СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное использование наглядных и технических средств на уроках НВП.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Одной   из  важнейших  задач  в  работе  педагога, который   строит   свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование наглядных средств обучения, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Поэтому в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программе «Образование» намечены пути широкого использования в учебном процессе современных наглядных и технических   средств обучения. Понятие “ наглядность “  довольно емкое по своему содержанию. Во-первых, наглядность следует рассматривать как метод  обучения, во-вторых – как принцип дидактики.  Наглядность наряду с другими методами обучения обеспечивает сознательное усвоение знаний.

Просмотр содержимого документа
«Комплексное использование наглядных и технических средств на уроках НВП.»

Электротехнический колледж









Доклад


На тему: «Комплексное использование наглядных и технических средств на уроках НВП».






Подготовил: преподаватель НВП

Мельницкий В.С.

Заслушан на педагогическом совете


протокол № от «__»_________2017 г.













г. Семей 2017 г.






Оглавление................................................................................................2

Введение …………………………………………………………………3


Глава1. Видео-уроки и их роль в повышении наглядности при проведении занятий по НВП и ОБЖ.……………………………………….3

1.1. Наглядность в учебном процессе……………………………………3

1.2.Видеозапись как средство обучения…………………………………4

1.3. Использование разнообразных средств обучения………………...5

Глава 2. Цели и задачи применения видео на уроках НВП и ОБЖ………6

2.1 Использование учебных видеофильмов……………………………...6

2.2.Педагогические особенности видео-уроков………………………….6

2.3 Комплексное использование средств обучения………………………8

2.4. Практическое применение видео на уроках НВП и ОБЖ………… 8

2.5. Обзор литературы и видеотеки..............................................................11

Выводы…………………………………………………………..................12

Практические рекомендации……………………………………………...12

Список литературы………………………………………………………...14















Введение

Одной из важнейших задач в работе педагога, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование наглядных средств обучения, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Поэтому в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программе «Образование» намечены пути широкого использования в учебном процессе современных наглядных и технических средств обучения. Понятие “ наглядность “ довольно емкое по своему содержанию. Во-первых, наглядность следует рассматривать как метод обучения, во-вторых – как принцип дидактики. Наглядность наряду с другими методами обучения обеспечивает сознательное усвоение знаний.

Глава 1. Видео-уроки и их роль в повышении наглядности при проведении занятий по НВП и ОБЖ.


1.1. Наглядность в учебном процессе.

Эффективность наглядности в учебном процессе очень высока. Достаточно сказать, что пропускная способность системы “ ухо-мозг “ составляет 50 000 бит / с ( единиц информации), а системы “ глаз-мозг”- 5 000 000 бит/с. Иными словами, пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше, чем слухового. Поэтому подключение к словесному методу обучения наглядного, значительно увеличивает количество передаваемой информации . Психологи установили , что 90 % всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения , 9 % - с помощью слуха и 1% - с помощью осязания. Из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная память.

Наглядность является не только методом передачи информации в учебном процессе. Она играет важную роль в поддержании внимания учащихся в ходе занятий. Известно, что первый порог утомления наступает на 15 –20-й минуте непрерывного слушания из-за однообразия раздражителя, каким является голос преподавателя. Если же словесное изложение материала сочетается с показом наглядности, то в действие наряду со слуховым вступает и зрительный анализатор. Появление перед глазами наглядного материала усиливает внимание учащихся . Педагогический опыт показывает, что применение наглядных пособий повышает степень восприятия информации на 15 % , усвояемость материала – на 20 % , глубину и прочность полученных знаний - на 9-10 %.

В педагогическом процессе следует различать две стороны: обучение и усвоение, эффективность которых зависит от форм визуального воздействия на обучающихся. Поэтому видео-урок становится важным средством формирования прочных знаний обучающихся.


1.2. Видеозапись как средство обучения.

