Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП. 04. Основы материаловедения
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2016
Комплект контрольно – оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016), профессионального стандарта "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), программы учебной дисциплины по профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организация – разработчик: БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум», c. Седельниково Омской области.
Разработчик:
Баранов В.И. мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум», с. Седельниково Омской области.
Согласовано:
На заседании педагогического совета
Протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено
На заседании методического совета
«__»____________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 5
Оценка освоения учебной дисциплины 8
3.1. Формы и методы оценивания 8
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 11
Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине 17
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Основы материаловедения обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
У 1. Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов.
У 2. Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
З 1. Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена).
З 2. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов.
З 3. Механические испытания образцов материалов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. . Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Формой аттестации по учебной дисциплине является контрольная работа.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
уметь | | |
У 1. Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | - умение пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов. -демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. -постановка цели и планирования деятельности; -рациональность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач и ситуаций; -точность, правильность и полнота решений профессиональных задач. -оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; -владение различными способами поиска информации; -обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы; -положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения; - эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде. | Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения практических работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
У 2. Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | - умение выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. -демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. -постановка цели и планирования деятельности; обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы; -положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы. - оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; - владение различными способами поиска информации; -адекватность оценки полезности информации; -обоснованный выбор форм контроля и качества выполнения своей работы; -положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на принципах толерантного отношения; - эффективное, бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде.
| Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения практических работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
знать | | |
З 1. Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена). | Точность и полнота знаний наименований, маркировки, основных свойств и классификаций углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена). | Наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
З 2. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов. | Точность и полнота знаний правил применения охлаждающих и смазывающих материалов. | Наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
З 3. Механические испытания образцов материалов. | Точность и полнота знаний механических испытаний образцов материалов. | Наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных работ. Оценка устного опроса. Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы. |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС СПО по дисциплине Основы материаловедения направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Оценка знаний и умений обучающихся производится на основании индивидуальных достижений.
Итоговой аттестацией по учебной дисциплине является контрольная работа.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля |
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация |
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З |
Тема 1. Основные сведения о строении металлов и сплавов. | Устный опрос Практическая работа №1, №2. Самостоятельная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 | | | | |
Тема 2. Методы изучения свойств металлов и сплавов. | Устный опрос Лабораторная работа №2, №2. Самостоятельная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 | | | | |
Тема 3. Железоуглеродистые, цветные металлы и сплавы. | Устный опрос Практическая работа №3. Самостоятельная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 | | | | |
Тема 4. Термическая и химико-термическая обработка железоуглеродистых сплавов. | Устный опрос Практическая работа №4. Самостоятельная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 | | | | |
Тема 5. Основные сведения о неметаллических материалах. | Устный опрос Практическая работа №5. Самостоятельная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 | | | | |
Итоговая аттестация | | | | | Контрольная работа | У1, У2, З 1, З 2, З 3, ОК1, ОК 2, ОК 4,OK 5, OK 6 |
3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З 1, З 2, умений У 1, У 2, У3 (текущий контроль)
Текущий контроль
Тема 1.1. Основные сведения о строении металлов и сплавов.
Устный опрос. Тестирование.
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
Какой процесс называют плавлением?
Какой процесс называют отвердеванием?
Как называют температуру, при которой вещество плавится и отвердевает?
№ вопроса | Текст задания |
Задания с выбором одного правильного ответа |
1 | Металлы – это тела а) аморфные б) кристаллические |
2 | Основоположник научного металловедения а) Чернов Д.К. б) Бутлеров А. М. в) Курнаков Н.С. |
3 | Твердые вещества, атомы которых располагаются в пространстве хаотично а) кристаллические б) аморфные в) смешанные |
4 | Тугоплавкий металл а) олово б) вольфрам в) цинк |
5 | Способность металла отражать световое излучение с определенной длиной волны а) плотность б) цвет в) теплопроводность |
6 | Метод изучения строения металлов, который выявляет крупные дефекты а) микроанализ б) макроанализ в) рентгеновский |
7 | Металлы – химические элементы, признаками которых являются а) прозрачность б) металлический блеск в) электропроводность |
8 | Методы испытаний металлов и сплавов на твердость а) метод Бринелля б) микроанализ в) метод Виккерса |
9 | Физические свойства металлов а) цвет б) свариваемость в) температура плавления г) напряжение |
10 | Технологические свойства металлов а) ковкость б) свариваемость в) температура плавления г) напряжение |
Практическая работа № 1 «Построение графиков процессов кристаллизации».
Цель работы: получить процесс затвердевания кристаллических веществ и установить взаимосвязь между структурой слитка и условиями процесса кристаллизации.
Порядок выполнения работы
Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на контрольные вопросы.
Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
Оформите результаты работы.
Практическая работа № 2 «Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток».
Цель работы: изучить строения металлов по моделям кристаллических решеток.
Порядок выполнения работы
Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на контрольные вопросы.
Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
Оформите результаты работы.
Тема 1.2. Методы изучения свойств металлов и сплавов.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что такое макрошлиф?
2. Метод микроанализа .
3. Макроскопический анализ.
4. Методы неразрушающей дефектоскопии.
5. Процесс травления.
Лабораторная работа №1 «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов».
Цель работы - определение прочности и пластичности металлов, сплавов и других материалов, приобретение навыков в проведении механических испытаний, ознакомление с механическими характеристиками материалов: временным сопротивлением, истинным сопротивлением разрыву, относительным удлинением и относительным сужением.
Порядок выполнения работы
Проработайте теоретический материал.
Ознакомьтесь с оборудованием, материалами, образцами.
Проведите испытание на разрывной машине.
Выполните испытание на школьном гидравлическом прессе.
Оформите результаты работы.
Лабораторная работа №2 «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)».
Цель работы – определение ударной вязкости металлов и сплавов, приобретение навыков в проведении испытаний на ударную вязкость.
Порядок выполнения работы
Проработайте теоретический материал.
Ознакомьтесь с оборудованием, материалами, образцами.
Изучите порядок выполнения работы.
Проведите испытание на маятниковом копре.
Оформите результаты работы.
Тема 3. Железоуглеродистые, цветные металлы и сплавы.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Железо и его соединения с углеродом.
2. Что такое феррит? Структура феррита.
3. Что называется аустенитом? Характерная особенность аустенита.
4. Что такое перлит? Структура перлита.
5. Как образуется цементит первичный, вторичный и третичный?
6. Что называется ледебуритом? Характерная особенность ледебурита.
7. Группы сталей. Микроструктура сталей.
8. Классификация чугунов и их свойства.
Практическая работа № 3 «Построение графиков процессов кристаллизации».
Цель работы: Научится строить графики процессов кристаллизации.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на контрольные вопросы.
2. Выполните задание.
3. Оформите результаты работы.
Тема 4. Термическая и химико-термическая обработка железоуглеродистых сплавов.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Понятия о термической обработке.
2. Превращения при нагреве и охлаждении стали.
3. Этапы термической обработки.
4. Отжиг I и II рода.
5. Закалка стали .
6. Отпуск стали.
7. Дефекты возникающие при термической обработке. Способы их устранения.
8. Понятие о химикотермической обработке.
9. Виды операций.
10. Методы исполнения.
11. Свойства повышения качества.
12. Дефекты и методы их исправления.
Практическая работа № 4 «Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит».
Цель работы: Ознакомление с методами практического использования диаграммы, состояния сплавов системы железо-цементит при выборе температуры нагрева для горячей обработки деталей и инструмента из стали и чугуна.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на контрольные вопросы.
2. Постройте на миллиметровой бумаге в произвольном масштабе диаграмму состояния сплавов железо-цементит и часть диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит, относящуюся к стали.
3. Определите следующие интервалы температур:
- начала и конца заливки в литейную форму следующих конструкционных материалов:
4. Оформите результаты работы.
Тема 5. Основные сведения о неметаллических материалах.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Общая характеристика материалов.
2. Дисперсно-упрочненные композиты.
3. Композиционные материалы на металлической основе.
4. Строение и особенности пластических масс.
5. Полимеры.
6. Эластомеры.
