В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему предоставить для этого возможность
(Лессинг).
Современное качественное школьное образование невозможно без проектно-исследовательской деятельности учащихся. Ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Процесс проектно-исследовательской работы организован так, чтобы в центре внимания была личность ребёнка. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности, работе. Наша задача помочь раскрыть свои способности, развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, сформировать исследовательские навыки. Какова роль учителя, входящего в класс? Что шепчет мне мой внутренний голос? Дать ученикам определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограниченна…Научить истине? Но учитель не носитель истины… Научить своих учеников мыслить самостоятельно и вслушаться в слово. Но как? Выход пока один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ, но всерьёз. Значит, нужно их научить думать. Почувствовать вкус к исследованию. Научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, излагать и защищать идеи? Именно это те вопросы, которые находят своё решение в проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочное время.