СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Этические основы инклюзивного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Этические основы инклюзивного образования"»

Выполнила Шипицина Наталия

Педагогическое образование (Математика и Информатика)

Тема 1.3. Этические основы инклюзивного образования

Дайте определение понятиям:

Толерантность – это моральные нормы поведения, принятие принципов веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемой право; - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Стигматизация – это отнесение окружающим социумом кому-либо определенных характеристик, чаще всего негативной направленности, по внешним формальным факторам в силу культурных обычаев, политики или личных психологических комплексов.

Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. 




Задание №1.

Заполните таблицу «Этика и правила взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Категория обучающихся

с ОВЗ

Примеры некорректной терминологии

Примеры корректной терминологии

Правила педагогического взаимодействия (отражена специфика категории обучающихся)

Дети с нарушениями слуха




«глухой»

«глухонемой»

«неполноценный»

«человек с дефектом/недостатком здоровья»

«дефективный»

«Человек с инвалидностью»

«Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью»

«человек с нарушением слуха»

«люди с особенностями развития».

«Дети с особыми образовательными потребностями»

Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком:

 Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.

 Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

 Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.

 Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.

Дети с нарушениями зрения




«слепой»

«неполноценный»

«человек с дефектом/недостатком здоровья»

«Незрячий»

«Человек с инвалидностью»

«Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью»

«человек с нарушением зрения»

«люди с особенностями развития».

«Дети с особыми образовательными потребностями»

  1. 1.Рабочее место ребенка с нарушением зрения распо­лагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.

  2. 2.Педагогу, работающему с таким ребенком, рекоменду­ется не стоять в помещении против света, на фоне окна.

  3. 3.В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).

  4. 4.Рекомендуется смена видов деятельности с использова­нием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспита­тельный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

  5. 5.Педагог должен говорить более медленно, ставить воп­росы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осоз­нать их, вдуматься в содержание.

  6. 6.При проведении занятий с детьми, имеющими наруше­ние зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, раз­мещения на фоне других объектов, удаленности.

  7. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естес­твенным размерам.

  8. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

  9. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замед­ляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.

  10. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные наруше­ния, возможность подходить к классной доске и рас­сматривать представленный на ней материал.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«колясочник»

«неполноценный»

«калека»

«спинальник»

«Прикованный к коляске»
«Жертва инвалидности»

«Прикованный к инвалидной коляске»
«парализованный»

«Человек с инвалидностью»

«Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью»

«Пользователь коляски»

«Человек на коляске»

«человек с нарушением опорно-двигательного аппарата»

«Человек, использующий инвалидную коляску»
«человек, передвигающийся на коляске»

«Дети с особыми образовательными потребностями»

Учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо посадить на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ученику свободно стоять и выходить из-за парты. Пространство на столе или парте должно быть достаточным для свободной манипуляции учебными принадлежностями, учебниками и т. д.

            Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.

При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп.

           Работа социального педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, заключается в организации своевременной комплексной медико-психолого-социально-педагогической абилитации. Координация действий лечебно-восстановительных, образовательных и социальных учреждений, компетентная информационная поддержка родителей, использование всех имеющихся возможностей и средств различных учреждений и организаций для восстановления нарушенных функций — основное направление социальнопедагогической деятельности с этой категорией клиентов.

Дети с речевыми нарушениями




«неполноценный»

«человек с дефектом/недостатком здоровья»

«человек с речевым нарушением»

«люди с особенностями развития».

«Дети с особыми образовательными потребностями»

Современным подходом к воспитанию и обучению детей с нарушением речи является использование технологий: компьютерные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры. К компьютерным технологиям нужно относится, как к новому языку культуры, к новому уникальному уровню, открывающему доступ к мудрости, культуре и опыту человечества.

Необходимо наличие вариативных учебных планов, программ, пособий для воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии. Модели интегрированного обучения возможны различные: комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп при массовых учреждениях (обычных детских садах, полная интегрированного обучения возможны различные: комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп при массовых учреждениях (обычных детских садах, полная интеграция ребенка с проблемами в коллективе нормально развивающихся сверстников. В условиях интегрированного обучения и воспитания каждый ребенок должен получать помощь, адекватную имеющимся у него нарушениям. За продвижением такого ребенка в условиях интегрированного воспитания и обучения необходимы постоянный контроль, динамическое наблюдение.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью



«неполноценный»

«человек с дефектом»

«ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

«люди с особенностями развития».

«Дети с особыми образовательными потребностями»

1.У ребенка с СДВ/СДВГ должен быть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой.

2.Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.

3.Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам.

4.Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.

5.Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).

6.Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.

7.Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули.

8.Прибегайте к альтернативным методам записи информации.

9.Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования.

10.Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс.

Дети с интеллектуальными нарушениями



«неполноценный»

«человек с дефектом/недостатком здоровья»

«Человек с инвалидностью»

«Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью»

«ребенок с интеллектуальными нарушениями»

«люди с особенностями развития».

«Человек с особенностями развития /
с особенностями в развитии»

«Дети с особыми образовательными потребностями»

Работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

Нужно построить занятия с ребенком с интеллектуальными нарушениями в игровой форме, при­чем пусть это будет не пустое времяпрепровождение. Стараться играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую его инициативу.

