Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: «Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»
Цели и задачи:
формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком;
расширить знания учащихся по данной теме;
учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком;
формировать умение писать слова с ь;
применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать умение слушать и слушать и уважать друг друга.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
Развивать сообразительность, языковое чутьё, ассоциативную память. Способствовать заинтересованности, яркости восприятия, образности впечатлений путём сочетания образов и логики.
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные (объяснение, беседа)
Наглядные (иллюстрации, таблицы, демонстрация)
Практические ( упражнения, дидактические игры)
Создание ситуации заинтересованности
Частично-поисковый (эвристический)
Оборудование: учебник по русскому языку для 2 класса, карточки с заданиями для групповой работы, презентация, мультимедийный проектор, экран.
Планируемые результаты:
Предметные: - умеют различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного;
- знают особенности ь, при выполнении звукобуквенного анализа слов;
Познавательные: - моделирование звукового состава слов;
- сопоставление, сравнение и классификация слов с ь знаком (разделительным и обозначающим мягкость согласного); классификация слов по заданному основанию;
Регулятивные: - умеют определять цель деятельности на уроке; планируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
Коммуникативные: - умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы;
Личностные: - понимают причины своего успеха / «неуспеха»; выражают готовность к преодолению трудностей;
ХОД УРОКА
I. Мотивационный этап.
Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения.
II Актуализация знаний 1.Минутка чистописания
Цель: развивать каллиграфические навыки; подготовить руку к письму.
- Для чего нам нужна мин. чистописания? (Вспомним каллиграфическое написание букв )
- Сели прямо, локти не висят, тетради с наклоном.
( На доске висят образцы букв Кк и Нн: прописная и строчная. Показ по образцу на широкой линии)
- Дать характеристику буквам
- Игра «Правильно – неправильно»
- Я читаю информацию. Если вы согласны, то пишете букву Кк, если нет –Нн (один ученик у доски)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
Одну букву можно переносить на другую строчку.
Чк – Чн пиши без мягкого знака.
Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.
«ь» - обозначает звук.
Гласные звуки встречают во рту преграду. (взаимопроверка, а потом слова)
На букву «к» напишите 1сущ. одушевлённое (кит, кот, крокодил) , на «н» - неодушевлённое (нос, нитки)
- Взаимопроверка (поменялись тетрадями) . Проверяем по эталону СЛАЙД №2 (Кк Нн Кк Кк Нн Нн)
- На полях тетради оцените себя: справился +, не справился -
2. Словарная работа
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
- Для чего мы учим словарные слова? (Для того, чтобы запомнить и правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной)
- На доске слова на магните, называем ассоциации, проговариваем букву, которую нужно запомнить.
пальто – как жарко гласная «а»
обезьяна – сидит на дереве и корчит рожу «е, о»
учитель – указка из ели «е»
метель – снег «е»
- Слова убираю, оставляю картинки. Запиши эти слова по заданию:
запиши слово, состоящее из 3 слогов;
слово, которое имеет только форму единственного числа;
синоним к слову «вьюга»;
2016 год – год кого?
- Сверху напиши род существительных м.р. с.р. ж.р. ж.р.
- Самопроверка (слова на доске: учитель, пальто, метель, обезьяна)
Проверка по эталону. СЛАЙД №3
- Если справились с заданием поставьте +, нет –
III Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Раздели эти слова на 2 группы ( 1 ученик у доски) Нужно обратить внимание на положение мягкого знака.
- По каким критериям вы это сделали?
учитель обезьяна
пальто
метель
- Какую роль выполняет Ь в словах 1 столбика? (смягчает согласную)
- Где стоит Ь в словах? ( в конце слова или в середине между согласными)
- А в слове обезьяна, где стоит Ь? (в середине)
- Между какими буквами? (после согласной, перед гласной)
- Прочитайте слово без Ь.
-Какую роль выполняет здесь Ь? (разделяет согласую от гласной)
- Значит он как называется? Разделительный Ь
- Так какая тема нашего урока?