Видеозапись может все, что пока было подвластно только кинематографу, телевидению, статичным экранным средствам. Но в отличие от них видеозапись позволяет преподавателю педагогически более точно и гибко использовать заложенную в фильмах и передачах информацию. Включение в арсенал действующих средств обучения видеокассет расширит сферу применения видеозаписи: по сути дела в учебном заведении нет ситуаций, где не нашлось бы места видеокассетам; в частности, кассеты позволяют по-новому строить и решать такие исконно трудные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий. Видеокассета может стать и формой самостоятельной работы обуучающегося, своеобразным отчетным материалом. С точкой зрения психологии обучения включение видеокассет в процесс обучения - воспитания не вызывает особых трудностей, поскольку процесс просмотра видеокассет близок условиям чтения текста: запись можно задержать с помощью стоп-кадра, повторить просмотр отдельного фрагмента или всей записи, сделать паузу для выполнения задания или проведения записи в тетради и т. п. Система видеокассет, хранящихся в видеотеке колледжа создаст возможность для проведения вариативных групповых и индивидуальных заданий, выполняя которые необходимо использовать и запись, и книгу.


1.3. Использование разнообразных средств обучения.

В процессе обучения НВП используются разнообразные средства обучения. Важнейшим из них является учебник.

В отличии от других средств обучения он содержит систему знаний по НВП, определяет объем, глубину и логику раскрытия материала. Для занятий, мною используется учебник НВП, выпущенный в 2000 году группой авторов под редакцией генерал-полковника Касымова А.Х. как наиболее отвечающий условиям учебной программы по НВП нашего колледжа. Содержание курса НВП учебник раскрывает главным образом словом. Другими компонентами учебника являются таблицы, иллюстрации, нормативы, задания, вопросы. Учебник в иерархии средств обучения- основное средство, предназначенное для сообщения, осмысления, систематизации и закрепления военных занятий. Но, к сожалению, данный учебник содержит очень мало таблиц и иллюстраций, что заставляет меня в целях улучшения наглядности на уроках использовать в дополнении к нему ряд других учебников: А.Потапов « Искусство снайпера», пособие по СВД, Энциклопедия военного искусства: «Снайперы», а также журналы: «Военные знания», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Спецназ», «Солдат удачи», «Калашников», «Сержант», «Оружие», «НВП», «Ружье», «Зарубежное военное обозрение», «Военный вестник», «Советский воин», «Знаменосец», «Мастер ружья», «Магнум», «Оружие и амуниция», «Пограничник », «Братишка», «На боевом посту» и другие, а также газеты «Красная звезда» и «Воин Казахстана». В этих журналах и газетах очень много иллюстраций, таблиц, фотографий, которые хорошо воздействует на зрительное восприятие учащихся. Я думаю, что со временем появятся электронные учебники по НВП не только с электронным текстом, но и со схемами и видеосюжетами подобранными к каждой теме, но пока их нет, преподавателю приходится комбинировать различные средства обучения с целью качественного проведения урока.


Глава 2. Цели и задачи применения видео на уроках НВП и ОБЖ.

2.1.Использование учебных видеофильмов.

Особенно большое значение при применении наглядных средств обучения, я уделяю в своей работе использованию на уроках учебных кинофильмов, кинофрагментов, видеофильмов, телепередач, рассчитанных на зрительно-слуховое восприятие учащихся. Наиболее часто на уроках используются видеофрагменты из военных телепередач: «Армейский магазин», «Служу отечеству», «Военное дело», «Дела армейские», «Здравствуй воин» и других, рассказывающих и показывающих, как военную историю, так и современное развитие военного дела в Казахстане и за рубежом.

Ко всем темам по НВП мне удалось подобрать и записать на видеокассеты подходящие видео сюжеты, которые дают возможность учащимся наглядно увидеть все новые военные технологии, иллюстрации, таблицы и другие аспекты военной подготовки.

2.2. Педагогические особенности видео-уроков.

