СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комплект оценочных средств разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и рабочей программой учебной общепрофессиональной дисциплины ОПД.09 Психология на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 12.05.2014 г. № 502 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело» (список изменяющих документов в редакции приказов Минобрнауки России от 04.04.2015 г. № 391, от 24.04.2015 г. № 754).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР
ГПОУ ЯНАО «Надымский
профессиональный колледж»
____________________ Г.В. Бочарова
21.06.2022г.
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (КОС)
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОПД.09 Психология
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка по очно-заочной форме обучения
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
2019 г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (КОС)
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОПД.09 Психология
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка по очно-заочной форме обучения
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
201___ г.
Комплект оценочных средств разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и рабочей программой учебной общепрофессиональной дисциплины ОПД.09 Психология на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 12.05.2014 г. № 502 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело» (список изменяющих документов в редакции приказов Минобрнауки России от 04.04.2015 г. № 391, от 24.04.2015 г. № 754).
Организация - разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж»
Составитель: Кучерова Татьяна Сергеевна педагог дополнительного образования
РАССМОТРЕН
на заседании учебно-методического объединения
преподавателей здравоохранения и медицинских наук
Протокол № 8 от 14.06. 2022 г.
Председатель УМО: ___________ О.С. Лифинцева
ОДОБРЕН
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО НПК
Протокол № 8 от 19.06. 2022 г.
Председатель НМС: ______________ Е.В. Головань
1. Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины ОПД.09 Психология обучающийся должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- урегулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- владеть приемами саморегуляции
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- психологию личности и группы;
- типологию отношений личности и группы;
- закономерности функций и средств общения
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится на 2 курсе, в 4 семестре.
2. Процедура проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета осуществляется в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»
Дифференцированный зачет проводится в устной и письменной форме по билетам в учебном кабинете.
Билет содержит 2 задания: теоретическое (тестовое задание) и практическое (ситуационную задачу).
Задание 1:
Тест: выбрать один правильный ответ
1. Предметом изучения психологии является:
а) нервная система человека
б) внутренние переживания человека
в) психика человека
2. К методам исследования психики относят:
а) тестирование
б) анкетирование
в) оба варианта верны
3. Сознание:
а) высшая форма отражения и познания человеком объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.
б) отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании ранее воспринятой информации.
в) высшая форма отражения действительности, характеризующаяся способностью личности отдавать себе ясный отчѐт об окружающем в настоящем времени, помнить прошлое, предвидеть будущее и на основании этого управлять своим поведением.
4. Самооценка:
а) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией
б) отношение к себе, к отдельным своим качествам, к своим поступкам
в) продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением
5. Сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающим и к самому себе:
а) темперамент
б) характер
в) направленность
6. Личность:
а) биологическая составляющая человека
б) индивидуально-психологические особенности, позволяющие успешно (быстрее и легче, чем другие) овладевать знаниями, приобретать необходимые навыки и умения, и совершенствоваться в деятельности.
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
7. Воля:
а) сила, подвижность и уравновешенность двух нервных процессов: возбуждения и торможения
б) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных)
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
8. Деятельность:
а) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности
б) активность, направленная на удовлетворение потребностей
в) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных)
9. Индивидуальность:
а) неповторимая совокупность индивидуальных и личностных свойств, является основой успешной деятельности.
б) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
10. Процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств:
а) восприятие
б) ощущение
в) внимание
11. Отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании ранее воспринятой информации:
а) сознание
б) память
в) восприятие
12. Барьер общения, когда игнорируется или не понимается эмоциональное состояние пациента:
а) мотивационный
б) ролевой
в) нет правильного ответа
13. Патология мышления:
а) абулия
б) деменция
в) галлюцинации
14. Интеллект:
а) как познавательная деятельность включает приобретѐнный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике.
б) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности.
в) освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке
15. Процесс и результат накопления и использования человеком опыта общественной жизни:
а) самоопределение
б) социализация
в) самовоспитание
16. Психологическое понимание внутреннего локуса контроля предполагает, что человек склонен видеть причины своего поведения в:
а) себе самом
б) поведении других
в) устройстве общества
17. Эмоции личности не сказываются на:
а) функционировании тела
б) переживаниях
в) уровне интеллекта
18. Лидер:
а) выдвигается стихийно
б) наделен административными санкциями
в) представляет группу во внешней официальной среде
19. Коллегиальный (демократический) стиль руководства исключает:
а) малую гласность
б) жесткость, напористость в общении
в) все ответы верны
20. К деструктивному решению конфликта относится:
а) уменьшение степени сотрудничества между людьми
б) стимулирование к изменениям и развитию
в) получение новой информации об оппоненте
21. Различные формы поведения, которые человек должен выполнять в соответствии со своим статусом, удовлетворяя групповые ожидания:
а) социальная адаптация
б) социальные роли
в) социальная перцепция
22. Группы делятся на:
а) референтные
б) малые и большие
в) оба варианта верны
23. Процесс установления и развития контактов между людьми:
а) общение
б) аттракция
в) эмпатия
24. К вербальным средствам общения относят:
а) слова и их прямое значение
б) мимика
в) жесты
25. Сангвиник:
а) сильный, подвижный
б) сильный, инертный
в) сильный, неуравновешенный
26. Деловое общение характеризует:
а) регламентированность
б) этикет
в) оба варианта верны
27. Причины психосоматических расстройств и заболеваний:
а) семейные неблагоприятные факторы
б) личностные особенности
в) все ответы верны
28. Функциональное нервно-психическое расстройство:
а) невроз
б) гипертоническая болезнь
в) сахарный диабет
29. Профессиональные способности:
а) особенности, позволяющие успешно овладевать определенной профессией и совершенствоваться в ней
б) могут быть общие и специальные
в) все ответы верны
30. Причины конфликтов в медицинской деятельности:
а) несправедливое моральное и материальное вознаграждение
б) неравномерное распределение материально-технических средств
в) все ответы верны
Задание 2:
Решение ситуационной задачи
Ситуационная задача № 1
Наталья Т. общительная, легко сходится с новыми людьми, при неприятностях повторяет: «А мне как с гуся вода». Часто переоценивает себя и свои возможности, часто обещает, но не выполняет обещанное, может «приукрасить» свой рассказ.
Из-за этого возникают конфликты на работе. В спорах старается разговор «замять», все перевести в шутку, не вникая в суть дела. После очередного замечания старшей медсестры ответила с возмущением: «Да Вы достали меня уже! Сколько можно!». Старшая медсестра строго посмотрела и, ничего не сказав, направилась к кабинету заведующей отделением.
1. Определите личностные особенности Натальи: темперамент и характер.
2. Определите особенности конфликтной ситуации: тип, вид, способ решения, причину конфликта, стадию, привлечение нейтральной стороны.
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1 Перечень вопросов
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по предмету «Психология»
1. Предмет, цели и задачи психологии
2. Основные категории психологии
3. Структура и условия возникновения сознания
4. Знание о себе и самосознание личности
5. Методы психодиагностики
6. Значение психологических знаний в профессиональной деятельности лаборанта
7. Понятия: индивид, индивидуальность, личность
8. Структура личности по Платонову
9. Этапы развития личности
10. Индивидуально- типологические особенности человека: темперамент, характер, способности
11. Акцентуации характера
12. Волевая сфера личности
13. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление
14. Расстройства познавательных процессов
15. Эмоциональные процессы: эмоции, чувства, страсти, настроение, фрустрации, аффекты, стрессы
16. Расстройства эмоциональных процессов
17. Связь эмоций с потребностями.
18. Понятие и функции социальной психики. Социальные роли.
19. Классификация групп
20. Основные характеристики группы: состав, структура, групповые процессы, статус- положение, групповые нормы и санкции
21. Лидерство и руководство, стили руководства
22. Влияние группы на личность. Методы социального воздействия
23. Методы исследования в социальной психологии. Социометрия
24. Функции и стороны общения.
25. Виды и средства общения.
26. Барьеры в общении.
27. Психологические аспекты делового общения
28. Стадии и виды стресса
29. Влияние эмоций на здоровье и поведение человека
30. Факторы, влияющие на психическое здоровье
31. Антистрессовое поведение
32. Простейшие приемы психотерапии.
33. Социопсихосоматический подход в медицине
34. Патогенез психосоматических расстройств и заболеваний
35. Психогигиена и психопрофилактика медицинского работника
36. Основные принципы лечебной среды
37. Профессиональные кризисы и деформации
38. Общение с «трудным» пациентом
39. Причины и виды конфликтов
40. Стадии конфликта
41. Стратегии конфликтного реагирования
42. Модель конфликтного процесса с функциональными и дисфункциональными
последствиями.
43. Агрессия как приобретенное социальное поведение
44. Типы конфликтных личностей
45. Организационные способы управления конфликтами
46. Стратегия разрешения межличностных конфликтов
47. Конфликты в медицинской деятельности
48. Основные принципы профилактики конфликтов
49. Профилактика конфликтов в медицинской деятельности
Тесты для подготовки к дифференцированному зачету по предмету «Психология»
1. Психология:
а) наука о строении человека
б) наука о закономерностях функционирования психики человека
в) наука о закономерностях функционирования нервной системы человека
2. Предметом изучения психологии является:
а) нервная система человека
б) внутренние переживания человека
в) психика человека
3. К основным функциям психики относят:
а) планирование деятельности
б) саморегуляция на основе отраженной картины объективного мира
в) терморегуляция организма человека
4. К методам исследования психики относят:
а) тестирование
б) анкетирование
в) оба варианта верны
5. Психические явления включают в себя:
а) процессы и состояния
б) свойства
в) оба варианта верны
6. Сознание:
а) высшая форма отражения и познания человеком объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.
б) отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании ранее воспринятой информации.
в) высшая форма отражения действительности, характеризующаяся способностью личности отдавать себе ясный отчѐт об окружающем в настоящем времени, помнить прошлое, предвидеть будущее и на основании этого управлять своим поведением.
7. Направленность личности:
а) направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.
б) освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке.
в)совокупность взглядов, идей, убеждений человека, которыми он руководствуется в своей активной деятельности, связанной с достижением сложных жизненных целей.
8. Самооценка:
а) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией
б) отношение к себе, к отдельным своим качествам, к своим поступкам
в) продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением
9. Профессиограмма:
а) описание профессиональной деятельности
б) описание психологической структуры деятельности
в) все ответы верны
10. Сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающим и к самому себе:
а) темперамент
б) характер
в) направленность
11. Сила, подвижность и уравновешенность двух нервных процессов: возбуждения и торможения:
а) темперамент
б) эмоции
в) мышление
12. Личность:
а) биологическая составляющая человека
б) индивидуально-психологические особенности, позволяющие успешно (быстрее и легче, чем другие) овладевать знаниями, приобретать необходимые навыки и умения, и совершенствоваться в деятельности.
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
13. Индивидуально-психологические особенности, позволяющие успешно (быстрее и легче, чем другие) овладевать знаниями, приобретать необходимые навыки и умения, и совершенствоваться в деятельности:
а) личность
б) способности
в) характер
14. Воля:
а) сила, подвижность и уравновешенность двух нервных процессов: возбуждения и торможения
б) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных)
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
15. Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности:
а) потребности
б) воля
в) способности
16. Деятельность:
а) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности
б) активность, направленная на удовлетворение потребностей
в) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных)
17. Человек, со всеми его биологически-природными задатками и качествами:
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
18. Индивидуальность:
а) неповторимая совокупность индивидуальных и личностных свойств, является основой успешной деятельности.
б) сознательная, целенаправленная психическая активность человека, связанная с преодолением препятствий (объективных и субъективных
в) системное качество индивида, как субъекта общения и деятельности
19. Восприятие:
а) это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
б) процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств.
в) направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.
20. Процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств:
а) восприятие
б) ощущение
в) внимание
21. Направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них:
а) восприятие
б) ощущение
в) внимание
22. Отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании ранее воспринятой информации:
а) сознание
б) память
в) восприятие
23. Высшая форма отражения и познания человеком объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира:
а) сознание
б) восприятие
в) мышление
24.Патология мышления:
а) абулия
б) деменция
в) галлюцинации
25. Формы мышления:
а) понятия
б) суждения
в) оба варианта верны
26. Интеллект:
а) как познавательная деятельность включает приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике.
б) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности.
в) освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке.
27. К первой стадии стресса относят:
а) истощение
б) тревожность
в) сопротивление
28.Процесс и результат накопления и использования человеком опыта общественной жизни:
а) самоопределение
б) социализация
в) самовоспитание
29. Отражение в сознании субъективного отношения к окружающему и к себе в виде переживаний:
а) эмоции
б) мышление
в) мотивация
30. Психологическое понимание внутреннего локуса контроля предполагает, что человек склонен видеть причины своего поведения в:
а) себе самом
б) поведении других
в) устройстве общества
31.Формами эмоциональных состояний являются все, кроме:
а) эмоций
б) чувств
в) желаний
32.Эмоции личности не сказываются на:
а) функционировании тела
б) переживаниях
в) уровне интеллекта
33.В результате обобщения эмоций возникает:
а) стресс
б) чувство
в) аффект
34.Лидер:
а) выдвигается стихийно
б) наделен административными санкциями
в) представляет группу во внешней официальной среде
35. Черты характера, провоцирующие конфликт:
а) гибкость, подвижность мышления, взглядов
б) стремление доминировать, во что бы то ни стало везде, даже если это не нужно
в) адекватная самооценка
36.Коллегиальный (демократический) стиль руководства исключает:
а) малую гласность
б) жесткость, напористость в общении
в) все ответы верны
37.Наиболее важные потребности, в удовлетворении которых нуждается пациент:
а) потребность в безопасности, в принятии, в уважении
б) потребность в саморазвитии
в) эстетические потребности
38. К деструктивному решению конфликта относится:
а) уменьшение степени сотрудничества между людьми
б) стимулирование к изменениям и развитию
в) получение новой информации об оппоненте
39. В функции социальной психики не входит:
а) обобщение и передача социального опыта
б) социальный контроль
в) социальная ингибиция
40. Различные формы поведения, которые человек должен выполнять в соответствии со своим статусом, удовлетворяя групповые ожидания:
а) социальная адаптация
б) социальные роли
в) социальная перцепция
41. Функции, которые выполняют отдельные члены группы:
а) идентификация
б) групповая динамика
в) структура группы
42. Группы делятся на:
а) референтные
б) малые и большие
в) оба варианта верны
43. Внушение:
а) воспроизведение индивидом черт и образов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица
б) преимущественно интеллектуальное воздействие на психику человека, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека, принимающего информацию.
