Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Донская школа №1»
Конкурс проектных и исследовательских работ «Педагогический старт»
Исследовательская работа «Педагогические династии в школе»
Авторы работы:
ученица 9б Гусева Евгения,
ученица 8а класса Потапова Полина
Руководители работы:
Урманова Галия Заримовна,
учитель русского языка и литература,
Маслова Елена Геннадьевна, учитель математики,
г. Донской Тульской области
2023 год
План работы
Цель и предмет исследования
Задачи и предполагаемый результат
Срок реализации
Актуальность темы работы
Этапы исследовательской работы
Интервью с Гоголевой Светланой Ивановной и Масловой Еленой Геннадьевной, Попониной Марией Васильевной и Снегиревой Людмилой Николаевной.
Работа с редакцией «Донская газета».
8. Создание презентации
9. Результаты
10. Приложения
Проблема: В преддверии 60-го юбилея школы выяснить, правда ли, что учительских династий становится меньше в связи с падением престижа педагогической профессии.
Цель работы: на конкретных примерах показать, что учительские династии сохранились, и в настоящее время они вызывают уважение в социуме и педагогическом сообществе.
Предмет исследования: взаимосвязь учителей нескольких поколений.
Объект исследования: учительские династии Уланова – Гоголева – Маслова, Попонина – Снегирева (Сумины – Попонина – Снегирева).
Задачи:
Показать конкретные учительские династии как образ жизни;
Изучить материалы из личного архива династии Улановой - Гоголевой – Масловой, Попониной – Снегиревой.
Беседа с представителями династий.
Охарактеризовать, как профессия учителя стала жизнью 3-х и 2-х поколений семей;
Собрать фотоматериал, документальный материал.
Анализ и обработка полученной информации
Смонтировать презентацию.
Составить летопись школы.
Срок реализации: сентябрь 2022 – январь 2023г.
Актуальность
Мы считаем, что в преддверии юбилея школы тема работы актуальна и значима, так как решение Президента Российской Федерации В. В. Путина объявить 2023 год Годом педагога и наставника, еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы.
За 60 лет существования нашей школы, а открывалась она как школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выросло не одно поколение дончан. Никто не станет спорить, что все эти годы важнейшей задачей школы являлась задача формирования достойной личности. История школы - это, прежде всего история человеческих судеб, которые начинались в этих стенах.
Нам интересно было работать над проектом, потому что мы обратились к реальным человеческим историям и узнали много нового о людях, которых видим ежедневно рядом с нами, на примере людей, с которыми мы познакомились ближе в процессе работы, можно многому научиться. А помогали советом и делом наши учителя: Урманова Галия Заримовна, учитель русского языка, Маслова Елена Геннадьевна, учитель математики, и педагог-организатор Абрамкина Людмила Геннадьевна.
Введение
Ах! Школа!
Сколько в этом слове для сердца детского слилось.
А сколько в нем отозвалось для взрослого,
встречая на пороге своих учеников.
И время понеслось...
(Маслова Е. Г.)
Учитель! Это звание тысячелетиями вызывало особый авторитет и необычайное уважение. Деятельность учителя является стартовой площадкой для взрослой жизни каждого современного человека. От того, как работает учитель, во многом зависят судьбы человека, общества, государства, человечества. Но мы считаем, что отдавать школе из поколения в поколение педагогический талант, знания, широту души – это нравственный подвиг. Речь идет об учительских династиях.
С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству. Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, − значит, это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким. Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. Чтобы получать удовлетворение от работы и добиваться высоких результатов учебного труда детей, нужно постоянно повышать своё педагогическое мастерство. Учительские семьи – явление особое, исключительное. Им приходится работать, жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватать не только на учеников, но и на своих собственных детей.
Основная часть
Мы, воспитанницы государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Донская школа №1», Гусева Евгения, ученица 9б класса, и Потапова Полина, ученица 8а класса, представляем вам учительскую династию Уланова – Гоголева – Маслова (общий педагогический стаж членов семьи более 100 лет) и династию педагогов Сумины – Попонина – Снегирева (педагогический стаж династии почти 150 лет).
