Актуализация знаний | - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. - послушайте и скажите, о чём идёт речь? Что без меня предметы? Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду — всё в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады И хлеб в полях растет. - да, сегодня мы снова будем говорить о нём. - Вспомним, что такое глагол? - А что такое неопределённая форма глагола? Что запомнили с прошлого урока? - Указывает ли она на время или на число? - На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме? - ть, -ти – какими частями слова являются в Н.ф.? - Хорошо, вы молодцы, что не забываете важное о глаголе. А чтобы перейти к самой теме, выполним следующее задание. | Слушают стихотворение и догадываются, о чём оно. - о глаголе Что делать? Что сделать? - суффиксами | Фронтальная форма работы. Словесный метод обучения. Беседа. |
Самоопределение к деятельности | — Прочитайте. На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов. - Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? - Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас. - А теперь измените предложение так, чтобы в нём говорилось о том, что происходило раньше. - Поставьте глагол в такую форму, чтобы в предложении говорилось о том, что будет происходить. - Чем отличаются предложения, которые вы составили? - Что изменяется у глагола? Какая категория? - В каких временах употреблён глагол в этих предложениях? - Что мы только что делали с глаголом в одном и том же предложении? | (читают предложение) - Изменить глагол; изменить форму глагола. - На празднике школьники исполняют песню для ветеранов. - На празднике школьники исполняли песню для ветеранов. - На празднике школьники будут исполнять песню для ветеранов. - Окончаниями глаголов. Формой глагола. - время - В первом предложении глагол употреблён в настоящем времени, во втором — в прошедшем, в третьем — в будущем. - из одного глагола образовывали другой, изменяли время глагола | Фронтальная форма работы. Словесный метод: беседа. Наглядный метод (демонстрация слайда) |
Определение темы урока, постановка задач. | - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте поставить задачи урока. - Да, мы рассмотрим, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, сами попробуем это делать и использовать в речи. | - время глаголов, изменение глаголов по временам. Вспомнить, каким образом глаголы изменяются по временам. Научиться: определять время глаголов; употреблять временные формы глаголов. | |
Работа по теме урока | - Что помогло вам понять, что у глагола менялось время? Какие слова или вопрос? - Предположите, что помогает изменить глаголы по временам. - И для того, чтобы выполнить первую задачу и понять, как (каким образом) изменяется глагол по временам, обратим наше внимание на таблицу, которая находится на странице 76. - По данной таблице выполним упражнение 157. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.) - Назовите глаголы неопределённой формы и вопросы к ним. - Прочитайте по строкам вместе с вопросами, формы каких времен образованы от слов? - Что помогает образовывать от неопределённой формы форму настоящего, прошедшего и будущего времени? - Все ли глаголы имеют три временные формы? А от каких глаголов в Н.Ф можно образовать только 2 формы времени (прошедшее и будущее) — Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопросы что делать? и что сделать? - Для того, чтобы самим попытаться образовать (изменять) форму глагола по временам, обратим внимание на Упр. 158, с.76. - Прочитаем, что нужно сделать? - Что нужно сделать, чтобы изменить глагол по временам? Как определить, какие формы времени можно образовать от каждого слова? - Первое слово разберём вместе устно, далее может выйти любой желающий, образовать временные формы. Остальные работают с доской в тетрадях (проверка на слух и зрительно – через экран интерактивной доски) - Поставьте ударение в словах. - какое умение мы отрабатывали этим упражнением? Что мы делали с глаголами? - Сделаем вывод, от каких глаголов мы смогли образовать глаголы только прошедшего и будущего времени. | Догадки ребят (вопросы, которые можно задать к глаголу)… - что делать? (решать, думать), что сделать? (решить, подумать) читают - вопросы, постановка вопросов. Вывод детей: глаголы, отвечающие на вопрос что сделать в Н.ф. не имеют формы настоящего времени. - От глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос что делать?, образуется сложная форма будущего времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?, — простая. - Прочитать, поставить вопрос к глаголу. А ещё понять, какие формы времени можно образовать от каждого глагола (записать их) - задать вопрос к глаголу Выполняют задание. (Комментированное письмо.) - умение изменять глаголы по временам - Позвонить, повторить | Фронтальная форма работы. Словесный метод. Беседа. Работа с книгой: цитирование, аннотирование. Наглядный метод: показ. Практический метод. Тренировочные упражнения. |
Продолжение работы по теме урока. | - Продолжим применять умение изменять глагол по временам. Упр. 159 (с. 77). - Прочитайте. - Что такое свитер? - Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника. - Когда употребляются слова одеть и надеть! - Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (Следует обратить внимание учащихся на произношение слова: сви[т]ер. Слово заимствованное, прошло из другого языка.) - Что нужно сделать в упражнении? - На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? - Выполните письменные задания к упражнению. (Работа за доской двух ребят, остальные – самостоятельно. Проверка в парах, с доской.) Ученик выполняет на доске разбор остальные в тетради. Самооценка. Если времени мало, то 1 вар. – предложения о девочке и брате; 2 вар. – предложения о бабушке и маме - Сделаем вывод, как мы поработали с глаголом в этом упражнении? - Замечательно. Если останется время - Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» на с. 78. - Что интересного вы узнали о глаголах? - Как вы понимаете высказывание А. Югова? | Предположения - Одеть кого-либо, надеть на себя. - списать, поставив глагол в форму прошедшего времени? - что делала, что сделал? Выполнение задания детьми - изменяли его, записывали в прошедшем времени. Ответы детей | Словесный метод. Беседа. Работа с книгой: цитирование, аннотирование Практический метод. Тренировочные упражнения. Парная работа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Устного и письменного контроля и самоконтроля |
Рефлексия. Подведение итогов. | Если останется время. Образуйте временные формы глаголов: вариант 1 — писать, написать, вариант 2 —лепить, слепить. (Проверка на слух (под диктовку учителя)) - Подведём итоги: - Каким образом глаголы изменяются по временам? Что для этого нужно сделать? - Всегда ли можно образовать три формы времени? - Решили ли мы поставленные задачи на уроке? — Оцените себя и свой успех на уроке: если всё получается, проблем или затруднений не возникает – нарисуйте на полях человечка на верхней ступеньке лестницы. Если возникают трудности в понимании темы, есть неточности, редкие ошибки – нарисуйте человечка на средней (второй) ступеньке. Если до сих пор сложно понять тему – человечка в начале пути по лестнице. | - нужно задать вопрос к глаголу. - не всегда. Глаголы в Н.ф., отвечающие на вопрос что сделать? Не имеют форму настоящего времени. - да Самооценка в тетради | Словесный метод. Беседа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Устного и письменного контроля и самоконтроля |