в) метод целенаправленного неаргументированного воздействия одного человека на другого или на группу, минуя акт сознания.
44. Процесс установления и развития контактов между людьми:
а) общение
б) аттракция
в) эмпатия
45. В стороны общения не входит:
а) коммуникативная
б) интерактивная
в) социальная
46. К вербальным средствам общения относят:
а) слова и их прямое значение
б) мимика
в) жесты
47. Персональное расстояние в общении (межличностное):
а) от 400 до 750 с
б) до 45 см
в) от 45 до 120 см
48. Сангвиник:
а) сильный, подвижный
б) сильный, инертный
в) сильный, неуравновешенный
49. Семантический барьер в общении возникает:
а) при передаче неверной информации
б) при использовании профессиональных терминов
в) при разных мотивах деятельности
50. Деловое общение характеризует:
а) регламентированность
б) этикет
в) оба варианта верны
51. Преимущественно словесное воздействие на психику пациента с лечебной целью:
а) психотерапия
б) психопрофилактика
в) психодиагностика
52.Причины психосоматических расстройств:
а) семейные неблагоприятные факторы
б) личностные особенности
в) все ответы верны
53.Общий адаптационный синдром:
а) стресс
б) страсть
в) настроение
54.Функциональное нервно-психическое расстройство:
а) невроз
б) гипертоническая болезнь
в) сахарный диабет
55.Способность личности к адаптации, сопротивлению, самосохранению и саморазвитию в разнообразной среде обитания:
а) психическое здоровье
б) физическое здоровье
в) социальное здоровье
56. Патопсихология:
а) изучает закономерности распада психической деятельности
б) изучает психологические факторы, сопровождающие соматические заболевания
в) изучает мозговую организацию психической деятельности человека
57. К психосоматическим заболеваниям не относят:
а) гипертоническую болезнь
б) бронхиальную астму
в) гепатит
58. Преморбид — это:
а) состояние повышенного настроения
б) внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию
в) личностные особенности, на фоне которых развивается болезнь
59. Ипохондрия — это:
а) чрезмерная озабоченность собственным физическим здоровьем
б) патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния
в) безразличие к себе, окружающим лицам, событиям
60. Профессиональные способности:
а) особенности, позволяющие успешно овладевать определенной профессией и совершенствоваться в ней
б) могут быть общие и специальные
в) все ответы верны
61.Раздел медицинской психологии, направленный на сохранение и укрепление психического здоровья:
а) психогигиена
б) психопрофилактика
в) психотерапия
62. Причины конфликтов в медицинской деятельности:
а) несправедливое моральное и материальное вознаграждение
б) неравномерное распределение материально-технических средств
в) все ответы верны
63. Стратегия поведения в конфликте, когда один уступает в ответ на уступки другого:
а) компромисс
в) сотрудничество
г) соперничество
64. Указать неправильный ответ в уровнях ВКБ (внутренней картины болезни):
а) эмоциональный
б) мотивационный
в) социальный
65. Нарушения, связанные с неблагоприятным воздействием на психику пациента неправильного поведения медицинских работников:
а) эмпатия
б) ятрогения
в) соматогения
66. Трудный пациент – это:
а) тяжелый, умирающий больной
б) депрессивный, тревожный пациент
в) все ответы верны
67. К коммуникативным умениям медработника относятся:
а) понимание психологии больного человека, умение работать с людьми
б) стремление к лидерству
г) все ответы верны
68.Исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для их выполнения. Человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества:
а) специальность
б) профессия
в) должность
69. Профессиональная пригодность:
а) формируется в процессе обучения
б) формируется в последующей профессиональной деятельности
в) все ответы верны
70. Причины страха перед манипуляцией:
а) отсутствие информации о манипуляции
б) возможные осложнения
в) все ответы верны
71.Конформизм:
а) утрата или сглаживание индивидуальности под влиянием группы
б) беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, добровольное согласие с мнением группы
в) высшая форма внутренней организации группы
72. Столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций как внутри одной личности, так и в межличностных или межгрупповых отношениях:
