СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Отражение Николаевской эпохи в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Отражение Николаевской эпохи в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"»

Интегрированный урок по теме «Отражение Николаевской эпохи в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Ход урока:

Гоголь – одинокая «звезда» русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

1-я постановка

Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:

Жуковский, которому Гоголь читал «Р.» во дворце,

Поэт Вяземский.

Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.

Сначала все смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.

Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.

Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит её принимать всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех

С.Г. – Кем был Николай I по своим политическим взглядам? (Консерватором)

- Какие последствия могли ожидать Н.В.Гоголя?

С.А. - Консервативные критики обвинили Гоголя в клевете, но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России,.

Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач Демидов, учредивший ежегодную премию в 20.000 руб. и передавший правло присуждать её Российской академии наук, настаивал удостоить этой премии Н. В., но ему было отказано. Большинство почитателей комедии – люди, образованные, передовых либеральных и демократических взглядов.

Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал. И уехал лечиться за границу в июне 1836 г.

С.Г. – Кто прав в оценке пьесы: кто обвинял Гоголя или кто восторгался?

При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. При нем большое значение приобрела Собственная Его императорского величества Канцелярия.

Посмотрите на схему и ответьте на вопрос Какой цели служила эта канцелярия? Укрепление роли государственного аппарата



В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М. Сперанского. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов. Сперанский выполнил работу за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г.- Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В.П. Кочубея. Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу ему не удалось.

Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила 90 тыс. человек

Николай I назначил министром финансов Ф.П. Вронченко, и когда великий Князь Михаил Павлович выразил на этот счет удивление, император сказа: «Полно, брат! Я сам себе министр финансов, мне только нужен секретарь для очистки бумаг». Вронченко совершенно соответствовал этой цели. Но для поддержания заведенного порядка потребовался заместитель, тому- еще один. И – пошло…» О чем говорит этот факт О бюрократизации - неоправданном увеличении числа чиновников

Органы III отделения были созданы на местах. В распоряжении шефа III отделения была создана вооруженная сила – корпус жандармов. Шеф генерал А.Х.Бенкендорф Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру.

Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С.С. Уваров. В 1826 г. принят «Устав о цензуре», названный «чугунным». Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило обнищание части дворян. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников. Эти меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.

Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.

Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П.Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ.

Главный пункт- введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы.

На стр.66 найдите какие реформы ещё были проведены для государственных крестьян.

Помещикам было дано решение освобождать крепостных без земли. 1842 г. указ об «обязанных» крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.

Крепостное право в России продолжало сохраняться.

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях. Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России.

С.А. - Пьса начинается гениальной фразой : «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет Ревизор».

Слова предельно динамичны, они не просто сообщают о чём- то важном, но своей звукописью вовлекают в действие. Какие звуки здесь повторяются?(звук «Р», подобно раскатам грома предупреждает о чём-то непредвиденном и это расплата за грехи.

С.Г. – А кто такой ревизор ? Лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.

С.А: Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (чувство страха Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Страх перед ревизором получает реальное обоснование.

?: Почему все боятся ревизора? (дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть грешки, все боятся кары, возмездия за свои грехи)

Какие указания даёт чиновникам городничий, чтобы обезопасить себя? (все усилия направляются на реальное исправление недостатков, которыми полна жизнь города)

Групповая работа с документами (каждая группа получает отрывок из ист.документа и ищет проблемы в первом действии комедии) по алгаритму:

  1. Сфера жизни уездного города

  2. Сравнить должностные обязанности и реальные дела чиновников

  3. Обозначить проблемы города

1 группа

Постановление «Об устройстве училищ (24 января 1803 г.)»

5. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

6. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.
7. Смотрители уездных училищ определяются Университетом непосредственно или по представлению губернского Директора училищ. Они состоят в 9 классе, если выше чинов не имеют.
8. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся. В прочем они и сами в том, что принадлежит до благоустройства приходских училищ, в помещичьих селениях, могут требовать пособия от помещиков и содействия от уездного предводителя дворянства.



2 группа

Попечитель богоугодных заведений.

В соответствии с Учреждениями 1775 г. на местах создавались приказы общест­венного призрения. В их ведении находились учреждения общественного приз­рения, или богоугодные заведения.

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народ­ных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугод­ных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престаре­лых, куда расходуются государственные средства.

Богоугодные заведения создавались преимущественно в крупных городах, в то же время во многих уездных городах они отсутствовали. Все богоугодные заве­дения находились в ведении Медицинского совета, который находился в подчи­нении Министерства внутренних дел.

3 группа

Судья.

Судебные должности были выборные.

Губернские дворянские собрания избирали уездных исправников и уездных судей, а также и заседателей от дворян в различные судебные учреждения.

«Желая дворянству явить новые знаки своего монаршего благоволения», император Николай 1 предоставил выбору его не только некоторых членов, но и самих председателей судебных палат (1831г.).

Уездный суд являлся первой судебной инстанцией для решения сравнительно мелких уголовных и гражданских дел; он окончательно разрешал иск на сумму ниже 30 рублей, а также некоторые уголовные дела (о бродягах и беглых).

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

4 группа

Почтмейстер

Из словаря В.Даля.

Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.

2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжаю­щим по почте лошадей.

Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге нахо­дился на Почтамтской улице.

Почтамт, в столицах, заведует губернскими почтовыми конторами; им управ­ляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.

Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой.

Выступление по группам

Проблемы города

  • взяточничество

  • казнокрадство

  • низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством

  • скотская грубость перед низшими чинами

  • самоуправство

  • произвол

  • безнаказанность

  • мошенничество

  • подобострастие

  • вмешательство в личную жизнь


Сделайте вывод о состояние уездного города накануне приезда ревизора.

Групповая работа с документами (каждая группа получает чиновника из комедии) и заполняют таблицу :

Характеристика героев комедии «Ревизор»

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Пороки

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский










Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин







Артемий Филиппович Земляника










Иван Кузьмич Шпекин










Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

ПОРОКИ

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят



ВЫВОД: Всех чиновников в городе объединяет одно: каждый из них рассматривает свою государственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачивая никаких усилий. Поведение чиновников предопределено одной-единственной страстью — приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство.

Ещё стоит обратить особое внимания на немаловажного персонаж. Попробуйте по фотографиям актёров в гриме определить героев. Это Хлестаков. Анализируя образ выявим положительное в герое и отрицательное.

Дополним портрет отрывком экранизированного спектакля.

(Мы видим , что Хлестаков не вынашивает никаких планов, не ведёт никакой интриги – для этого у него мало хитрости и слишком много простодушия. Лишь только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли за гос. чиновника. Ситуация, в которой он оказался, вдруг дала простор для сдерживаемых желаний. Он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал почести, которые полагались ему по праву.

? Почему чиновники верят подобным глупостям, таким как арбуз стоит семьсот рублей, суп , сваренный в Париже, везут на пароходе?

О. –Глупости говорит не кто-нибудь, а сам вельможа!

? Верит ли сам Хлестаков , что его персона вызывает страх у окружающих? Найдите реплику Х. –ответ на вопрос.

(Он говорит уже не только начальственными окриками распекательного тона, он отрывисто кричит на них, а ведь они и старше и чиновнее его, но они сделали себе из него кумира, которому позволено всё.) Гогольпоказал, как создаются настоящие значительные лица – нелепой ошибкой, глупым страхом среды, творящей себе кумира.



Положительное


Отрицательное


каждый день доставай билеты в кеятр”; 

молодой человек лет 23-24; 

одет по моде; 

знаком с русской и зарубежной литературой; 

умеет увлечь слушателей; 


профинтил денежки”; 

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”; 

продаёт всё до последней рубашки”; 

делом не занимается”; 

гуляет по прешпекту”; 

не платит в трактире; 

труслив; 

высокомерен, нагл, груб со слугой; 

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице; 

придумывает небылицы; 

Обратим внимание на фамилии персонажей: У ездного лекаря фамилия Гибнер- больные у него вправду гибнут.Характерны фамилии полицейских: Уховёртов –(словно только и делает, каквертит за уши провинившихся). Свистунов – основная функция работы свистеть, чуть что. Держиморда-(наглый, грубый, драчливый), Пуговицын – как будто глаза оловянные пуговицы.Хлестаков

Как же происходит первое знакомство? (Со слов Осипа).

Что узнаем? (Хлестаков не ревизор).

Что узнаем о Хлестакове? (“Елитратишка простой”, “делом не занимается”, “в картишки играет”).

Для чего это нужно? (Мы знаем, а город – нет).

Вывод: ничтожество приняли за важную персону.



Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова! “Я везде, я везде”. Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас). Есть ли Хлестаковы среди вас? Гоголь писал: “Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “Хлестаковщина “

В издании 1842 года смысл последней сцены уточняется эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но зеркало – это и сама гоголевская комедия. Учтем, что слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» - едва ли не могут быть обращены к чиновникам, так же они поражены, «обесточены» известие о появлении ревизора. Гоголь хочет, чтобы зритель, увидев в комедии, как в зеркале всю неправедность своей жизни.

Немая сцена возникает неожиданно как гром среди ясного неба. Неясно исправятся ли герои, восторжествует ли справедливость в результате действий настоящего ревизора. Эти вопросы оставлены без ответа. Поэтому и возникает гротескный образ окаменения: то же чувство страха, которое двигало персонажами, заставило их в роковую минуту застыть навсегда.



сделал шаг к правде о себе самом: «Разве все, до малейшей, излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека?

Разве все это накопление низостей, отступления от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, что требует от нас закон, долг, справедливость?» («Театральный разъезд», Н.В. Гоголь).

При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.

«Да благословит вас Бог, а я не виноват!» - вот жизненное кредо Хлестаковых и Городничих.

– Кто же прав в оценке пьесы: кто обвинял Гоголя или кто восторгался его комедией?

С.Г. – Вернёмся в 1836 год, вспомним реакцию Николая на премьеру «Ревизора» и консервативную критику в печати. Работа в группах Вам нужно написать статью в защиту Н.В.Гоголя для газеты «Петербургские ведомости» 1836 года.



Каждая группа зачитыват статью.

Оцените и отдайте «5» авторам лучшей статьи.