Категория обучающихся с ОВЗ | Примеры некорректной терминологии | Примеры корректной терминологии | Правила педагогического взаимодействия (отражена специфика категории обучающихся) |
Дети с нарушениями слуха | «глухой» «глухонемой» «неполноценный» «человек с дефектом/недостатком здоровья» «дефективный» | «Человек с инвалидностью» «Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью» «человек с нарушением слуха» «люди с особенностями развития». «Дети с особыми образовательными потребностями» | Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком: Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей. |
Дети с нарушениями зрения | «слепой» «неполноценный» «человек с дефектом/недостатком здоровья» «Незрячий» | «Человек с инвалидностью» «Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью» «человек с нарушением зрения» «люди с особенностями развития». «Дети с особыми образовательными потребностями» | 1.Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением. 2.Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. 3.В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). 4.Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. 5.Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. 6.При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал. |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | «колясочник» «неполноценный» «калека» «спинальник» «Прикованный к коляске» «Жертва инвалидности» «Прикованный к инвалидной коляске» «парализованный» | «Человек с инвалидностью» «Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью» «Пользователь коляски» «Человек на коляске» «человек с нарушением опорно-двигательного аппарата» «Человек, использующий инвалидную коляску» «человек, передвигающийся на коляске» «Дети с особыми образовательными потребностями» | Учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо посадить на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ученику свободно стоять и выходить из-за парты. Пространство на столе или парте должно быть достаточным для свободной манипуляции учебными принадлежностями, учебниками и т. д. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций. При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп. Работа социального педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, заключается в организации своевременной комплексной медико-психолого-социально-педагогической абилитации. Координация действий лечебно-восстановительных, образовательных и социальных учреждений, компетентная информационная поддержка родителей, использование всех имеющихся возможностей и средств различных учреждений и организаций для восстановления нарушенных функций — основное направление социальнопедагогической деятельности с этой категорией клиентов. |
Дети с речевыми нарушениями | «неполноценный» «человек с дефектом/недостатком здоровья» | «человек с речевым нарушением» «люди с особенностями развития». «Дети с особыми образовательными потребностями» | Современным подходом к воспитанию и обучению детей с нарушением речи является использование технологий: компьютерные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры. К компьютерным технологиям нужно относится, как к новому языку культуры, к новому уникальному уровню, открывающему доступ к мудрости, культуре и опыту человечества. Необходимо наличие вариативных учебных планов, программ, пособий для воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии. Модели интегрированного обучения возможны различные: комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп при массовых учреждениях (обычных детских садах, полная интегрированного обучения возможны различные: комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп при массовых учреждениях (обычных детских садах, полная интеграция ребенка с проблемами в коллективе нормально развивающихся сверстников. В условиях интегрированного обучения и воспитания каждый ребенок должен получать помощь, адекватную имеющимся у него нарушениям. За продвижением такого ребенка в условиях интегрированного воспитания и обучения необходимы постоянный контроль, динамическое наблюдение. |
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью | «неполноценный» «человек с дефектом» | «ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» «люди с особенностями развития». «Дети с особыми образовательными потребностями» | 1.У ребенка с СДВ/СДВГ должен быть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. 2.Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение. 3.Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. 4.Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться. 5.Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!). 6.Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора. 7.Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. 8.Прибегайте к альтернативным методам записи информации. 9.Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. 10.Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. |
Дети с интеллектуальными нарушениями | «неполноценный» «человек с дефектом/недостатком здоровья» | «Человек с инвалидностью» «Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью» «ребенок с интеллектуальными нарушениями» «люди с особенностями развития». «Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии» «Дети с особыми образовательными потребностями» | Работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие. Нужно построить занятия с ребенком с интеллектуальными нарушениями в игровой форме, причем пусть это будет не пустое времяпрепровождение. Стараться играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую его инициативу. Многие дети очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы взрослых зачастую оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком обязательно применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывать ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторять необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у детей развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества. Из-за поражения центральной нервной системы детям крайне трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения. Поэтому не увлекайтесь многословными советами и поучениями, не тратьте время и силы впустую, так как ребенок их не понимает. Главное в воспитании таких детей – формирование привычек. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки, со временем он в определенной степени приспособится к окружающей жизни. Занимаясь с ребенком, помнить еще об одном принципе обучения доступности, который нельзя отождествлять с легкостью. При этом уровень трудности задания должен находиться в зоне ближайшего развития познавательных возможностей малыша, т.е. каждое следующее задание должно отличатся от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. |
Дети с расстройством аутистического спектра | «аутист» «больной» «болеет/страдает аутизмом» «имбецил» «дебил» «отсталый человек» | «ребенок с расстройством аутистического спектра» «люди с особенностями развития». «с особенностями интеллектуального развития» «человек с нарушением развития» «человек, живущий с РАС» «Дети с особыми образовательными потребностями» | 1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком. 2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. 3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование у детей продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в школьном возрасте. 4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения. 5. Организация режима коммуникативного общения.. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. 6. Сопровождение образовательного процесса. 7.Социально-бытовая адаптация. |
К сожалению, в современном мире не все дети способны принять то, что другой ребенок отличается от них. В связи с этим возникает ряд трудностей. Например, нормативно-развивающиеся обучающиеся просто испытывают так называемое взаимное непонимание по общению или смысловой барьер и перестают общаться с ребенком с ОВЗ. В следствие чего ребенок с ОВЗ не развивает социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Смысловой барьер может возникать в различных ситуациях и во многом зависит от содержания общения.
Также нормативно-развивающиеся дети могут негативно относиться к каким-либо нарушениям ребенка с ОВЗ. Отсюда возникает барьер стыда, он проявляется как чувство неловкости за себя. Дети, имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, что они не такие как другие, а если еще над ними подшучивают по этому поводу, то у них со временем возникает такая стойкая черта характера, как застенчивость, наблюдается уход в себя.
Сверстники могут обвинять в том, что ребенок с ОВЗ неправильно себя ведет, что он неуклюж, не выполняет указаний взрослого, что он не умеет играть с ними, что он неисправимый ребенок. Тогда у ребенка с ОВЗ возникает барьер вины.
Отдельные сверстники, особенно в подростковом возрасте, неуважительно, с чувством превосходства относятся к детям, имеющим дефекты развития, навешивая на них различные негативные ярлыки, типа˸ ничтожный, ленивый, тупой, неисправимый, бестолковый, уродина и многие другие, оскорбляющие личное достоинство детей. Постоянное упоминание о реальных и мнимых недостатках лишают ребенка веры в свои силы и возможности. У многих детей это вызывает обиду, гнев, негодование, приводит к возникновению заниженной самооценки, чувства неполноценности, негативным переживаниям, травмирующим их психику.
1) Книга «Привет, давай поговорим». Автор: Дрейпер Шэрон
2) Книга «Цветы для Элджернона». Автор: Дэниел Киз
3) Книга «Скафандр и бабочка». Автор: Жан-Доминик Боби
4) Книга «Нетерпение сердца». Автор: Стефан Цвейг
5) Фильм «Тэмпл Гранди». Режиссер: Мик Джексон
При составлении данного списка я руководствовалась аннотацией к книгам и фильмам. Эти книги меня заинтересовали больше всего, в скором времени я планирую прочитать одну из них в интернете.
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения.
Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост – качества толерантного педагога.