а) конфликт
б) идентификация
в) соперничество
73. Причины конфликта могут быть:
а) внешние
б) внутренние
в) все ответы верны
74. К внешним причинам конфликта относят:
а) психологические
б) организационные причины
в) все ответы верны
75. К внутренним причинам конфликта относят:
а) неблагоприятные условия деятельности
б) социально-психологические
в) все ответы верны
76. Дисфункциональные последствия конфликта:
а) исчезает доверие друг к другу
б) проблема решается на взаимовыгодных условиях
в) приобретается опыт решения проблем
77. Проявление агрессии:
а) распространение сплетен
б) угрозы
в) все ответы верны
78. Коллегиальный (демократический) стиль руководства исключает:
а) централизацию полномочий
б) малую гласность
в) все ответы верны
79. Черты характера, провоцирующие конфликт:
а) гибкость, подвижность мышления, взглядов
б) стремление доминировать во что бы то ни стало везде, даже если это не нужно
в) адекватная самооценка
80. Стадии конфликта:
а) латентная
б) конфликтные действия
в) все ответы верны
81. Простейшие приемы психотерапии:
а) беседа
б) гипноз
в) тренинг
82. К патологии восприятия относят:
а) иллюзии
б) галлюцинации
в) гипомнезии
83. Причины неврозов:
а) социальные
б) физиологические
в) психологические
84. Барьер общения, когда игнорируется или не понимается эмоциональное состояние пациента:
а) мотивационный
б) ролевой
в) нет правильного ответа
85. Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов:
а) здоровье
б) адаптация
в) социализация
86. Установка:
а) процесс самопознания личностью своих внутренних психических состояний
б) готовность действовать определенным образом
в) процесс накопления и использования человеком опыта общественной жизни
87. Основные принципы медицинской этики:
а) не навреди
б) конфиденциальность (сохранение врачебной тайны
в) все ответы верны
Ключ к банку тестовых заданий 1-Б | 23-В | 45-В | 67-А | ||
2-В | 24-Б | 46-А | 68-Б | ||
3-Б | 25-В | 47-В | 69-В | ||
4-В | 26-А | 48-А | 70-В | ||
5-В | 27-Б | 49-Б | 71-Б | ||
6-В | 28-Б | 50-В | 72-А | ||
7-В | 29-А | 51-А | 73-В | ||
8-Б | 30-А | 52-В | 74-Б | ||
9-В | 31-В | 53-А | 75-Б | ||
10-Б | 32-В | 54-А | 76-А | ||
11-А | 33-Б | 55-А | 77-В | ||
12-В | 34-А | 56-А | 78-В | ||
13-Б | 35-Б | 57-В | 79-Б | ||
14-Б | 36-В | 58-В | 80-В | ||
15-А | 37-А | 59-А | 81-А | ||
16-Б | 38-А | 60-В | 82-Б | ||
17-А | 39-В | 61-Б | 83-В | ||
18-А | 40-Б | 62-В | 84-В | ||
19-А | 41-В | 63-А | 85-А | ||
20-Б | 42-В | 64-В | 86-Б | ||
21-В | 43-В | 65-Б | 87-В | ||
22-Б | 44-А | 66-В |
1 вариант | 2 вариант | ||
1-В | 16-А | 1-Б | 16-Б |
2-В | 17-В | 2-В | 17-Б |
3-В | 18-А | 3-В | 18-А |
4-Б | 19-В | 4-В | 19-В |
5-Б | 20-А | 5-А | 20-В |
6-В | 21-Б | 6-Б | 21-В |
7-Б | 22-В | 7-А | 22-В |
8-Б | 23-А | 8-А | 23-Б |
9-А | 24-А | 9-А | 24-А |
10-Б | 25-А | 10-В | 25-А |
11-Б | 26-В | 11-В | 26-А |
12-В | 27-В | 12-В | 27-В |
13-Б | 28-А | 13-Б | 28-А |
14-А | 29-В | 14-А | 29-Б |
15-Б | 30-В | 15-В | 30-Б |
Перечень практических заданий
Решение ситуационных задач
Ситуационная задача № 1
Наталья Т. общительная, легко сходится с новыми людьми, при неприятностях повторяет: «А мне как с гуся вода». Часто переоценивает себя и свои возможности, не редко обещает, но не выполняет обещанное, может «приукрасить» свой рассказ. Из-за этого возникают конфликты на работе. В спорах старается разговор «замять», все перевести в шутку, не вникая в суть дела. После очередного замечания старшей медсестры ответила с возмущением: «Да Вы достали меня уже! Сколько можно!». Старшая медсестра строго посмотрела и, ничего не сказав, направилась к кабинету заведующей отделением.
1. Определите личностные особенности Натальи: темперамент и характер.
2. Определите особенности конфликтной ситуации: тип, вид, стадию, способ решения, причину конфликта, целесообразность привлечения нейтральной стороны.
Ситуационная задача № 2
Николай С. попадая в новую обстановку теряется, смущается. Часто тревожится по пустякам, из- за своей мягкости не может сказать то, что его не устраивает. Настроение чаще пониженное и постоянно возникает желание «побыть одному». В коллективе не пользуется авторитетом, про него говорят «ни рыба, ни мясо». В последнее время стал жаловаться на плохой сон, потерю аппетита, головные боли.
