Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №9
«Центр образования» городского округа Октябрьск
«Комплект упражнений по преодолению нарушений письменной речи, обучающихся с ЗПР», 4 класс
Разработчик: Глушкова Юлия Васильевна
г.о. Октябрьск, 2018 г.
Педагогическое представление
Ребенок | _____________, _____ лет, ____класс г.о.________ задержка психического развития, рекомендовано обучение «на дому» |
Осведомленность о себе и семье | Ориентируется в семейных отношениях, общается с родственниками, но не всеми. О своем здоровье имеет некоторые представления: периодически необходимо проходить обследование в больнице. |
Развитие моторики | После перенесенной болезни немного сутулится. Долго сидеть за партой на уроках не может. Необходимо каждые 10 минут делать небольшие перерывы. |
Отношение к школе и учебной деятельности | Положительно воспринимает школу и процесс учения. У ребенка есть желание понять и усвоить учебный материал. |
Особенности поведения, взаимодействия с учителем и сверстниками | Девочка адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и т.д.). Соблюдает общепринятые нормы и правила поведения. Активна в общении со сверстниками. Не провоцирует конфликты. |
Сформированность учебных умений по русскому языку | По русскому языку много забывает и нуждается в наводящих вопросах, допускает ошибки в последовательности воспроизведения материала. При выполнении заданий нуждается в постоянной опоре на образец и развернутой помощи педагога. Для усвоения даже небольшого материала требуется много времени. Нуждается в неоднократном объяснении материала. |
Образовательные трудности по русскому языку | Имеет место акустическая дисграфия, выражающаяся в подмене друг другом парных букв: по звонкости-глухости (Д – Т). Неточность слуховой дифференциации согласных звуков, при этом произношение звуков является нормальным. |
Темп работы | Наблюдается повышенная утомляемость, умственную нагрузку выдержать в течение всего урока не способна, темп деятельности к концу урока замедляется, отмечается быстрая истощаемость организма. Девочке трудно сосредоточиться. |
Отношение к неудаче | Ребенок спокойно реагирует на критические замечания учителя. Исправляет свои ошибки, но со временем забывает их и допускает снова. |
Уровень общего развития | Уровень общего развития, по сравнению с одноклассниками, ниже среднего. На данный момент частично владеет общеучебными навыками. В учебной деятельности нуждается в организующей помощи учителя на всех этапах урока. |
Особенности семейного воспитания | В семье отношения строятся на взаимоуважении, помощи друг другу, трудности преодолеваются совместными усилиями. Воспитанием _____ занимаются все взрослые. У _____есть своя комната, где она может учить уроки. |
Направленность коррекционной работы
Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии, выражающейся в подмене друг другом парных букв: по звонкости-глухости (Д – Т).
Коррекционная работа проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
П. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания,
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциации оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний,
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Планируемые результаты
Четкая слуховая дифференциация звуков д т;
2.Звукобуквенный анализ слов с заданными звуками;
3.Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях, текстах.
Содержание коррекционной работы
Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ребёнок плохо различает на слух. Этот навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма. Одновременно с этим ребёнок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определённым зрительным образом буквы.
Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.
Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают следующие разделы:
- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;
- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;
- упражнения, включающие слоговой анализ слов;
- анализ слов-паронимов;
- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;
- грамматические упражнения.
Как правило, работа над дифференциацией одной пары согласных проводится на 2-3 занятиях.
Комплект упражнений
1.Чтение слоговой таблицы. Запись слогов под диктовку.
та — да — ду — до — ту — то — дэ — та — ду — тэ
ды — ди — ту — ти — те — да — до — тё — дё — ду
дэ — дя — та — де — ты — ти — дё — тэ — та — да
ди — дё — те — дя — ти — дю — тя — дю — де — тё
2.Слова для звукобуквенного анализа:
Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, подруга, трава. Стирка, водичка, дерево, деньки, гости, неделя, картина.
3.Анализ слов-паронимов.
тачка - _____________ тушь - _____________
том - _______________ уточка - _____________
точка - ______________ катушка - _____________
тень - _______________ тело - ______________
Составить предложения с этими словами.
4.Прочитай слова, выпиши из них слоги с буквами д, т:
дыра, душа, тело, дело, соты, сады, коты, дымок, тулуп, туман, дубок, дети, дата, утята, простыня, туфли, танцы, дымно, толпа, долгий, тёплый, платок, удочка, драгун, здание, голодный.
Назови непонятные слова. Отметь мягкие согласные в слогах.
5.Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы д, т. Начерти слоговые схемы слов, впиши в них буквы д, т.
Прово__а, глухо__а, приро__а, красо__а, __ру__ы, __ок__ор, __оса__а, о__ря__ы, о__еж__а, __ор__ик, __ру__ень, о__ра__а,
__ро__уар, прос__у__а, с__а__ион.
Дифференциация т - д в словосочетаниях и предложениях.
1.К словам из пункта а подберите по смыслу слова из пункта б.
а) холодный, густая, тяжёлое, медная, младшая, старинная;
б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;
а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;
б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода.
2.Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.
дачка - тачка Летом мы жили на маленькой… .
Толя возил кирпичики на… .
дочка - точка В конце предложения надо поставить… .
Мама вела за руку маленькую… .
душ - тушь Для чертежей нужна… .
Холодный … полезен всем.
удочка - уточка На озере плавала серенькая… .
Рыболову нужна хорошая… .
плоды - плоты В саду созрели вкусные… .
По реке плыли… .
день - тень Под деревом… .
Сегодня хороший… .
доска - тоска У сестрицы Алёнушки на сердце… .
В заборе сгнила… .
стул - сдул Ветер … последние листья.
Придвинь гостю … Подвинь … ближе.
сдал - стал Коля … инженером.
Брат… последний экзамен.
3.Выпиши из предложения словосочетания с д, т.
Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алёша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студёной водицы из деревянного колодца.
4.Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу.
Даша рисует цветными …(карандаши).
Гвозди забивают…(молоток).
Воду носят…(ведро).
Дрова рубят…(топор).
Землю копают…(лопата).
Рыбу ловят…(удочка).
Дети сидят за …(парта).
Толя забежал за…(дома).
Мальчик бежит за …(девочка).
Дедушка заплатил за …(тапочки).
Дима спрятался за …(штора).
На лугу растут сочная …(трава).
Сено сложили в …(стог).
В лесу растут разные (ягоды).
На опушке леса растут…(дубы).
5.Вставьте пропущенные слова в буквой д или т. Выпишите предложения.
Толя … до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и … до перекладины. Даша быстро …до станции. Дети помогли бабушке …тяжёлую сумку до дома. …ветер, и полил сильный … . Солнце спряталось за … . Дети решили трудную … .
Справка: дотронулся, дотянулась, дошла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.
Дифференциация т - д в текстах.
Прочитай предложения, составь из них рассказ, запиши. Выдели т, д.
Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.
Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унёс девочку на дерево. Жуки прогнали её. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.