Мне, Потаповой Полине, было очень важно работать с информацией о таких замечательных педагогах. Я уже учусь в 8 классе и стою перед выбором дальнейшей профессии. Меня очень заинтересовала работа учителя, поэтому я с удовольствием хочу поведать о педагогической семье Уланова – Гоголева – Маслова
П
риверженность традициям и преемственность в профессии отчетливо прослеживаются в этой учительской династии. Начало её положила Уланова Клавдия Васильевна.
Судьба этой женщины была очень нелегка, так как работать ей пришлось во время Великой Отечественной Войны. Клавдии Васильевне было всего лишь 18 лет и жила она в деревне Смородино, когда село захватили немцы. В семье Улановых было 10 детей. Они жили в большом и красивом доме, поэтому фашисты облюбовали этот дом для своего штаба, а семью загнали в сарай. Всех местных девушек они решили отправить в Германию на принудительные работы. В этом поезде оказалась и моя героиня. На подъезде к городу Узловая поезд был отбит советскими воинами, а девушки возвращены в семьи. К этому времени город Донской был освобожден от немецких захватчиков, и Клавдии Васильевне, как лучшей ученице своей школы, предложили работать в сельской школе учительницей, тогда учителей не хватало. Чуть позже она окончила курсы для учителей, а уже после войны поступила в Тульское педагогическое училище, продолжая работать в сельской школе, где позже заняла должность директора.
В школу-интернат Уланова К.В. пришла работать учителем начальных классов в год открытия, в 1962 году, и пронесла свою педагогическую деятельность через всю жизнь, оставив после себя еще два поколения славных учителей: ее дочери, Гоголевой Светланы Ивановны, и внучки, Масловой Елены Геннадьевны.
Одна профессия… Одна школа… Одна судьба… Так случилось, что свой трудовой путь Гоголева Светлана Ивановна
начала в школе-интернате, где преподавала ее мама, Уланова Клавдия Васильевна, которая стала для молодой учительницы самым надежным и лучшим наставником.
«Заря интерната лишь только взошла,
А мне было 20 с немногим,
Когда на работу к ребятам пришла,
Не зная, что ждет на пороге.
Мне встретились добрые люди, друзья.
Они мне во всем помогали.
Теперь интернат мне вторая семья,
Меня здесь радушно признали.
А первым наставником мама была,
Начальные классы учила.
Она педагогикой просто жила
И мне это чувство привила.
Теперь продолжает династию дочь,
Работает тоже с душою,
Во всем и всегда ей готова помочь,
Секреты в работе открою...»
(Из собственных сочинений Гоголевой С.И.).
П
осле окончания Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого Светлана Ивановна пришла работать в Донскую школу-интернат, где проработала славные 43 года учителем математики, завучем по учебно-воспитательной работе и завоевала высокий авторитет, награждена ведомственными грамотами, получила звание «Ветерана труда».
И
кто знает, если бы не подкачало здоровье, она еще работала бы и сейчас. Но время не стоит на месте… И в настоящее время в том же самом кабинете математики ныне работает дочь Светланы Ивановны – Маслова Елена Геннадьевна.
Е.Г. Маслова закончила школу с медалью в 1991 году.
В лихие девяностые, когда перемешалось все – плохое и хорошее, главное и второстепенное, тяжело было выбрать дальнейший путь обучения, Елена Геннадьевна остановилась на профессии инженера-технолога, поступила в химико – технологический ВУЗ и успешно его окончила. Но по воле случая, а может быть, так было суждено, она пришла в Донской интернат учителем химии и биологии, затем прошла профессиональную переподготовку по специальности «Математика» и теперь работает учителем математики. Здесь Елена Геннадьевна получила признание детей и своих коллег (имеет Почетную грамоту Министерства образования Тульской области, 2016 г., Благодарственные письма от администрации города, 2022г.).
А еще мой педагог замечательная мама трех сыновей. Средний сын Павел в 2022 году закончил Гимназию №20 с отличием, получил золотую медаль.