1. Определите личностные особенности Николая: темперамент и характер.
2. Определите причины ухудшения психического здоровья. Какие факторы влияют на психическое и социальное здоровье.
Ситуационная задача № 3
Светлана К. подвижная, работоспособная, постоянно стремится «перестроить мир под себя». Из-за вспыльчивости и низкого самоконтроля часто возникают конфликты, так как во время разговора может вспоминать старые обиды и настаивать только на «своем». О своих успехах всегда говорит с гордостью, к людям относится высокомерно. В лаборатории постоянно придирается к новенькой Диане, что та делает все медленно. Диана часто плачет и не вступает в спор со Светланой. В последнее время состояние Дианы ухудшилось: стала быстро уставать, появилась бессонница.
1. Определите личностные особенности Светланы: темперамент и характер.
2. Определите особенности конфликтного реагирования Дианы. Какие признаки снижения психического здоровья Вы знаете. Перечислите основные пункты антистрессового поведения.
Ситуационная задача № 4
Татьяна Ф. пассивная, деловитая, не склонна к частой смене деятельности. Ее трудно рассмешить, она говорит мало, но по делу, не эмоциональна. Любимая фраза «семь раз отмерь, один раз отрежь». В конфликтных ситуациях умеет выслушать, свою позицию выражает взвешенно, четко, стараясь найти общее решение.
1. Определите личностные особенности Татьяны: темперамент и характер.
2. Какие деструктивные последствия конфликтов Вы знаете? Как должен вести себя правильно человек в конфликтной ситуации.
Ситуационная задача № 5
Степан Т. руководитель коллектива, вспыльчивый, всегда уверенный в своей правоте, активный. Часто просит сотрудников выполнять работу не по своим должностным обязанностям, но не всегда доплачивает то, что обещает. В коллективе часто меняются сотрудники.
1. Определите личностные особенности Степана: темперамент и характер.
2. Определите стиль руководства Степана. Назовите причины возникновения конфликтов в деловой сфере.
Ситуационная задача № 6
Сергей П. спокойный уравновешенный, необязательный, при возникающих конфликтных ситуациях старается согласиться с оппонентом, не вникая в суть дела. Проблемы не решаются, а откладываются в «долгий ящик». Андрей Т. импульсивный, агрессивный, общаясь с Сергеем из-за невыполненных обязательств использует угрозы, называет Сергея «законченным идиотом» и другими обидными словами. В результате частых ссор мужчины при встрече не здороваются и мимикой показывают презрение друг к другу.
1. Определите личностные особенности Сергея: темперамент и характер.
2. Определите ошибки при решении конфликтных ситуаций, приведите свои примеры деструктивного решения конфликтных ситуаций.
Ситуационная задача № 7
Анастасия В. считает себя красивее и умнее своих подруг, всегда старается всем давать свои советы, излишне любопытна. Она очень подвижная, общительная. Настя часто «за спиной» осуждает своих коллег. Вера старается делать замечания ей, но Настя реагирует болезненно, начинает эмоционально возмущаться, любая критика в ее адрес вызывает вспышку гнева.
1. Определите личностные особенности Анастасии: темперамент и характер.
2. Определите особенности конфликтного реагирования Насти и какие последствия конфликтов Вы знаете. Какие причины агрессивного поведения Вы знаете.
Ситуационная задача № 8
Ирина В. активная, жизнерадостная, общительная в лаборатории работает первый год. При проведении анализа увидела клетки крови, отличные от тех, которые ранее изучала и диагностировала. Сначала подумала, что возможно нужно спросить у опытной Ларисы, но вспомнила, как та в последний раз резко сказала ей: «И долго ты будешь меня отвлекать, как будто мне за это платят», но вспомнив обиду. решила написать все в норме: «Да, ладно, все должно быть хорошо».
1. Определите личностные особенности Ирины: темперамент и характер.
2. Какие этические нормы нарушили коллеги в данном случае.
Ситуационная задача № 9
В лаборатории столы, за которыми работают Светлана и Оксана располагаются напротив друг друга возле окна. Светлана любит всегда работать при открытом окне, а Оксана всегда мерзнет и требует закрыть его. «Света, ты достала! Ты что русского языка не понимаешь, я тебе в сотый раз говорю: «Не открывай окно! Тупица!» На что Света, ей отвечает: «У себя дома и командуй! Умница!». Девушки продолжали спор, пока в комнату не заглянула пожилая пациентка: «Вы где находитесь? А еще медиками называетесь!»
1. Какие ошибки допустили сотрудники в общении друг с другом.
2. Какие барьеры возникли при общении.
