МКОУ «ООШ с. Бескес»
Внеклассное мероприятие
Автор:
учитель начальных классов
Болдырева Н.Н.
Тип урока: познавательная игра.
Форма: имитация суда.
Цели: развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;
формирование у учащихся гражданской позиции;
- воспитание чувства ответственности за судьбу Родины
-дать учащимся конкретное представление о величине экологической проблемы, нависшей над человечеством,
Попытаться пробудить чувство сопереживания , ответственности перед окружающей средой, чувство доброго хозяина по отношению к природе ;
Продолжить работу по самостоятельному сбору материала и наглядности для выступления, умению выступать перед большой аудиторией.
Ход урока.
1 слайд
2 слайд «Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля».
(Антуан де Сент. – Экзюпери).
3 слайд
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве земной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо,
Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету.
4 слайд
Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!
К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями.
А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком.
- Секретарь: Встать, суд идет!
5 слайд Судья: Сегодня рассматривается дело №1 по обвинению человечества в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших. Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин обвинитель.
Арина- Земля- Обвинитель:
От имени зверей и трав, птиц и рыб, деревьев и мхов, от имени всех живых существ на Земле я обвиняю тебя, Человек разумный, в твоих злодеяниях на планете Земля на протяжении тысячелетий
Ваня-Адвокат: Позвольте, позвольте, но зачем же ворошить прошлое, кто старое помянет, тому глаз вон!
Сергей-Судья: Господа, прошу уважения к высокому суду и друг к другу. Не перебивайте, пожалуйста. Давайте выслушаем сторону обвинения. Прошу вас, господин обвинитель.
Максим-Обвинитель: Спасибо, ваша честь. Так я осмелюсь продолжить. Первобытный человек поклонялся природе, обожествлял ее, чего нельзя сказать о, так называемом, цивилизованном человеке.
Слайд-6 Арина-Земля
Стали люди сильными, как Боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?
Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека:
Слайд 7 Арина и Максим
каждый день фауна земного шара становится беднее,
каждую неделю мы навсегда теряем 1 вид растения,
каждую минуту вырубается 20 га тропических лесов
каждому пятому виду зверей, птиц, каждому четвертому виду рыб грозит опасность,
каждый третий гектар пашни подвержен эрозии,
безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.
Мне кажется, уже ничего нельзя сказать в оправдание обвиняемого. Не так ли?
- Адвокат: Я считаю, что обвиняемый заслуживает снисхождения и прошу обратить внимание на ту ситуацию, в которой оказался мой подзащитный. Ведь он действовал не столько по велению сердца, сколько под напором цивилизации. И это было вне его воли.
- Судья: Есть ли у Вас доказательства или свидетели, подтверждающие правоту Ваших слов.
- Адвокат: Доказательства? Пожалуйста. Развитие промышленности, гигантский выпуск автомобилей, холодильников, стиральных порошков, одежды, обуви и т. д., в которых так нуждается человечество .стимулировало наступление на природу.
Ведь мой подзащитный делал все для улучшения жизни человека.
Разве это не убедительное доказательство?
Слайд 5
-Судья: Высокий суд не считает это убедительным доказательством. Пожалуйста, сядьте. Есть ли доказательства и свидетели у стороны обвинения.
-Обвинитель: О, да! Ваша честь! Я представлю суду свидетелей и доказательства моей правоты в обвинении Человека.
-Судья: Извольте приступать, господин обвинитель, Высокий суд слушает Вас.
- Обвинитель: Я благодарю Высокий суд. Прошу вас, господа – свидетели.
- Свидетели:
Земля: загрязнение воздуха-заводы, машины, дым, отравляющий атмосферу.
На рубеже 70х-80х годов хх столетия человечество осознало, что оно стоит перед угрозой гибели в результате глубокого экономического кризиса. Наш район - не исключение. В нем такие же проблемы в экологическом состоянии, как и по всей стране. Поэтому эту работу я посвятила экологическому состоянию Урупского района. Это моя малая родина, это место, где я родилась и выросла.