В настоящее время Павел является студентом одного из лучших ВУЗов страны – МФТИ, выбрав факультет физики исследований имени Ландау и мечтает стать ученым.
Е. Г. Маслова любит свою профессию, о чём говорят строки из собственных сочинений моей учительницы о детях с ограничениями возможностями здоровья:
«Сложилось так, что с нами на планете
Живут еще особенные дети.
Мир, полный тайн, загадок, наслаждения
Поставил им печать ограничения.
И нам, учителям, сейчас доверили,
Чтоб эти дети в чудо верили.
Легко учились с радостью, надеждою,
И школа будет им поддержкою.
Учителя для деток верно спутники.
Они друзья, помощники, союзники.
Здесь будет «нет» слезам, обидам, унижениям.
И только «да» победам, достижениям!
Е. Г. Маслова – мой классный руководитель и идейный вдохновитель данной работы. Главный принцип работы педагога, по словам Елены Геннадьевны, – найти изюминку в каждом ребенке, зажечь искорку в отдельном сердце, тогда работа учителя будет всегда приносить свои яркие плоды. Вот, например, выпускница прошлого года Новрузова Карина с детства мечтала связать свою жизнь с педагогикой и сейчас учится в Тульском педагогическом училище.
Безусловно, каждый представитель династии, по-своему, уникальный человек и талантливый учитель.
Я, Гусева Евгения, выпускница 9 класса, тоже решила связать свою судьбу с профессией педагога. Этому выбору поспособствовала учитель русского языка и литературы Урманова Галия Заримовна. Она сама отметила в 2022 году свой 45-летний юбилей педагогической деятельности. Именно по ее совету я заинтересовалась еще одной учительской династией нашей школы.
У истоков этой династии учителей: Попонина – Снегирева, стояла Мария Васильевна Попонина, старший воспитатель Донской общеобразовательной школы №1.
Бывают люди, которые при знакомстве запоминаются своим неуемным желанием испить каждый глоток жизни и показать ее в ярких позитивных красках, таким человеком можно назвать Марию Васильевну.
«Когда б предложил волшебник
молодость мне вернуть:
«Иди, выбирай снова,
какой пожелаешь путь».
Я снова выбрала б школу,
иначе я б не смогла,
Ведь, честно признаться, к школе
душою своей приросла.
Бывает ночами, листая повесть
воспитательских лет,
С уверенностью повторяю:
дороже профессии нет!
Как кинокадры ночами
проходят в бессонном мозгу,
Когда вспоминаю начало
в том давнем и близком году…
Вызвали и сказали:
Даем вам нелегких ребят.
И тут я увидела 30,
Ну, словно слепых котят.
Таких несчастных, сопливых,
Крикливых и молчаливых,
Взъерошенных, злых, глазастых,
Соскучившихся по ласке.
И я поняла, отныне
Я связана с ними навечно
И перед Богом в ответе
За маленьких человечков.
Так и вела их к вершине
Длинной и трудной дорогою,
Плохое напрочь забыла,
Помню только хорошее.
Пускай же идут по жизни
подросшие наши питомцы.
Строят, рисуют, лечат,
ищут места по солнцем.
И если хоть малую искорку
в сердце у вас зажгла,
То с благодарностью думаю: недаром жизнь прожила!»
(Из собственных сочинений Марии Васильевны)
М
ария Васильевна потомственная учительница. Ее родители были сельскими учителями в Воронежской области.
М
ама, Сумина (Шугаева) Анастасия Григорьевна, (23.12.1918г – 2.11.1997) учила детишек в начальной школе с 1938г. по 1968год. Награждена медалью «За трудовое отличие», 1950г.
Отец, Сумин Василий Федорович (04.03.1905-31.01.1988) – учитель химии и биологии, 1степени, награжден «Билетом Ударника», 1935. Работая в школе с 1925г. по 1970г., был внештатным корреспондентом газеты имени В.И. Ленина.