Ситуационная задача № 10
На старостате Михаилу П. дали задание нарисовать стенгазету к празднику. Про задание он забыл, а когда вспомнил, остался уже один день. Обращаясь к одногруппнику Антону Р., Михаил начал заискивающим хитрым голосом говорить: «Антон нарисуй газету, а то я все расскажу твоей маме, на что ты потратил деньги, которые ты попросил у нее на учебники, а учебники у нас выдаются бесплатно». На что Антон сказал с негодованием:«Газету рисовать не буду, а если ты скажешь хоть одно слово моей матери, я тебе голову оторву». «Ну, ты еще пожалеешь!»- прокричал Михаил.
1. Определите особенности конфликтной ситуации: тип, вид, способ решения, причину конфликта, стадию, привлечение нейтральной стороны.
2. Назовите типы конфликтных личностей.
Ситуационная задача № 11
Лаборант Татьяна проводит забор крови у мальчика 5 лет. Мальчик прячет руки за спину, плача отказывается выполнять процедуру. Мама Димы силой старается разжать кулак ребенка и резко, грубо толкает ребенка и ударяет его по голове с возмущением. Татьяна за всем происходящим наблюдала молча, затем строго сказала маме мальчика: «Идите, сначала воспитайте ребенка, потом приходите!». Мама мальчика, выходя из кабинета заявила: «Вы еще пожалеете!» и направилась к зав.лабораторией.
1. Определите этические ошибки в поведении лаборанта.
2. Охарактеризуйте данный конфликт (составьте карту конфликта) и назовите причины возникновения конфликтов в медицине.
Ситуационная задача № 12
Муж зашел на кухню и, случайно задев стоявшую на краю чашку, уронил ее на пол. Чашка разбилась.
Жена: "Какой же ты неуклюжий! Всю посуду в доме перебил!"
Муж: "Потому, что все не на своем месте. В доме вообще бардак!"
Жена: Если бы от тебя хоть какая-то помощь была! Я ведь тоже работаю! А тебе с твоей мамочкой только бы указывать!"…
1. Опишите ситуацию с позиции нарастания конфликтогенов.
2. Как, по-вашему, могут развиваться события в случае деструктивного и конструктивного вариантов поведения участников конфликта?
В чем заключается подлинная причина напряженных взаимоотношений супругов?
Ситуационная задача № 13
Мед.сестра физиотерапевтического кабинета проводила электрофорез гайморовых пазух мальчику 11 лет, не разговаривая с ним, молча. Других пациентов в кабинете не было и она вышла в соседний кабинет к своей коллеге поговорить. Мальчик, чувствуя сильное жжение, подумал, что так и должно быть. По характеру он застенчивый, робкий, неразговорчивый. Сняв аппарат м/с увидела сильный ожог (1стетени), испугавшись сказала: «Ты что молчал? А потом будете возмущаться! Ну, народ!».
1. Какие ошибки допустила мед.сестра при проведении манипуляции?
2. Какие возможные конфликты в медицине можно избежать.
Ситуационная задача № 14
Пациентке, страдающей сахарным диабетом, не была выполнена инъекция инсулина, который ранее каждый раз вводился ей в 18 часов. Утром пациентка спросила у дневной сестры Татьяны, не изменили ли ей схему приема. Оказалось, что изменений в назначении не было.
Об оплошности сестры ночной смены Ольги Татьяной было доложено старшей сестре отделения. В очередное дежурство Ольги на утреннем рапорте ей было высказано замечание заведующим отделением в резкой форме. Ольга высказала обиду сестре дневной смены, почему та сообщила об этом инциденте старшей сестре, а не ей самой, хотя при таких же обстоятельствах другой медсестре Ирине замечания были высказаны без участия заведующего отделением и старшей медсестры. На что Татьяна в резкой форме сказала: «Это не твое дело, про кого хочу, про того докладываю». После этого инцидента Ольга стала подумывать о смене работы.
1. Проведите анализ ситуации с позиций деловой этики в ЛПУ и определите особенности характера Татьяны (медсестры дневной смены).
2. Из-за чего чаще всего возникают конфликты в медицинской деятельности.
Ситуационная задача № 15
Старшая медсестра Зоя Ивановна, контролирующая практику студентов колледжа, очень требовательна к студентам. По характеру Зоя Ивановна целеустремленная, принципиальная, подозрительная. Часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко с большим упорством отстаивает свои интересы. Очень импульсивна, быстро реагирует, но часто необдуманно, нетерпелива, вспыльчива, речь эмоциональная.
Зоя Ивановна ставит оценки низкие даже отличникам, имеющим опыт работы в других отделениях, на уровне трех баллов. Студенты стали жаловаться преподавателю сестринского дела, заявив, что у них пропало всякое желание проходить практику в этом отделении. Они просили перевести их в другое, где работа сложнее, но отношение всего медперсонала настолько располагающее, что студенты готовы работать там и после завершения практики.
Когда преподаватель обратился за разъяснением к старшей сестре, та ответила: "Не хочу опозориться перед аттестационной комиссией. Пусть лучше сейчас получат тройки, чем потом тройки после моих хороших оценок. Это мой принцип и я ему всегда следую".