Современным учащимся интереснее смотреть видеофильмы, чем читать книги, так как они отражают действительность в развитии и движении, позволяют проводить анализ и синтез явления, способствуют наилучшему наблюдению смены событий и течению процессов.

Важнейшими педагогическими особенностями такого видео и телевидения, которое делают его ценным средством наглядности в обучении, является следующие:

1. Демонстрация изучаемых объектов и явлений в динамике - наиболее ценная особенность.

2. Показ быстро развивающихся процессов, не доступных для непосредственного наблюдения (полет пуль, снарядов) и медленно протекающих явлений, требующих продолжительного времени для наблюдения.

3. Показ микропроцессов и микрообъектов, не доступных с помощью микроскопов и телескопов (процесс синтеза ядер Дейтерия и Трития в водородной бомбе, микроорганизмы в биологическом оружии.)

4. Изучение невидимых явлений: кино может проникать в тайны явлений процессов. Оно ярко и увлекательно показывает скрытые, глубинные процессы, протекающие как в неживой природе, так и в живых организмах.

5. Выделение при показе основного, типичного для данного объекта и явления, а также мгновенное изменение объекта рассмотрения, позволяющее сравнивать, сопоставлять различные явления и процессы, происходящие в разных местах и при различных условиях.

6. Показ модельного изображения процессов (с помощью мультипликации).

7. Демонстрация конструктивных особенностей сложных машин и механизмов (боевой техники и вооружения), а также процессов происходящих внутри их.

8. Наиболее яркое, правдивое, эмоциональное отражение жизни, показ взаимодействия теории с практикой на конкретных документальных примерах.

Для преподавания НВП особое значение имеет возможность наглядных средств обучения обеспечить правильное соотношение эмоционального и рационального факторов.

Одни средства наглядно отражают факты, понятия, закономерности, взаимосвязи в формах условно-графической наглядности (картосхемы, диаграммы, графики, таблицы и т. п), другие раскрывают отношения между участниками военно-исторического процесса, реконструируют обстановку события, передают его атмосферу в образно-наглядной, документальной, художественной формах. Очевидно, что в процессе формирования у учащихся военных знаний, а на их основе – соответствующих целям казахстанской школы убеждений – и те и другие средства должны знать свое место и органически сочетаться.


2.3. Комплексное использование средств обучения.

Отметим следующий важный фактор, объясняющий необходимость комплексного подхода к использованию наглядных средств обучения в преподавании НВП. Результативность воздействия даже самого идеального средства ( с позиций соответствия его целей и содержания логики процесса познания, условиям преподавания и т. д. ) зависит от целого ряда психологических особенностей учащегося, его запаса знаний, жизненного опыта, темперамента, способности к сопереживанию и т. п. Многочисленными исследованиями доказано, что одно и то же явление, факт, переданные с помощью определенного средства, воспринимаются по разному. Во многом это зависит от умения учащихся видеть, слышать, анализировать, обобщать, сопоставлять учебный материал, передаваемый в разных формах, разными средствами. Эти умения надо формировать, а способность к получению впечатлений во всем их богатстве и многогранности – воспитывать. Иными словами, надо добиваться таких оптимальных условий восприятия используемых средств, когда внутреннее состояние, влияющее на эмоциональное отношение каждого отдельного учащегося к предмету усвоения, соответствовало бы общему настрою коллектива.

Рассмотрим вопрос о необходимости создавать комплексы пособий и разрабатывать приемы использования этих комплексов с позиций деятельности преподавателя НВП.


2.4. Практическое применение видео на уроках НВП и ОБЖ.

На примере одного из уроков по курсу огневой подготовки рассмотрим, как проводился подбор и комплексное использование наглядных средств обучения. Этот урок являлся вводным уроком по курсу огневой подготовки и должен был дать учащимся общие представления об основах и правилах стрельбы.