Поэтому выбор профессии для Марии Васильевны был очевиден, она решила продолжить педагогическую династию. Здесь можно сделать маленькую поправку: родоначальником династии является не Мария Васильевна, а ее родители: Сумин В. Ф. и Сумина А. Г.
В 1968 году выпускница Россошанского педагогического училища по распределению попала в Полевую вспомогательную школу-интернат, где начала работать учителем начальных классов. Совмещая работу с учебой, в 1974 году М. В. Попонина (Сумина) оканчивает Орский педагогического института имени Т. Г. Шевченко по специальности «Филология», переезжает в г. Новомосковск, выходит замуж за Попонина Н. М. и продолжает трудовую деятельность.
Н
ужно отметить, что и родители мужа тоже имели отношение к педагогике. Попонина Ксения Григорьевна, учительница начальных классов, Матвей Александрович, ветеран ВОВ, после войны продолжил службу заместителем по политчасти командира роты, учил солдат.
В Донскую общеобразовательную школу-интернат, где тогда проживали и учились дети-сироты и дети из малообеспеченных семей, Мария Васильевна пришла в 1980 году, имея уже двенадцатилетний учительский опыт. Более сорока лет своей трудовой деятельности она посвятила самому главному и ценному – воспитанию детей. Попонина М. В. считает, что различий между образованием и воспитанием делать нельзя, поэтому и стала педагогом-новатором, амбассадором своего времени, применив педагогику сотрудничества.
Мария Васильевна не любит рассказывать о себе, она очень скромный человек. Но нам посчастливилось услышать от нее два небольших рассказа. Вот что она рассказала: «Однажды в Донском проходил конкурс чтецов, посвященный юбилею со дня рождения В.И. Ленина. 22 апреля 1990г. на конкурсе выступала Оксана Д. со стихотворением «Я дедушку Ленина встретить хочу...». По итогам ей присудили 2 место. Она начала горько плакать и говорить: «Меня учила Марь Васильна! А если она учила, я должна занять 1 место!» И горько-горько плакала. Ее попросила прочитать повторно. Девочке дали дополнительный приз».
«В 1999 году я посещала Испанию, чтобы навестить бывших воспитанников в семьях спустя 8 лет. Сергей Б. увидел меня и закричал: «Мария! Мария! Яблочко! Яблочко!» и целый вечер танцевал вприсядку. Тогда его приемные родители попросили взять погостить его в Россию, чтобы вспомнить русский язык. Сережа приезжал к нам в семью дважды на летних каникулах», – вспоминает Мария Васильевна.
Младшая дочь, Снегирева Людмила Николаевна, вспоминает: «Мама редко что-то рассказывала о своей работе. Дома она была мамой. Впервые я увидела ее в роли воспитателя в трудовом астраханском лагере в 1993г. Изнуряющий труд на арбузных грядках с раннего утра до полудня, жара. Мы все - единая семья. А после обеда купание в реке, игры, наблюдения за природой. Мама вспоминает это время, как настоящее испытание, открывающее новые стороны ее воспитанников: «Хорошо, что и я побывала в Астрахани. Это очень полезно и важно быть с такими детьми круглые сутки. Здесь ты узнаешь глубже душу ребенка, его беды, огорчения, тайны, секреты, слабости, о которых даже и не подозревал».
Вот так мама писала о том времени:
«Об астраханских арбузах
Никто не забудет вовек.
Ели их все от пуза
Словно, один человек…»
И вот еще из рассказа Людмилы Николаевны Снегиревой: «В прошлом году я прочитала повесть «Благие намерения» А.А. Лиханова. Эта повесть напомнила мне отчет мамы за 20 лет работы «Воспитать личность трудно, но возможно. Из опыта работы старшего воспитателя Донской школы-интерната Попониной М.В.» в 2001 году. Она, как главная героиня Надежда, прикипела к своим подопечным всей душой, несколько раз приводила на выходные девочку-воспитанницу, подбирала «ключик» к каждому ребенку. Каждый из них идет своей дорогой. Многие «выросли людьми достойными и порядочными и большая заслуга в этом, несомненно, ... воспитателя, ставшего для них мамой, которой им так не хватало». Ее отчет — это настоящая повесть воспитательских лет, а стихотворения – нечто особенно душевное. До сих пор в памяти строки из ее стихотворения, посвященного выпускникам:
«А если вам будет трудно,
Или взгрустнется сильно,
Приедьте тогда к старушке
По имени Марья Васильевна...»
М
ария Васильевна – ветеран труда, награждена знаком «Отличник народного просвещения»,1995г.
Мать двух замечательных дочерей и бабушка четырех любимых внуков. В настоящее время Мария Васильевна не работает в нашей школе по состоянию здоровья, но продолжает работать любящей мамой и бабушкой, пока дочери ведут уроки, проверяют тетради и подбирают свои методы воспитания.
Д
очери Попониной М.В. продолжили славную семейную традицию и династию: стали также педагогами, причем обе работают в интернатных учреждениях.
Младшая дочь, Людмила Николаевна Снегирева (Попонина), работает в нашей школе уже 8лет. Она – учитель дефектолог 1 квалификационной категории. В 2002 году Снегирева Л. Н. окончила «Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области, диплом о среднем профессиональном образовании (повышенный уровень), с присуждением квалификации «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области физики и математики» по специальности «преподавание в начальных классах». Затем поступила в «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого на физико-математический факультет. В 2005 году закончила обучение с присуждением квалификации «учитель физики по специальности «физика», «учитель математики по специальности «математика. В 2015 году прошла профессиональную переподготовку по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».
Снегирева Л.Н., также как и мама, переступила порог школы – интерната и сейчас учит ребят осваивать новые знания, ликвидирует пробелы в обучении. Вот как вспоминает Л. Н. Снегирева о своем детстве: «Помню, когда я училась в начальной школе, Инна учила меня французскому языку. Вместо доски мы втайне от взрослых писали мелом на открытой дверце шкафчика. Начальная школа закончилась, мы поменяли место жительства. В 5 класс я пошла в другую школу. Меня спрашивают: «Какой хочешь изучать иностранный язык?». Я отвечаю уверенно: «Французский, конечно!» Мама была очень удивлена. Секретарь: «А у нас только немецкий и английский». Выбрали немецкий... А став взрослыми, выбрали специальности по семейной традиции: стали учителями.
Людмила Николаевна награждена Почетной грамотой главы администрации муниципального образования город Донской, 2021 г., Почетной грамотой Министерства образования Тульской области за значительные успехи в обучении и воспитании учащихся и личный вклад в совершенствование подходов к организации учебно-воспитательного процесса, 2022г.
С
таршая дочь Попониной М. В., Инна Шуршина (Попонина), – учитель русского языка и литературы Новомосковской школы для обучающихся с ОВЗ (бывший речевой интернат). Она также окончила Чернское педагогическое училище (1994-1998) - «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы» по специальности «преподавание в начальных классах», затем окончила «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого с присуждением квалификации «Учитель русского языка и литературы». (1998-2001г). Ее педагогический стаж составляет 16 лет.
Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передавали знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. В целом династия Сумины – Попонина – Снегирева составляет почти 150 лет.
Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Учительские династии - это люди, из поколения в поколение передающие преданность любимой профессии, преданность детям. Как рождаются педагогические династии? Сложно ответить однозначно, так как только талантливый человек, преданный своей профессии, искренно любящий детей, достоин быть ее продолжателем. Профессия педагога особенная. Люди, которые посвятили свою жизнь делу обучения и воспитания подрастающего поколения, чаще всего ориентированы на это с самого детства. Но далеко не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам…
Нам интересно было узнать, есть ли в нашей «Донской школе №1» еще учительские династии. Следует вывод, что династии есть, что интерес к учительской профессии не пропал у современной молодежи.
Школьные династии: Уланова – Гоголева – Маслова и Сумины – Попонина –Снегирева, – это люди, чье призвание заключается в словах великого русского классика и педагога Льва Толстого: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог».
Важным фактором в выборе профессии в нашей школе играет пример наших педагогов. Нам есть чем гордиться. Педагогические династии - это особый образ жизни, высочайшая шкала нравственных ценностей.
Заключение
Каждый представитель династии педагогов, о котором мы рассказали в нашем проекте, творческий и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников.
Учитель счастлив и горд успехами своих учеников. И только он знает, сколько стоит за этим, сколько бессонных ночей проведено в поиске пути к каждому ученику, чтобы мы смогли достичь вершин. А им кажется, что мы этого достигли сами.
Есть в русском языке особые слова, за которыми стоит великий смысл, и слово «учитель» – одно из них. Давайте же воздадим должное нашим учителям. Общий им благодарный поклон от всех, кого вывели они на просторную дорогу жизни. У каждого, где бы он ни вырос, был свой любимый учитель, который навсегда останется в памяти. А быть настоящим педагогом - талант, данный Богом.
А учитель? Каким он должен быть: наверное, гибким и гуманным, коммуникабельным, должен быть настоящим профессионалом, мобильным, порядочным человеком, не жалеть времени на общение с детьми, держать слово. Нужно быть очень терпеливым, отличным психологом. Думаем, что нашей школе повезло: у нас много педагогов с многогранными талантами. И каждый отдает частичку своего сердца тем, кто сегодня сидит за партами. Нам есть чем гордиться. Профессия учителя не такая простая, как о ней многие думают. Мы даже скажем, что она очень сложная. Но, несмотря на это, за 60 лет у нас немало выпускников посвятили себя учительской профессии. Из прошлогоднего выпуска девятиклассников одна ученица учится в Тульском педагогическом колледже, другая уже закончила и начала свою трудовую деятельность в одной из тульских школ. Мы тоже хотим посвятить себя педагогике и поступить в педагогический колледж, стать учителями начальных классов.
Значит, наши педагоги своим примером помогли тем ребятам приобщиться к педагогической профессии и помогают нам выбрать свой профессиональный путь.
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Во славу единого дела
Они на Земле родились.
Секреты и опыт, и знания
В наследство передались
Так пусть же растут, процветают
На благо огромной страны.
Ведь трудовые династии
Бесспорно, нужны и важны.
(Ирина Веренчик).
Семейная династия – это не просто люди, объединенные одной профессией, это – состояние души. Они объединены одержимостью работой, интересом к своей профессиональной деятельности, постоянным изучением тонкостей и премудростей своего дела.
Результаты работы стали для нас открытием того, что достойное дело, начатое родителями наших учителей, продолжать почетно и красиво. Нам захотелось, чтобы об этих замечательных учителях узнали во всем городе, поэтому мы обратились к нашему педагогу-организатору Абрамкиной Людмиле Геннадьевне, и дальнейшая работа пошла в тесной связи с редакцией «Донской газеты» с ее главным редактором Осиповой Н. Б. и корреспондентом Юлией Хатеевой. Итогом работы стали две статьи о наших героях, опубликованные в «Донской газете»: «Воспитать человека: педагогический подвиг длинною в жизнь…» о династии Сумины – Попонина – Снегирева и «Учитель – это навсегда» о династии Уланова – Гоголева – Маслова. Также под руководством Л. Г. Абрамкиной, собрав весь материал, любезно предоставленный нашими учителями из семейных архивов, мы подготовили фотоотчет в виде презентации.
Литература:
Семейный архив семьи Гоголевых – Масловых.
Семейный архив семьи Суминых – Попониных – Снегиревых
Стихи Гоголевой С. И., Масловой Е. Г., Попониной М. В.
Амонашвили Ш.А. Письма к дочери. Педагогический факультет. М.1988. С.158 2. Ольшанский Д.В. Взросление «Я». М. 1990. С.57
Трудовые династии. Ирина Веренчик.
А.А. Лиханов. Благие намерения.
Приложение 1 «Как все начиналось». Работа с фотографиями и с летописью школы.
.
Приложение 2 Статьи Донской газеты
16