На доске : «Разделительный мягкий знак ь» запиши в тетрадь
Цель урока: научиться находить слова с разделительным ь и правильно их записывать.
А какие мы поставим учебные задачи?
-Узнаем о роли разделительного знака.
- Научимся писать слова с разделительным Ь знаком.
- Изучим правило.
-Повторим гласные, которые дают два звука
1.Физкультминутка
IV Работа по теме урока
Выводим правило
- Работа в учебнике с. 31 № 51 Запиши пары слов столбиком (по одному человеку у доски) СЛАЙД №4
полю [ПАЛ'У] 4 б. = 4 зв. солю Коля
полью [ПАЛ'Й'У] 5б. = 5 зв. солью колья
- Одинаково или по-разному произносятся слова?
- Чем отличаются?
-Объясните значения слов.
- Какую работу выполняет р.Ь? (Меняет смысл слова)
- А почему звуков больше во 2 слове, чем в первом, ведь мягкий знак не даёт звука?
- А перед всеми ли гласными пишется р.Ь? (только перед теми которые дают два звука: и, е, ё, ю, я)
- Перед какими!
я | е | ё | и | ю |
[й’а] | [й’э] | [й’о] | [й’и] | [й’у] |
- Записать слово муравьи [мурав'Й'и] и даже звук [и] перед р.Ь даёт 2 звука [й'и]
Давайте сформулируем правило (выведем) на слайдах Слайд № 7-10
Разделительный мягкий знак
-где пишется р. Ь 1. Пишется в середине слова
- после гласной или после согласной 2. После согласной
-перед какими гласными 3. Перед гласными и, е, ё, я, ю, которые обозначают два звука
-
что показывает р.Ь ? 4. Показывает ,что согласный не сливается с гласным
Ь и, е, ё, я, ю, (на доске сложить из букв)
- Читаем правило на с. 32. Схему записать в тетрадь.
V Закрепление изученного материала
2.Физминутка
Цель: организовать отдых детей; обеспечить включение школьников в совместную
деятельность.
1. Игра «Будь внимательным»
- Я называю слова с ь и с р.Ь знаком. Если слово с ь знаком руки на пояс, если с р.Ь руки в сторону.
День, кольцо, друзья, счастье, письмо, братья, листья, лень, ручьи, жильё, зверьки, мышь, здоровье, печенье, соль. (кто остался ставят +)
2. Работа в четвёрках.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знания.
- Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
крыло – крылья
дерево – деревья
ручей – ручьи
брат – братья
стул – стулья
- Составьте 1 предложение с любым словом. Слайд 11
- По одному человеку из каждой четвёрки.
- Какую орфограмму вы увидели в этих словах? (разделительный мягкий знак)
- Для чего мы делали эту работу? (Проверим, как усвоили тему урока)
Справились , в тетради поставь +, нет –
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися задания;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
- Для чего проводим самостоятельную работу? (проверим, как усвоили материал)
Тест.
1 Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
2 Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
3 Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
4 Вставь буквы.
В . юга круж . т над з . млёй.
Взаимопроверка по эталону. (Слайд № 12)
Справились , в тетради поставь +, нет –
- Сосчитайте, сколько у вас получилось +. (Должно 5 вместе с игрой или 4 без неё)
- У кого все 5/4 плюса ставят отметку «5», у кого 4/3 ставят «4»
VI Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
- Какая тема была урока?
- Достигли мы своей цели?
– Где пишется разделительный ь?
– Что показывает разделительный ь?
Урок подходит к концу. А теперь выскажите своё
Я – понял
Я- узнал
Я- разобрался
Я – научился
Я – повторил
- На столе лежат круги. Вы должны выбрать:
Если на уроке было понятно и можно об этом рассказать другу или родителям, то возьмите красный цвет, а если не до конца понял, встречались трудности – зелёный.
Прикрепляем на доске. Получается правило.
VII Домашняя работа c.32 правило, № 58