.

А сейчас в память о С. Есенине мы споём песню .

Песня « Пастух» сл. С.А.Есенина, муз. Г. Струве

Воспитатель: Сергей Есенин видел красоту земли русской сердцем.

Слушайте сердцем дети. А дорогу к ним Вам подскажут добрые, мудрые, чистые стихи прекрасного русского поэта С.Есенина:

Есенин, дай на счастье

нежность мне

К берёзам и лугам ,

к зверью и людям,

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой

Так беззащитно любим.


















Используемая литература


Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Изд-во «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2008 г.


Журнал Музыкальный руководитель №1 2005 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника»


Журнал Музыкальный руководитель №5 2005 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника»