Организационный момент | Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь, словарь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | (Метод: беседа; прием: проблемная беседа) - Добрый день, садитесь. Рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке развития речи! Сегодня мы с вами окунемся в увлекательный мир детской литературы. Вы много прочитали к этому времени. У многих из вас уже сложился свой читательский вкус. Многие из произведений навсегда поселились в ваших сердцах! Кто не знает великого русского сказочника А. С. Пушкина и его сказки? А кому не знаком Джонатан Свифт с его Гулливером – великаном или А. С. Грин и его «Алые паруса»? Безусловно, эти имена знают все! Сегодня мы попытаемся выступить в роли литературоведов и попробуем написать отзыв на одну из понравившихся вам книг. Вам данный урок необходим для того, чтобы уметь самостоятельно создавать письменное произведение, называемое отзывом. Ведь в современном мире важно уметь грамотно выстраивать свое высказывание. Итак, мы будем работать на отдельных листочках, в правом верхнем углу запишите свою фамилию, класс, на первой строчке – дату, вид работы (пятнадцатое сентября, классная работа), оставить строчку для темы. -По одежке встречают - по уму провожают. О чем говорит данная пословица? -Соотнесите данное суждение с книгой. Насколько важно учитывать оформление детских книг? -Какие книги читаете? -По каким критериям отбираете? -Какие структурные элементы книги вам известны? -Перед вами две детские книги. Рассмотрите их и сравните, какая из них на ваш взгляд более интересна для чтения? В ответе на вопрос вы должны аргументировать свою точку зрения учитывая оформление, содержание, наличие аннотации, предисловия, иллюстраций (работа в группах). (Ученикам представляются для сравнения издания детских книг богато иллюстрированных и без иллюстраций) | Учащиеся рассматривают детские книги, анализируют наличие риторических компонентов, отвечают на поставленные вопросы в группах (по 5 человек). |
Целеполагание и мотивация. | В ходе урока озвучиваются цели: - знать основные компоненты книги; - уметь узнавать риторические элементы книги; Совместно с учащимися формулирует тему урока, предлагает записать её в тетрадь. -Итак, можем сформулировать тему нашего урока: Встречаем книгу по одежке. | Определяют и осмысливают цели урока. Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке. |
Формирование знаний | -Какие выводы вы можете сделать из проделанной работы? -О каких компонентах детской книги вы не имеете представления? -Помогают ли структурные компоненты сформировать собственное мнение об этой книге? -Как на практике мы можем высказать свое мнение об этой книге? -В каких ситуациях нам необходимы знания об элементах книги? -Да, это отзыв. Дадим определение отзыву. Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, ваши читатели должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно ее прочитать. Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит: 1) Сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, описание структуры книги, адресата, наличие иллюстраций, есть ли аннотация, предисловие; 2) Тезис – мнение читателя о книге; 3) Вывод – общая оценка книги. -На партах перед вами глоссарий, в котором даны определения основным риторическим понятиям, составляющим детскую книгу. Сопоставительный анализ. | - Называют элементы книги: обложка, форзац, титульный лист, суперобложка, выполняя упражнение. - Объясняют смысл пословицы и делают вывод о том, что книгу выбирают по красочной обложке, а оценивают по содержанию. -Эти сведения необходимы, когда мы хотим порекомендовать книгу другу, читателям. -Отзыв. - работают со слайдами из презентации. -приходят к выводу, что отзыв о книге – это характеристика книги по ее содержанию и отношение к ней читателя. Устно анализируют данные образцы книг, называя структурные элементы детской книги. Обращают внимание на содержание предисловий (часто детские книги начинаются подобным обращением «Юный друг!»); аннотаций, содержания, иллюстраций. Дают устный портрет книги (прием: устное словесное рисование). |
Формирование умений. | -Перед вами пример отзыва о книге, включающий элементы риторического анализа книги. Ваша задача заключается в том, чтобы проанализировать данный текст. Есть ли в данном тексте субъективная оценка? Можно ли назвать данный текст отзывом? (Раздаточный материал. Задание: Подчеркните в отзыве описание структурных элементов книги) Предлагает составить план к отзыву о книге. -Далее составим план нашего отзыва. | Опираясь на глоссарий, лежащий на партах, заполняют таблицу, анализируя предложенные книги. Структурный элемент | Наличие Элемента (+/-) | Функция элемента книги | Требования к элементу | 1.Переплет (обложка) | | | | 2.Суперобложка | | | | 3. Форзац | | | | 4.Титульный лист | | | | 5.Выходные данные | | | | 6.Аннотация | | | | 7.Содержание | | | | 8.Предисловие | | | | 9.Послесловие | | | | 10.Иллюстрация | | | | Таблица №1. «Анализ структурных элементов детской книги». (Образец раздаточного материала – Приложение 1) Совместно с учителем составляют план и записывают его в тетрадь. (Приложение 2) |
Проверка уровня сформированности знаний и умений | Организует работу учащихся по применению знаний. Предлагает придумать название сочинения. Предлагает устно составить примерный текст сочинения. | Озаглавливают сочинение. (Книга, которая потрясла меня. Книга – мой лучший друг. Любимая книга. и др.) Приложение 2. Создают черновой вариант текста сочинения. |