Конспект интегрированного урока литературы, истории и музыки по теме «Поэзия – зеркало Великой Отечественной войны»
учитель русского языка и литературы Демидова Н.А.,
МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»
Цели:
1) познакомить обучающихся с поэзией Великой Отечественной войны, показать, что в стихах военных лет, как в зеркале, отразилась героическая судьба советского народа, сражавшегося с фашизмом;
2) развивать речь обучающихся, коммуникативные умения и навыки;
3) дать возможность обучающимся прочувствовать трагедию военного времени, неутихающую боль от потерь и понять истоки ненависти к врагу;
заставить задуматься над неоплатным долгом перед погибшими на полях сражений и дожившими до Дня Победы, перед всеми, кто своими ратными и трудовыми подвигами приближал этот священный для нас день.
Задачи:
образовательные:
научить работать в группе, находить нужную информацию для выступления;
формировать умения и навыки выразительного чтения и чтения наизусть поэтических произведений;
обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
развивать творческие способности детей;
содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательные:
воспитывать интерес к литературе, ценностное отношение к слову;
создать на уроке благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формируемые УУД:
Личностные:
устойчивый познавательный интерес к литературе;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение;
извлечение необходимой информации из текста;
анализ, умение доказывать.
Регулятивные:
планирование самостоятельного выполнения заданий;
выбор темпа работы;
умение действовать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
осознание значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание литературыкакодной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-
эстетических возможностей русского языка на основе изучения поэтических произведений военных лет;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные:
осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов;
умение давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать вывод.
Личностные:
формирование устойчивого познавательного интереса к литературе;
воспитание патриотизма.
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная
Ход урока:
Учитель литературы:
Сегодня у нас не обычный урок литературы, а урок, на котором нам пригодятся знания таких предметов, как история и музыка. По всей России в этом учебном году проходят Уроки Победы, так как 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со Дня Победы. Сегодняшний урок литературы – это и Урок Победы. К Победе советский солдат шёл четыре долгих года, говоря словами лирического героя из знаменитого стихотворения
М.Исаковского «Враги сожгли родную хату…»: «Я шёл к тебе четыре года,
я три державы покорил».
Моя семья бережно хранит реликвии, оставшиеся со времён Великой Отечественной войны: боевые награды (ордена и медали) деда Мефодия и письмо-треугольник от жителей литовской деревеньки о гибели деда Григория (показ слайдов).
Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: Поэзия – зеркало Великой Отечественной войны.
Какие цели урока мы с вами можем определить?
(Показать, как поэзия отразила важнейшие события Великой Отечественной войны, узнать о выдающихся поэтах военного времени и их произведениях).
Сегодня мы будем работать с вами в группах. Каждая группа представит материал, подготовленный к этому уроку. Вы будете читать стихи военных лет, которые затронули вас до глубины души своей любовью к Родине, искренностью, которые вас потрясли. На нашем Уроке Победы будут звучать песни 1941-1945-х годов, так как многие стихотворения военных лет стали песнями. Нашего земляка, поэта Михаила Исаковского, называли поэтом-песенником.Может быть, в конце Урока Победы мы вместе с Александром Трифоновичем Твардовским сможем сказать:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остался там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
А сейчас попробуем перенестись в это героическое время.
Первые месяцы Великой Отечественной войны… Как было больно и горько отступать, оставляя позади деревни и города, а главное – своих людей: стариков, женщин с маленькими детьми, подростков на милость наступающего врага.
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
- Что означает слово кринки? (глиняный горшок для молока)
Сейчас вы услышите запись 2-х куплетов знаменитой песни на слова Льва Ошанина «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян…», которая зазвучала в 1941 году.
Дороги Смоленщины времён Великой Отечественной войны…
- Как и где написал Константин Симонов своё знаменитое стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»?
Выступление 1 группы обучающихся
Константин Симонов был одним из немногих военных корреспондентов, испытавших на себе всю тяжесть боёв на Западном фронте. Возвращаясь в конце первой декады июля 1941 года из трудной поездки из-под Борисова, уставшие корреспонденты Алексей Сурков и Константин Симонов заехали в какую-то деревеньку под Смоленском. Она находилась возле шоссе Москва-Минск. Корреспонденты заглянули в одну из хат и увидели в ней древнего старика, одетого в белые полотняные штаны и рубаху, и старушку. Старики никуда не собирались уезжать и задали единственный мучавший их вопрос: «Неужели враги придут и сюда?»
«Нам было тогда очень плохо в этой хате, хотелось плакать, потому что ничего не могли мы сказать этим старикам, ровно ничего утешительного», - вспоминал позднее писатель. Переполненный нахлынувшими чувствами, К.Симонов тут же набросал стихи. Произведение увидело свет под названием «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Стихотворение вмиг стало чрезвычайно популярным. И фронтовики, и люди в тылу нашли в нём что-то своё, родное и близкое. Стихотворение переписывали от руки и посылали на фронт, а с фронта- в тыл. Оно глубоко задевало каждого, врезалось в память.