1. Определите личностные особенности старшей медсестры: темперамент и характер.
2. Охарактеризуйте данный конфликт (составьте карту конфликта) и назовите причины возникновения конфликтов в медицине.
Ситуационная задача № 16
Николай с Денисом друзья. Николай веселый, беспечный, учится в основном на «3» и «4», иногда пропускает занятия без уважительной причины. Денис ответственный, к учебе относится серьезно, выполняет все задания вовремя. Николай попросил у Дениса переписать лекцию,
так как пропустил занятие (проспал), на следующее занятие он тетрадь не принес и сказал, что забыл и даже не извинился, так что Денису пришлось писать на листочках. На следующий день нужно было готовиться к семинару, он предложил Николаю привезти тетрадь ему домой после занятий, на что он ответил отказом, ссылаясь на занятость: «Подумаешь, не сдашь, потом сдадим». Денис отвернулся и ушел.
1. Определите личностные особенности Дениса: темперамент и характер.
2. Определите особенности конфликтной ситуации: тип, вид, стадию, способ решения, причину конфликта и объясните, что является профилактикой конфликтов.
Ситуационная задача № 17
Игорь М. работает в лаборатории, прием пациентов закончился. Приходит пациент с направлением «сito». Игорь начинает возмущаться: «Эта Ольга Ивановна надоела, вечно своих пациентов пихает, будто они все при смерти».
В душе пациента вспыхивает волна обиды и возмущения, но он старается не обращать внимания на лаборанта. После посещения поликлиники состояние пациента ухудшилось.
1. Какие психологические барьеры могут возникнуть в результате неверных действий?
2. Оцените ситуацию с позиции деловой этики.
3.2 Оснащение
Оборудование учебного кабинета: № | Название оборудования |
1. | Мебель и стационарное оборудование |
1.Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий- 2 шт. | |
2. Столы – 12 шт. | |
3. Стулья- 26 шт. | |
4. Доска классная- 1шт. | |
2. | Учебно-методические пособия |
1. Тесты | |
2. Ситуационные задачи | |
3. Видео и аудиотека по вопросам психологии | |
4. Конспекты лекций на электронных носителях |
3.3 Рекомендуемая литература
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Островская, И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей/ И.В.Островская.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006-400с.
2. Полянцева, О.И. Психология для сред. мед. учреждений: учеб. пособие для студ./О.И.Полянцева; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 4-е, испр.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.-414с.- (СПО)
Дополнительные источники:
1.Психология и этика делового общения: учебник для студ. ВУЗов/ Под ред. В.Н. Лавриненко.-Изд. 5-е, перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008- 415 с.- (Золотой фонд российских учебников)
2. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования сост. Е.И. Рогов.-М: ВЛАДОС, 2007-447с.- (учебник для ВУЗов)
3. Самыгин, С.И. Психология для студ. ВУЗов/С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко.- Изд. 2-е.- Ростов-на Дону: Феникс, 2009-157с.- (Шпаргалки)
4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студ./Л.Д. Столяренко.- Изд. 21-е.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2008-671с.- (высшее образование)
5. Психология здоровья и личностного роста: научно- метод. Журнал для психологов, психотерапевтов и соц. работников/Учред. и гл. ред. В.Петрушин.- выход 6 раз в год 2008-2011
Интернет-ресурсы
1. Открытая русская электронная библиотека РГБ- Open Russian Electronic Library (OREL). «Современная психология» Академический сайт для серьезных людей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://orel.rsl.ru/ps/og.htm.
2. Сайт «Флогистон: Психология из первых рук» Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://flogiston.ru/Library
3. Журнал «Популярная психологиЯ» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.psynews.narod.ru/.
4. Критерии оценки
Каждое из двух заданий оценивается по 5-ти бальной системе.
«5» баллов ставится, если студент:
Обстоятельно, с достаточной полнотой ответ на вопрос. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Практическое задание выполняется без каких-либо ошибок.
«4» балла ставится, если студент:
Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает ответ на вопрос. Дает правильные формулировки, определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ. Но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.
Практическое задание имеет незначительные отклонения от нормы.
«3» балла ставится, если студент:
Знает и понимает основные положения данного вопроса, но допускает неточности в формулировке. Допускает частичные ошибки. Излагает материал недостаточно связно и последовательно.
Выполнение практического задания имеет существенные недостатки, неподдающиеся исправлению.
«2» балла ставится, если студент:
Обнаруживает незнание общей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Выполнение практического задания полностью не соответствует норме, не поддается исправлению.
Оценка за тестирование выставляется по следующим критериям:
отлично - 0-3 ошибки из 30 вопросов
хорошо – 4-6 ошибки из 30 вопросов
удовлетворительно – 7- 9 ошибок из 30 вопросов
неудовлетворительно – 10 и более ошибок из 30 вопросов