7. Резина.
8. Пленкообразующие материалы
9. Стекло.
Практическая работа № 5 «Определение качества моторного масла простейшими методами».
Цель работы: Приобретение навыков определения наличия в моторном масле механических примесей и воды.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с оборудованием, материалами, образцами.
3. Выполните задания. Определите:
наличия воды в моторном масле;
наличия механических примесей в моторном масле;
воды и механических примесей в моторном масле методом отстоя.
3. Оформите результаты работы.
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием тестирования.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Основы материаловедения СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Умения – уметь:
У 1- Читать чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей;
У 2 - Пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций;
Знания – знать:
З 1 - Основные правила чтения конструкторской документации;
З 2 - Общие сведения о сборочных чертежах;
З 3 - Основы машиностроительного черчения;
З 4 - Требования единой системы конструкторской документации.
II. ЗАДАНИЕ. Вариант № 1
Вариант 1
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – ____45_____минут
Задание
Тест
1. Металлы имеют строение
а) Кристаллическое
б) Аморфное
2. Меняется ли строение металлов от температуры
а) Да
б) Нет
3. При быстром охлаждении
получается структура металла
а) Крупнозернистая
б) Мелкозернистая
4. Тугоплавкий металл.
а) Вольфрам
б) Железо
5. С повышением температуры магнитные свойства металла
а) Не изменяются
б) Слабеют
6. Металл хорошо проводящий ток
а) Серебро
б) Свинец
7. Стержень паяльника изготовляют из...
а) Меди
б) Стали
8. Твёрдость закалённых металлов определяют
а) Стальным шариком
б) Алмазным конусом
9. Хорошо сваривается
а) Сталь
б) Чугун
10. Литейные свойства лучше у
а) Чугуна
б) Стали
11. Лучше сваривается
а) Высокоуглеродистая сталь
б) Низкоуглеродистая сталь 1
12. Определить ковкий чугун
а) КЧ 37-12
б) ВЧ 120-2
13. У какого чугуна прочность выше
а) СЧ 28-48
б) ВЧ 60-2
14. Вредная примесь в чугуне
а) Сера
б) Марганец
15. Инструментальная сталь
а) СТ 4
б) У 7
16. Быстрорежущие стали обозначают
буквой
а) Р
б) Ж
17. Отпуск проводится после
а) Нормализации
б) Закалки
18. Хорошо куется
а) Сталь
б) Чугун
19. Дюралюминий- это сплав
а) Алюминия и кремния
б) Алюминия, меди, марганца, магния
в) Меди и цинка
20. Из перечисленных марок проволоки
выберите проволоку для наплавки
а) СВ-08А
б) НП-25
в) ПП-12
21. Из перечисленных газов назовите инертный
а) Водород
б) Аргон
в) Углекислый
22. Какой сплав называется латунью
а) Сплав меди и алюминия
б) Сплав меди и цинка
в) Сплав Алюминия и цинка
г) Сплав натрия и серебра
23. Если буква «А» в марке сварочной проволоки обозначает чистоту металла, то какая из приведенных марок имеет самое высокое содержание примесей
а) СВ-08 АА
б) СВ-08
в) СВ-08 А
24. Соотнесите виды покрытий электродов с их обозначениями
1) Рутиловое а) А
2) Кислое б) Б
3) Основное в) Ц
4) Целлюлозное г) Р
д ) П
25. Выбрать тугоплавкий припой
а) ПОС-90
б) ПОС-Ю
в) ПМЦ-60
26. Выбрать флюсы
а) Бура
б) Канифоль
в) Мука
27. Выбрать клей
а) БМ-1
б) БФ-2
г) ЭД-15
в) ФСЧ-2
28. Выбрать электроизоляционные материалы
а) Графит
б) Лаки и Эмали
в) Бумаги и картоны
г) Нефтяные масла
д) Медь и её сплавы
е) Стекло
Критерии для выставления оценок:
• Оценка «5» 95-100% правильных ответов
• Оценка «4» 80-94% правильных ответов
• Оценка «3» 60-79% правильных ответов
• Оценка «2» менее 60% правильных ответов
6