Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса

Прочти текст.
Сухостойное дерево.
Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».
Оглядев это дерево, я сказал детям:
- Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать ее из убежища, принялся тяжелым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.
И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмется болезнь. Или, может быть, молния стукнула?
С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдешь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, все заливает смолой.
Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стесывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стесывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?
( М.Пришвин «Лесной хозяин»)
Ответь на вопросы и выполни задания.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
Рассказ 3)Легенда
2) Научно-популярный текст 4) Повесть
Определи количество абзацев в тексте.
4 3) 6
5 4) 7
Сколько лет, возможно, было дереву, если сказано, что оно простояло не меньше двух столетий?
Ответ: не менее___________________________________________________
*Сколько поколений людей увидело это дерево, если известно, что в среднем человек живет 65 лет, а первый ребенок, в среднем, у него появляется в 23 года?
Ответ: ___________________________________________________________
Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса». Обведи нужную цифру:
утоптанной
нахоженной
примятой
заезженной
Автор называет червяка разными словами, слово червяк уже записано. Найди в тексте еще слово и запиши его.
Червяк, ____________________________________________________________
*Расскажи о правилах розжига костра в лесу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек вырастил дерево. Дерево это часть природы или изделие?
Ответ:_____________________________________________________________
Определи растения леса.
береза 3) дуб
ель 4) камыш
Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?
лиственные 3) тропические
хвойные 4) смешанные
Обведи ответ: 1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ
*С помощью какой системы органов человек получает большинство сведений об окружающем мире?
с помощью системы органов пищеварения
с помощью скелета человека
с помощью системы органов чувств
с помощью системы органов кровообращения
На какой стороне горизонта ветви у деревьев длиннее и гуще?
на южной 3) на восточной
на северной 4) на западной
Какое занятие характерно для жителей лесной зоны?
земледелие 3) сбор ягод и грибов
лесозаготовки 4) сбор моха
*Составь и запиши план текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
*Подберите синонимы к слову «хворать». _____________________________________________________________________
Укажи объект живой природы.
человек 3) солнце
дождь 4) лес
Какую часть Земного шара занимает суша?
¼ 3) 1/3
½ 4) 2/4
*Укажи части тела человека (найди и укажи правильный, полный, научный ответ).
голова, туловище, руки, ноги
туловище, ноги, конечности
голова, туловище, верхние и нижние конечности
голова, туловище, руки
Что на Земле очищает воздух?
растения 3) метеостанции
горы 4) желания людей
*Прочитай еще раз последний вопрос текста и попробуй на него ответить. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
План комплексной итоговой работы
«Сухостойное дерево» М. Пришвина
№ задания | Объект оценки, умения | Тип задания | Максимальный балл |
1 | Предметные умения: . Общеучебные умения: Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл |
1 б) | Предметные умения: Формулировать, основываясь на тексте простые выводы. Понимать текст, опираясь на его жанр. Общеучебные умения: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждение в форме простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла |
2 | Предметные умения: Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять жанр литературного произведения Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | 1 балл |
3 | Предметные умения: Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | КО | 1 балл |
4 | Предметные умения: Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста. Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. Понимать информацию, представленную в неявном виде. | РО | 2 балла |
5 | Предметные умения: Интегрировать, содержащиеся в разных частях текста детали сообщения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. | КО | 2 балл |
6 | Предметные умения: Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы. Общеучебные умения: Осуществлять классификацию по заданным критериям. Работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок. | РО | 1 балл |
7 | Предметные умения: Различать изученные объекты живой природы. Общеучебные умения: Работать с информацией, представленной в разных форматах: рисунок. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Группировать объекты, выделяя их существенные признаки. | РО | 2 балла |
8 | Предметные умения: Узнавать изученные объекты неживой природы. Общеучебные умения: Понимать информацию, представленную в неявном виде. Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Строить речевое высказывание в письменной форме. | РО | 2 балла |
9 а) | Предметные умения: Узнавать изученные объекты живой природы. Общеучебные умения: Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его существенных признаков и их синтеза. | ВО | 1 балл |
9 б) | Предметные умения: Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Обобщать объекты на основе выделения сущностной связи. | ВО | 1 балл |
10 | Предметные умения: Делить текст на части и составлять простой план. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. | РО | 2 балла |
11 | Предметные умения: Работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балл |
12 | Предметные умения: Применять правила правописания (в объеме содержания курса). Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить классификацию по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | КО | 2 балла |
13 | Предметные умения: Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ВО | 1 балла |
14 а) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | РО | 1 балл |
14 б) | Предметные умения: Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс. Определять часть речи по ее грамматическим признакам. Общеучебные умения: Осуществлять сравнение объектов по заданным критериям. Владеть общим приемом решения задач. | РО | 1 балл |
14 в) | Общеучебные умения: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | | |
15 | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста. Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл |
16 а) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Общеучебные умения: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выделять существенную информацию из литературного текста Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1 балл |
16 б) | Общеучебные умения: Устанавливать причинно-следственные связи. | ВО | 1балл |
Примечание:
ВО – выбор ответа;
РО – развёрнутый ответ;
КО – краткий ответ.