Промышленное развитие района невелико. Население занимается добычей полезных ископаемых и их обогащением. ( Урупский медно- обогатительный комбинат) идет добыча гранита, песчаника.
Судья: Спасибо. Суд учтет все факты и вынесет справедливый приговор. Господин адвокат, можете ли Вы сказать, что-либо в защиту своего подопечного?
-Адвокат: Да, ваша честь, могу. Я понимаю негодование обвинения и согласен с ним: человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает снисхождения! Ведь человек вынужден воздействовать на природу, бы выжить, чтобы прокормить более, чем 6млрд. человек. Нам нужны новые заводы для того, чтобы у нас была одежда и всё другое. Позвольте вызвать свидетеля защиты!
Секретарь: вызывается свидетель защиты!
Адвокат: представьтесь, пожалуйста.
Никита: я – инженер и хочу сказать, что человек осознал угрозу природе, стал переходить к экологической политике, создал новые разделы науки – геоэкологию, например, ведется серьезная работа: *приняты природоохранные технологии,
*разрабатываются долгосрочные программы улучшения окружающей среды
Сейчас я покажу вам фильтры для очистки воздуха.
А это человечество изобрело транспорт экологически чистый.
Судья: продолжаем. Человечество обвиняется в загрязнении воды! Земля-матушка Вам слово!
Земля: вы загрязняете воду!
Прокурор: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктик и нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя.
Использование воды для хозяйственных целей - одно из звеньев круговорота воды в природе.
Потребности промышленности на 23% удовлетворяются за счет забора воды из наших рек. В основном воду использует ГОК.
В основном наши реки используют для питьевого водоснабжения. Из-за слабого развития земледелия отсутствует орошение. Из документов администрации района, исследованных мною во время проведения работы я узнала, что основными принципами питьевого водоснабжение в районе являются:
1 Районные гарантии первоочередного обеспечение питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья.
2 Районный контроль за состоянием водных источников и их использований.
3 Обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжение на основе единых стандартов.
4 Учет и платность питьевого водоснабжения.
В основном люди в нашем районе используют воду из колодцев, родников. Жители поселка Медногорский,
Ст. Преградная, а. Кызыл Уруп, п. Теплый используют очищенную воду р. Уруп. Но очистные сооружения функционируют не на должном уровне из-за износа оборудования. Степень загрязнения рек протекающих в районе незначительна. Сильная загрязненность проявляется у этих рек при выходе на равнину, хотя загрязнение рек незначительное, это не говорит о том, что они не безопасны людям.
Судья: у Вас есть свидетели?
Прокурор: да
Секретарь: вызывается свидетель обвинения-водяной
ВОДЯНОЙ
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки
Болеют как старушки.
На дне моей квартиры –
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
Ребята, помогите!
Судья: Человечество-что вы можете сказать об этом? Вы признаёте свою вину!
Вера: да признаю, что недобросовестные владельцы заводов сбрасывают ядовитую воду и мусор в воду!
Адвокат: позвольте господин судья! Сейчас введены системы штрафов, вводятся охраняемые территории. Позвольте вызвать свидетеля защиты.
Инженер-Никита- человек изобрёл фильтры для очистки воды.
Вера: позвольте спросить у всех, а вы не бросаете грязную воду? Так вот вы сами не бросаете мусор в речку? Не сливаете грязную воду на землю?
Адвокат: так вот не все люди так делают.
Судья: продолжаем слушание!
Земля: вы, человечество обвиняетесь в уничтожении лесов.
Прокурор: (говорит по слайдам поочереди с Ариной)
Прокурор: господин судья позвольте вызвать свидетеля обвинения.
Секретарь: Прошу выйти свидетеля обвинения-лес.
ЛЕС:Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все звери и птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?