Удивительное стихотворение говорило о Родине, о терпеливых русских женщинах. Отчаяние, надежда, тяжёлые потрясения начального периода войны – все эти чувства были переданы поэтом с потрясающей силой.
Так под Смоленском родился один из самых великих поэтических шедевров К.Симонова. А слова «дороги Смоленщины» стали символом тяжелейших испытаний трагического 1941 года.
Звучит запись стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» на фоне хроники военных лет. (3 мин., 32 сек.)
1 ученик из 1 группы обучающихся выразительно читает отрывок наизусть:
-Что вы знаете о Смоленском сражении?
Выступление 2 группы обучающихся
Смоленское сражение началось 10 июля и закончилось 10 сентября 1941 года.С первых же минут сражения бои приняли неимоверно острый и напряжённый характер. В боях под Оршей и Рудней по наступающим фашистам дала первые залпы отдельная батарея реактивных миномётов, которой командовал капитан И.А.Флёров. Было уничтожено немало пехоты и техники врага. Разрывы большого количества невиданных до той поры снарядов, одновременно накрывающих обширную территорию, ошеломили гитлеровцев, вызвали в их рядах панику.Советские бойцы ласково назвали это чудо-оружие «Катюшей», а немецкие солдаты прозвали его «Сталинским органом». Популярная в мире песня «Катюша» (слова М.В.Исаковского, музыка М.И.Блантера) родилась до войны на Смоленщине. Символично, что в июльские дни сорок первого в этих краях прозвучал другой, грозный голос «Катюши».Он возвестил миру о создании нового оружия небывалой огневой мощи и маневренности.
(Просмотр короткометражного фильма «Залпы «Катюши» с исполнением песни (2, 20 мин.))
План молниеносного захвата фашистами Советского Союза был сорван, но всё же наши войска отступали.
Физкультминутка «Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки,
Головой качают, тихо расцветают.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Учитель литературы:
Советские войска с боями отошли от Смоленска. Начались страшные годы оккупации.
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Выступление 3 группы обучающихся
Немецко-фашистские войска находились на территории Смоленской области с 13 июля 1941 года по 10 октября 1943 года. За кровавые годы оккупации они совершили на Смоленщине тысячи тягчайших злодеяний. Гитлеровцы проводили политику геноцида мирного населения и военнопленных, в партизанских районах полностью стирали с лица земли сёла и деревни, производили массовое истребление мирного населения.
Что означает слово геноцид? (Геноцид - форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить.До 1944 года слова геноцид не существовало. Это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью ее уничтожения).
Оккупировав Смоленщину, фашисты приступили к созданию концентрационных лагерей для военнопленных и гражданского населения. В полуразрушенных зданиях или под открытым небом за колючей проволокой находились наши соотечественники. Их избивали, гоняли на самые тяжёлые работы. Кормили 2 раза в день: давали полусгнивший неочищенный картофель или воду с затхлой ржаной мукой. В лагерях люди умирали тысячами, тех, кто оказывал сопротивление, расстреливали.
Учитель истории:
Смоляне не хотели оказаться в концлагере или быть угнанными в Германию, поэтому становились партизанами и уходили в леса, где находились партизанские отряды. За помощь партизанам карательные отряды фашистов расстреливали мирных жителей и дотла сжигали сёла и деревни. Многие из вас слышали о белорусской деревне Хатынь, сожжённой вместе с женщинами, детьми и стариками зверствующими фашистами. Но знаете ли вы, сколько было смоленских Хатыней? Из документов, хранящихся в архивах, мы узнаём, что на Смоленщине каратели сожгли дотла более 5 тысяч деревень, из них 300 вместе с мирными жителями.
Задумайтесь, ребята, над этой страшной цифрой: 300 смоленских Хатыней.
В начале 1942 года на территории Смоленщины действовало 63 партизанских отряда общей численностью более 20 тысяч бойцов. Зазвучала в отрядах знаменитая песня «Смуглянка» на стихи ЯковаШведова.
Звучит песня «Смуглянка» (2, 5 мин.)
Учитель литературы:
Много горя, слёз, страданий принесла эта Великая война советским людям. Это было время массового героизма и страшных потерь. Поэзия стала зеркалом Великой Отечественной войны.