Многие дети очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы взрослых зачастую оказываются безрезультатными.

На занятиях с ре­бенком обязательно применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка.

Показывать ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторять необходимые действия, в результате чего у него выработаются не­сложные умения и навыки. Постепенно в процессе игровой, предмет­но-практической деятельности, самообслуживания у детей развива­ется речь, компенсируются недостатки мышления, формируются по­ложительные эмоциональные качества.

Из-за поражения центральной нервной системы детям крайне трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требова­ния взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения. Поэтому не увлекайтесь многословными советами и поучениями, не тратьте время и силы впустую, так как ребенок их не понимает. Главное в воспитании таких детей – формирование привычек.

Систематически предъявляемые требо­вания помогут воспитать у малыша положительные привычки, со вре­менем он в определенной степени приспособится к окружающей жизни. Занимаясь с ребенком, помнить еще об одном принципе обучения доступности, который нельзя отождествлять с легкостью. При этом уровень трудности задания должен находиться в зоне ближайшего развития познавательных возможностей малыша, т.е. каждое следующее задание должно отличатся от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности.

Дети с расстройством аутистического спектра

«аутист»

«больной»

«болеет/страдает аутизмом»

«имбецил» «дебил»

«отсталый человек»

«ребенок с расстройством аутистического спектра»

«люди с особенностями развития».

«с особенностями интеллектуального развития»

«человек с нарушением развития»

«человек, живущий с РАС»

«Дети с особыми образовательными потребностями»


1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком.

 2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование у детей продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в школьном возрасте.

4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения.

5. Организация режима коммуникативного общения.. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни.

6. Сопровождение образовательного процесса.

7.Социально-бытовая адаптация.




Задание №2.

Какие проявления интолерантного отношения к обучающимся с ОВЗ возможны со стороны их одноклассников?


К сожалению, в современном мире не все дети способны принять то, что другой ребенок отличается от них. В связи с этим возникает ряд трудностей. Например, нормативно-развивающиеся обучающиеся просто испытывают так называемое взаимное непонимание по общению или смысловой барьер и перестают общаться с ребенком с ОВЗ. В следствие чего ребенок с ОВЗ не развивает социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Смысловой барьер может возникать в различных ситуациях и во многом зависит от содержания общения.

Также нормативно-развивающиеся дети могут негативно относиться к каким-либо нарушениям ребенка с ОВЗ. Отсюда возникает барьер стыда, он проявляется как чувство неловкости за себя. Дети, имеющие тот или иной дефект, постепенно начинают все больше осознавать свою неполноценность, что они не такие как другие, а если еще над ними подшучивают по этому поводу, то у них со временем возникает такая стойкая черта характера, как застенчивость, наблюдается уход в себя.

Сверстники могут обвинять в том, что ребенок с ОВЗ неправильно себя ведет, что он неуклюж, не выполняет указаний взрослого, что он не умеет играть с ними, что он неисправимый ребенок. Тогда у ребенка с ОВЗ возникает барьер вины.

Отдельные сверстники, особенно в подростковом возрасте, неуважительно, с чувством превосходства относятся к детям, имеющим дефекты развития, навешивая на них различные негативные ярлыки, типа˸ ничтожный, ленивый, тупой, неисправимый, бестолковый, уродина и многие другие, оскорбляющие личное достоинство детей. Постоянное упоминание о реальных и мнимых недостатках лишают ребенка веры в свои силы и возможности. У многих детей это вызывает обиду, гнев, негодование, приводит к возникновению заниженной самооценки, чувства неполноценности, негативным переживаниям, травмирующим их психику.



Задание №3

Составьте список 5-Топ книг (или художественных фильмов) о людях с ограниченными возможностями здоровья, который Вы готовы порекомендовать своим однокурсникам. Чем руководствовались при составлении данного списка?

1) Книга «Привет, давай поговорим». Автор: Дрейпер Шэрон
2) Книга «Цветы для Элджернона». Автор: Дэниел Киз
3) Книга «Скафандр и бабочка». Автор: Жан-Доминик Боби
4) Книга «Нетерпение сердца». Автор: Стефан Цвейг
5) Фильм «Тэмпл Гранди». Режиссер: Мик Джексон

При составлении данного списка я руководствовалась аннотацией к книгам и фильмам. Эти книги меня заинтересовали больше всего, в скором времени я планирую прочитать одну из них в интернете.



Задание 4.

Упражнение «10 шагов к толерантности педагога»

Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения.

Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост – качества толерантного педагога.










Ступень создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями



Ступень обогащение социального опыта детей и развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность. 




Ступень создания толерантной среды в классе

Ступень Понимания












Ступень организации воспитания и обучения всех детей на толерантной основе

Ступень Понимания












Ступень Понимания












Ступень создания условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде, социуме.

Ступень Понимания












Ступень Понимания












Ступень создания максимально благоприятных условий для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка

Ступень Понимания












Ступень воспитания толерантности как личного качества у учащихся

Ступень Понимания












Ступень Понимания










Ступень Принятия










Ступень Признания











Лестница толерантности