Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.(Стертая дизартрия. 1 класс)
Задачи:
- формировать умение правильно произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях;
-совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение делить слова на слоги;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, пространственную ориентировку;
- воспитывать внимание к собственной речи.
Оборудование: стол с песком, интерактивное пособие «Лэпбук», предметные картинки, фонарик, план занятия, компьютер
Ход занятия
Вводная часть.
-Здравствуй Саша! Давай улыбнемся друг дружке и нашим гостям. Начнем наше занятие с доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка (Звучит спокойная музыка).
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
- Саша, что ты слышишь? (аудиозапись «рычание тигра») Кто это может быть? Правильно, это тигренок по имени Рома. Рома зовёт нас к себе в гости. А вот куда, догадайся сам. Там очень жарко, и даже зимой не бывает снега, дует горячий ветер. Очень много песка, а воды мало. Ты догадался, куда мы сегодня отправимся?
- Да, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в жаркую Африку, где мы познакомимся с веселым тигренком Ромой.
- Как ты думаешь, Саша, с каким звуком мы сегодня будем путешествовать? (Р). Да, ты прав. В ходе путешествия мы с тобой будем тренироваться в правильном произношении звука «Р».
- Перед тобой карта с планом нашего путешествия (знакомство с планом занятия)
1. Игры на песке.
2. «Клад»
3. Игра « Карусель».
4. «Что в ящике?»
5. Сюрприз тигрёнка Ромы
- Саша, как ты думаешь, наше путешествие будет интересным, увлекательным и полезным для тебя? Тебе удастся справиться со всеми испытаниями? Если ты уверен в себе, то приклей солнышко, если сомневаешься в своих силах, то приклей тучку. Я думаю, что ты справишься.
2. Артикуляционная гимнастика:
-Потренируем перед путешествием наш язычок, для этого сделаем специальную гимнастику.
- Саша, на столе лежат карточки с картинками.
- Что нарисовано на картинке? Правильно, барабан. Давай выполним упражнение «Барабан».
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. (Повторить упражнение 5 – 10 раз).
- Молодец, выбирай другую карточку. Кто нарисован? (Лошадка)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.
- Бери следующую карточку. ( Заборчик)
Улыбнуться, показать зубы, сильно натянуть губы. Удержать под счет от 1 до 10.
-Посмотрим, что у нас осталось. (Качели)
Приоткрыть рот, кончиком языка дотянуться до носа, затем до бороды. Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.
Логоритмическое упражнение «Путешественники»
- Итак, язычок в порядке, к путешествию готов. Отправляемся в путь.
До Африки нам, братцы, Шагают
Так трудно добираться! Шаг с высоким подниманием колен
На машине мы поедем Имитируем управление рулем
И на поезде помчимся, Движение колес поезда
В самолете полетим, Руки в стороны, как крылья
Сверху землю оглядим. Показываем бинокль
На корабле по океану Руки лодочкой
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля. Приставить ладонь ко лбу
Приплыли в Африку, друзья! Хлопаем в ладоши.
Дыхательная гимнастика (Развитие голосовой функции «Моторчик»
Формирование правильного речевого выдоха)
- Саша, чего много в Африке? Правильно, песка. (Подходим к столу с песком). Посмотри, Саша, какая красота. Посмотри, какой тёпленький песочек (трогает песок, пересыпает из ладошки в ладошку).
- А вот и наша машина, на которой мы продолжим наш путь. Ну что, поехали? Ой, что то машина не может тронуться с места. Нужно расчистить ей дорогу. Подуй через трубочку и почистишь дорожку машине. (Ребенок дует на песок и по полученным дорожкам проводит машинкой со звуком РРРРРР).
5. Автоматизация звука «Р» на уровне слога
- А вот и тигрёнок Рома нас встречает. Поиграй немножко с тигренком на песочке. Повторяй за мной:
Ра-Ра-Ра- Роме нравится жара. (шагать пальчиками по песку)
Ру-Ру-Ру- Рома видит кенгуру. (рисовать волнистые линии)
Ры-Ры-Ры- покатаемся с горы. (рисовать горы)
Ры-Ры-Ры- не заметили жары. (шагать пальчиками по песку)
(самооценка)
6. Автоматизация звука «Р» на уровне слова
- Саша, поднимается песчаная буря. (дует на песок). Ой, посмотри, что там виднеется? Клад. Называй, что ты нашел (по очереди сдувает песок с картинок и называет их).
- Саша, тигренок Рома проголодался. Ты любишь пиццу? Вот и Рома очень любит пиццу. Угости тигрёнка пиццей. Бери кусочек и называй с чем пицца. Ты справился с заданием? (самооценка)
7. Деление слов на слоги (лэпбук)
-Тигренок Рома очень любит кататься на каруселях. А ты, Саша, любишь? Тогда поехали. Смотри какая высокая карусель, а в кабинках слова со звуком Р и цифра. Нужно назвать картинку, определить, сколько слогов в этом слове и посадить картинку на ее место, к нужной цифре. (ребенок выполняет задание).
- Тебе удалось справиться с заданием? (самооценка)
8.Автоматизация звука «Р» на уровне предложения (игра с фонариком)
- Нам пора уже возвращаться домой, ведь путь не короткий, да и вечереет, видимость плохая. Тигренок Рома собрал нам в дорогу снаряжение. Посмотри, что это? (ящики). Ты видишь, что в них лежит? А теперь? (учитель-дефектолог просвечивает фонариком картинку ). Я предлагаю тебе сделать то же самое и сказать, что лежит в каждом ящике. Но одно условие- говорить ты будешь полным предложением. (Самооценка)
- Молодец. У тебя все получилось.
- Быстро пролетело время, наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться с тигренком Ромой и возвращаться домой – в нашу родную школу № 39 г. Гродно. Давай поблагодарим Рому за то, что он помог тебе потренироваться в произношении звука «Р».
-Саша, что ты пожелаешь тигрёнку? Молодец, ты хороший друг.
9. Упражнение «Самолет»
- А обратно мы полетим с тобой на самолете.
Руки в стороны – в полет
Полетит наш самолет!
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот.
Крыльями он покачал,
Загудел и задрожал.
Начинается полет,
Полетел наш самолет!
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
- Вот мы и возвратились из путешествия. Где мы были? Что мы видели? Тебе понравилось путешествовать? Мне тоже понравилось с тобой путешествовать.
- Что тебе запомнилось больше всего? Что ты подаришь тигрёнку Роме солнышко или тучку? Солнышко, если у тебя всё получилось, тучку - если во время путешествия ты столкнулся с трудностями.
- Мы не прощаемся с тигренком Ромой, продолжим наше путешествие на следующем занятии. А в знак благодарности за весело проведённое время Рома дарит тебе гостинец из Африки (банан).
Руки в стороны – в полет
Полетит наш самолет!
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот.
Крыльями он покачал,
Загудел и задрожал.
Начинается полет,
Полетел наш самолет!
До Африки нам, братцы, Шагают
Так трудно добираться! Шаг с высоким подниманием колен
На машине мы поедем Имитируем управление рулем
И на поезде помчимся, Движение колес поезда
В самолете полетим, Руки в стороны, как крылья
Сверху землю оглядим. Показываем бинокль
На корабле по океану Руки лодочкой
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля. Приставить ладонь ко лбу
Приплыли в Африку, друзья! Хлопаем в ладоши.