Тема урока: Явление выстрела. Траектория полета пули и ее элементы.

Цели урока. Дать учащимся представление о процессах, происходящих при выстреле, помочь им освоить приемы и правила стрельбы, понять траекторию полета пули ее элементы, способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Наглядные средства ,подготовленные мною к этому уроку:

Плакаты: «Явление выстрела», «Полет пули в воздухе», «Форма траектории и ее практическое значение», «Меткость стрельбы».

Видеофильм: «Искусство снайпера», видеофрагменты из телепередачи: «Дела армейские» об одном из снайперов Капчагайской десантно-штурмовой бригады, «Военное дело»: о соревнованиях снайперов антитеррора.

Книги: А.Потапов «Искусство снайпера», Пособие по СВД, Энциклопедия военного искусства: «Снайперы»,

Как правило, при объявлении темы курса и темы урока учащиеся всех групп задают один и тот же вопрос: когда и из чего они будут стрелять? На что я им отвечаю, что прежде чем стрелять из оружия, нужно хорошо изучить теорию огневой подготовки и обращаю внимание на важность темы нашего урока. Затем я задаю учащимся вопрос: « Кто из вас считает, что он уже умеет хорошо стрелять?» Как правило, большинство юношей считают, что они стреляют очень хорошо и если им дадут боевое оружие, то они поразят все мишени. В ходе опроса выясняется, что стреляли они в основном в тире из пневматической винтовки и с дистанции не более 5 метров. Тогда я объясняю им разницу стрельбы из боевого и спортивного оружия. Привожу пример, что в спорте максимальная дистанция стрельбы составляет 100 метров, а в армии ближней дистанцией стрельбы считается до 200 метров, средней до 600 метров – дальней до 1000 метров, на этих дистанциях пуля под воздействием различных причин сильно отклоняется в различные стороны и вероятность попадания резко уменьшается. В качестве примера я привожу такие данные: расход патронов на 1 пораженную цель в 1МВ (Первой Мировой Войне) составлял 50 тыс. патронов, во 2МВ (Второй Мировой Войне) –200 тыс. патронов, во вьетнамской войне –400 тыс. патронов. Эти цифры как правило вызывают у учащихся недоверие, но показ наглядных пособий с этими данными заставляет их задуматься, почему такой большой расход боеприпасов, они просят меня объяснить, чем это вызвало и я используя этот интерес, перехожу к рассмотрению таких понятий, как явление выстрела (даю под запись траекторию пули и ее элементы). Свой рассказ я поясняю показом плакатов:

« Полет пули в воздухе», «Меткость стрельбы», «Определение расстояний».

Рассматривая плакат «Полет пули в воздухе», я рассказываю о двух основных силах, действующих на пулю в воздухе: силе земного притяжения и силе сопротивления воздуха. Особое внимание уделяю действию на пулю силы сопротивления воздуха, которая в свою очередь изменяется от температуры, атмосферного давления и влажности. Объясняю учащимся, как изменения температуры влияют на траекторию полета пули. Показываю учащимся таблицу 17 (упрощенный метод поправок на температуру) и учу их ею пользоваться, для чего даю им несколько примеров из огневой подготовки, которые они должны решить, используя данную таблицу.

Затем рассказываю, как вносить поправки в стрельбу учитывая атмосферное давление пользуясь таблицей, привожу примеры из военной истории, как влажность воздуха влияла на стрельбу снайперов, особенно при ведении огня через водные преграды (реки, озера, болота). Даю учащимся решить несколько практических задач по определению траектории полета пули при стрельбе через реку Иртыш в различное время года и суток, на различные дистанции. Учащиеся решают задачи, пользуясь таблицами в наглядных пособиях и плакатами по огневой подготовке. Убедившись, что они уже достаточно уверенно пользуются таблицами и решают практические задачи по баллистике выстрела, с целью лучшего усвоения и запоминания учебного материала показываю учебно-методический фильм: «Искусство снайпера», видео сюжет из телепередачи: «Служу Отчизне» о соревнованиях снайперов антитеррора, видео сюжет из телепередачи: «Дела армейские» об одном из снайперов Капчагайской десантно-штурмовой бригады. В этих видеоматериалах изучаемые на уроке вопросы по огневой подготовке показаны очень наглядно и методически правильно, что с одной стороны ведет к повышению интереса учащихся к изучению теории огневой подготовки, а с другой стороны к лучшему усвоению этого непростого учебного материала.