Ученики читают стихи военных лет
1941 год
Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Алексей Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»
Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь…»
1942 год
Михаил Исаковский «Огонёк»
Анатолий Софронов «Шумел сурово брянский лес»
1943 год
Юлия Друнина «Я только раз видала рукопашный»
Выступление 4 группы обучающихся
25 сентября 1943 года в 3 часа ночи группа бойцов советской армии прорвалась в северо-восточную часть Смоленска, достигла центра города и водрузила на здании гостиницы «Смоленск» Красное знамя. В 5 часов утра в Смоленск вступили подразделения 5 армии. К полудню город был полностью очищен от фашистских войск. В этот день вместе с передовыми частями Западного фронта в родной Смоленск приехал Александр Трифонович Твардовский. Его первым впечатлением было «будто город горел все эти два года. Кварталы заволокло дымом, едкая пыль от взорванных зданий стояла в воздухе. Город было трудно узнать».
Показ слайдов «Смоленск в руинах» во время выступления ученика
Ученики читают стихи военных лет
1944 год
Михаил Исаковский «Где ж вы, где ж вы, очи карие»
1945 год
Алексей Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»
Учитель литературы:
День Победы - это великий праздник нашего народа, отстоявшего свою независимость и освободившего Европу от фашизма. Подвиг, который совершили ваши прадеды, никогда не должен быть забыт. Перед погибшими и ветеранами Великой Отечественной войны мы в вечном долгу.
Изучая поэзию военных лет, мы тем самым говорим советскому народу, что помним священную войну и никому не позволим исказить память о ней.
Учитель истории:
-Подумайте, почему мы так много на Уроке Победы говорили о Смоленщине? (Смоленск – ключ-город к Москве. Многие стихотворения военного времени, ставшие советской классикой, были написаны смоленскими поэтами Михаилом Исаковским и Александром Твардовским.)
Учитель литературы:
- Можем ли мы сказать, что поэзия – зеркало Великой Отечественной войны?
(Да, можем, так как мы увидели, что все этапы Великой Отечественной войны Великой Отечественной войны – отступление, крупные сражения, партизанское движение, освобождение – нашли отражение в поэзии военных лет. Эмоциональное состояние советских людей тоже отразилось в поэзии: гнев к ненавистному врагу, любовь к Родине, своей семье, тоска по близким, боль от потери друзей и родных).
Вывод: историю своей страны мы можем изучать не только знакомясь с книгами по истории, мемуарами, но и читая, пропуская через своё сердце произведения литературы, в том числе и поэтические.
- Какие стихи вам особенно запомнились?
- Появилось ли у вас желание выучить их наизусть, чтобы они всегда оставались с вами и напоминали о том, как надо любить свою Родину и защищать её, если наступят годы тяжёлых испытаний?
Удивительно, но поэзия военных лет оптимистична, никто и ничто не могло убить веру советского человека в Победу. И теперь День Победы – самый великий праздник нашей Родины – России.
-Задумывались ли вы о том, как можно увековечить память о поколении Великой Отечественной войны?
(Написать книги, стихотворения, создать фильмы, воздвигнуть мемориалы, открыть памятники)
- Это всё произойдёт в будущем, а что мы можем сделать сейчас?
(Можно принять участие в проекте «Сборник ко Дню Победы»: на страницах сборника – воспоминания ветеранов, стихи военных лет, понравившиеся вам стихи овойне наших современников, может быть, и ваши стихи, иллюстрации. Можно побывать у Вечного огня у Смоленской крепостной стены, прочитать стихи военных лет и возложить цветы.)
- Я предлагаю 9 Мая всем вместе пройти с Бессмертным полком по улицам нашего родного героического города Смоленска. Если в ваших семьях сохранились фотографии тех, кто воевал или трудился в тылу, находился в оккупации, то мы можем с их портретами выйти в День Победы и таким образом почтить их память.
Комментирование оценок за урок.
Релаксация:
- Что понравилось на уроке?
- О чём бы вы хотели узнать более подробно?
- Довольны ли вы своими ответами?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
Великая Отечественная война - тема, которая волнует все поколения. Наши современники создают стихи и песни об этом времени.
В завершение Урока Победы я предлагаю вам посмотреть короткометражный фильм о Великой Отечественной войне, в котором прозвучат поэтические произведения ваших современников.(Просмотр короткометражного фильма «Детям о Великой Отечественной войне» 1 и 4 части (9 мин.))
Литература и материалы к уроку
1.Стихи военных лет.(Сборник). Калининград, кн. Изд-во, 1974
2.Алфимова А.В. Защитникам и освободителям Смоленщины посвящается. 1941-1943 (Текст)/А.В.Алфимова.-Смоленск: Свиток, 2019.-168 с.
3.Иванов Ю.Г. Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе.- Смоленск: Русич, 2011.-384 с., ил.
4.Слайды «Смоленск в руинах».
5.Слайды из личного архива (награды и письмо-треугольник).
6.Короткометражные фильмы: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Залпы «Катюши», «Детям о Великой Отечественной войне».
7. Песни и музыка Великой Отечественной войны: «Эх, дороги, пыль да туман…», «Катюша», «Смуглянка», «Враги сожгли родную хату…»