Лес – это лёгкие планеты.
Лес – активно преобразовывает химические атмосферные загрязнения.
Лес – образует самые большие экосистемы, в которых идёт накопление органических веществ.
Лес выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворных бактерий.
Лес – это целебные свойства.
В лесах нашего района произрастает около 100 видов плодово-ягодных растений, почти 200 видов съедобных, лекарственных и технических растений. Несмотря на промышленное развитие в районе, особенно ближе к Главному Кавказскому хребту.
В ряде мест идёт неконтролируемая заготовка ягод, грибов, лекарственных растений. Это ставит под угрозу исчезновение отдельных их видов.
В связи с высокими пастбищными нагрузками и неудовлетворительным уходом за сенокосом повсеместно продолжается деградация и обеднение растительного покрова, особенно естественных кормовых угодий.
Почти везде ведутся лесоразработки. Если лет 15 назад в районе было 2 лесничества, контролировалась рубка, то сейчас кроме этих лесничеств лесоразработками занимаются огромное количество нелегалов. Лес рубится беспощадно. А это меняется видовой состав растений, животных. А ведь мы часть Кавказского заповедника. На территории Лабинского ущелья создают у нас заказник, где охраняются редкие растения и животные.
В лесах, часто по вине человека возникают пожары.
Судья: Спасибо. Суд учтет все факты и вынесет справедливый приговор.
Господин адвокат, можете ли Вы сказать, что-либо в защиту своего подопечного?
Человечество: я признаю, что многие люди ведут себя плохо, но не все.
Адвокат: сегодня создаются общественные организации в защиту природы, создана Красная книга, где указаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и их нужно охранять силой государства, есть список ЮНЕСКО по охране Всемирного наследия культурных и природных памятников.
Человечество: говорит по слайдам: мы не можем жить так, чтобы совсем не рубить деревья! Например: топим печки, делаем мебель, даже одежду и другие материалы.
Адвокат: (по слайдам) создана служба МЧС, люди сами собирают мусор в лесу. Только вот я удивляюсь, а кто же его тогда разбрасывает?
. Я привел эти доказательства, Ваша честь, в пользу того, что человек понимает угрозу природе и предпринимает немалые усилия, чтобы улучшить ее состояние.
Судья: Высокий суд выслушал обе стороны: обвинение и адвоката человека. По закону обвиняемому полагается последнее слово.
Человек: Я слушал аргументы «за» и «против» себя и своей деятельности на Земле. Все, что я сделал, все перед вами – хорошее и плохое! Я не буду оправдываться. Я прошу прощения у природы у Земли за огромный ущерб, иногда невосполнимый. Я признаю, что мало делаю по охране окружающей среды.
Судья: Какое решение нам принять? (Совещаются). Прошу внимания!.
Итак, наше судебное разбирательство закончилось. Приговор наш таков:
Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.
Земля: Прошу слова! Почему мы всегда кого-то обвиняем? Давайте поможем человечеству! Птички! Летите и несите семена деревьев и кустов! Ветер! Приказываю тебе неси семена трав!
Прокурор: а что же могут сделать дети?
Человечество: а дети могут мечтать!
Адвокат: Давайте представим планету другую!
РИСУЮТ НА ДОСКЕ
СЛАЙД ДЕТИ МЕЧТАЮТ
Чтобы не было дорог
Заключение
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи!
Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай,
Вредителям - позор!
Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй! \
Литература
1. Крохмаль А.Г. Карачаево- Черкесия.
Эколого-географические проблемы.
Ростов-на- Дону: изд-во РГУ, 1999
2. Кульчаев Э.М. Социально-экологические проблемы
выживания Северного Кавказа.
Пятигорск, 1996.
3. Лацко Р.И. Экологические проблемы окружающей среды.
Прогресс, 1979.
4. Савельева В.В., Серебряков А.К. Природа Урупского
района. КЧАО Ставрополь: СГПУ, 1986.