Используя возникший у учащихся после просмотра видео материалов интерес, я организую обсуждение просмотренных видеофильмов, обращая внимание на наиболее важные на мой взгляд моменты, стремлюсь лучше закрепить в памяти учащихся просмотренный ими материал, а также распространить их интерес на последующие занятия, вовлечь их в занятия по стрелковому спорту. С этой целью я напоминаю им о том, что с 1 октября 2003 года в нашем колледже создана секция по стрельбе, занятия в секции проводятся 3 раза в неделю бесплатно для всех желающих, сборная команда нашего колледжа по стрельбе заняла 1 место в городских соревнованиях 24 декабря 2003 года, посвященных Дню Независимости и завоевала кубок. На сегодняшний день команды нашего колледжа по стрельбе выиграли 4 городских соревнований между колледжами, 3 городских турнира для средних специальных заведений. Я показываю фотоальбом с фотографиями участников этих соревнований, рассказываю как они добились таких результатов, называю учащихся, присутствующих на уроке, которые занимаются в стрелковой секции, привожу их в качестве положительного примера, отмечаю их успехи в стрельбе, предлагаю другим учащимся последовать их примеру.

2.5. Обзор литературы и видеотеки.

В конце занятия я делаю небольшой показ литературы и видеокассет, которые использовал при подготовке к данному занятию. Это учебник НВП стр.160-167, учебник А.Потапова «Искусство снайпера», Энциклопедия военного искусства «Снайперы», Пособие по СВД, журналы: «Спецназ», «Солдат удачи», «Мастер ружье», «Оружие». Тем, кто заинтересовался этой литературой, я даю возможность поработать с ней дома.

Таким образом на примере данного занятия видно, что преподавателем НВП был составлен и применен целый комплекс наглядных пособий, включающий в себя учебники, плакаты, таблицы, аппликации, фотоальбом, журналы, и особенно видеофильмы, что резко повысило интерес учащихся к занятию, способствовало более глубокому усвоению ими учебного материала.

Заключение

Из всего этого можно сделать вывод: широкое применение наглядных средств обучения разнообразит методы преподавания, повышает продуктивность труда военного руководителя, приводит научно-теоретическое содержание урока в соответствие с современным уровнем развития военной науки и техники. Все это, в конечном счете, способствует увеличению эффективности занятий по НВП.

На сегодняшний день я записал 97 видеокассет с различными видео-сюжетами на военную тему и активно использую их на занятиях. В ходе их использования наряду с положительными моментами имеются и недостатки. Видео-сюжеты записаны не по темам, а в разброс, поэтому к каждому занятию их нужно искать на разных кассетах, что отнимает много времени, поэтому в новом учебном году я планирую наряду с дальнейшим накоплением видео и других наглядных материалов их систематизацию и более эффективное использование, в частности к видео-сюжетам разработать вопросники и раздавать их учащимся перед просмотром.


Список использованной литературы:


1. Жамков Ф.И. «Начальная подготовка стрелка-спортсмена», Москва, 1986 г.

2. Потапов А.Н. «Искусство снайпера», Москва, 2003 г.

3. Лови А.А. «Правила стрельбы из стрелкового оружия», Москва,

1972 г.

4. Агафонов В.И. «Основы и правила стрельбы», Москва, 1989 г.

5. Кириллов А.И. «Подготовка офицеров запаса», Москва, 1989 г.





13