СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционного занятия "Конструирование из счетных палочек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Конструирование из счётных палочек» разработано в соответствии с тематическим планом адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 – го класса по курсу «Развитие зрительного восприятия» для слабовидящих обучающихся, вариант 4.2.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного занятия "Конструирование из счетных палочек"»

Управление Народного Образования МО «Якшур – Бодьинский район», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Якшур – Бодьинская школа – интернат», Шишкина Татьяна Юрьевна, учитель - дефектолог

Аннотация к тематическому занятию

«Конструирование из счётных палочек»


Коррекционно – развивающее занятие по теме: «Конструирование из счётных палочек» разработано в соответствии с тематическим планом адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 – го класса по курсу «Развитие зрительного восприятия» для слабовидящих обучающихся, вариант 4.2. Данная тема включена в раздел «Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения». Занятие подгрупповое, для детей с разной степенью миопии, гиперметропии, сходящемся косоглазии и амблиопии. В кабинете на полу ковровое покрытие. Ребята занимаются в носках.

Вся организация учебного процесса на коррекционно – развивающем занятии является здоровьесберегающей:

-соблюдается режим зрительной нагрузки;

-нестандартно построен учебный процесс на занятии (носит творческий характер), прослеживается дифференцированный подход в обучении, сочетаются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы обучения, организовано игровое моделирование учебного процесса;

- занятие проводится в режиме «динамической позы», т.е. смены позы «сидя», «стоя», передвигаясь по всему кабинету;

- наглядный и дидактический материал соответствует требованиям к наглядности слабовидящих детей (изображения на матовой поверхности, контрастный фон, крупный шрифт Аrial 18 - 60 кегль, чётко выделены контуры изображения) и способствует активизации инициативы детей, применяются тифлотехнические средства (очки, вертикальные подставки для лучшего рассмотрения при миопии и сходящемся косоглазии, световой стол с цветовыми пластинками для различения и смешивания цвета);

- в начале занятия проводится игра - приветствие для создания эмоционального настроя, здесь же проводится пальчиковая гимнастика и массаж стоп;

- проводится физкультминутка для отдыха всего организма, коррекции осанки и профилактики детского сколиоза, а также дыхательная гимнастика;

- проводится гимнастика для глаз;

- применяются в работе массажные коврики для профилактики плоскостопия и массажа стоп;

- созданы санитарно – гигиенических условия: мебель (столы и стулья) соответствуют росту детей, регулируются по высоте, освещение комбинированное (дополнительно имеются настольные лампы) соответствует нормам Санпин для слабовидящих детей, регулярно по графику проводится проветривание кабинета;

- на протяжении всего занятия – благоприятный эмоциональный климат.

Таким образом на занятии использованы игровая и здоровьесберегающая технология, что позволяет равномерно во время коррекционного занятия распределять различные виды заданий; способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении предмета.

Данная разработка может использоваться учителями – дефектологами (тифлопедагогами), воспитателями школ – интернатов для слабовидящих детей.




Конспект коррекционного занятия

Ф.И.О. педагога: Шишкина Татьяна Юрьевна

Должность:учитель – дефектолог (тифлопедагог)

Полное название ОО: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Якшур – Бодьинская школа – интернат»

Тип занятия:изучение нового материала

Коррекционно- развивающее занятие по курсу: «Развитие зрительного восприятия»

Класс: 2, вариант: 4.2

Тема занятия: Конструирование из счётных палочек

Цель: формирование навыка конструирования из счётных палочек

Задачи:

  1. Образовательные: учить анализировать образцы конструкций, собирать по образцу предметы из счетных палочек, понимать значимость конструирования из счётных палочек, закреплять понятие «конструирование», формировать умения узнавать геометрические фигуры на рисунке-образце;

  2. Коррекционно – развивающие: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, коммуникативные умения, пространственную ориентацию при составлении из счетных палочек, развивать восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), умение и навыки конструировать, развивать логическое мышление, внимание, память.

3.  Воспитательные: воспитывать творческую активность, прививать навык аккуратности в работе, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Формировать познавательный интерес, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.

  • оценивать свою деятельность;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки своих действий под руководством учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • развивать зрительное восприятие как перцептивный познавательный процесс;

  • развивать зрительно-пространственное восприятие;

  • анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина,);

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роли зрения;

  • строить несложные цепочки логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Предметные результаты:

  • самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, узнавать и называть геометрические формы;

  • оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;

  • конструировать предмет из счетных палочек, составлять целое из частей предметного изображения;

  • соблюдать правильную осанку во время работы; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять свою работу по образцу, учиться правильно оценивать своё отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.

Оборудование: счетные палочки разных видов, коробки для развития тактильного восприятия, доска на ковролиновой основе, макет ракеты, образцы для конструирования, карточки с заданиями, карточки на липучках для составления кластера, карточки на липучках и фетровая основа, массажные коврики.

Тифлосредства: очки, настольные лампы, подставка для вертикальной демонстрации плана работы и образца ракеты, световой стол, цветные пластинки.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивационно-целевой этап

Проводит игру для организации эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на занятии. Для начала проведём небольшую игру – приветствие «Ладошка». Встаем на массажный коврик (Массажные коврики образуют круг.). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Вводит сюрпризный момент в работе. Предлагает тактильно рассмотреть содержимое коробок.

- Перед вами волшебные коробки. (Коробки лежат на столе). Сегодня их три. У каждого своя. Посмотрите, что же там внутри. Смотрим руками. Что это? Из какого материала сделан предмет? Проверяем. (В каждой коробке разные счётные палочки. В первой – обычные пластмассовые, во второй - деревянные на липучках, в третьей - палочки, сделанные из липучек).

Создаёт ситуацию неполноты знаний.

- Для чего нужны счетные палочки? Что можно ещё с ними делать?

Как называется этот процесс? Процесс складывания деталей, процесс создания целого из частей. (Конструирование).

Попробуйте назвать тему нашего занятия. (После правильного ответа детей вывешивает название занятия на ковролиновую доску). Что будем делать на занятии? Садимся за стол, проверьте сразу свою осанку, ноги поставьте на коврики. (Под столом тоже массажные коврики).

Выполняют упражнение - приветствие.















Обследуют предметы в коробках. Отвечают на вопросы.








Выдвигают свои варианты, предположения (с помощью палочек можно считать, строить фигуры, конструировать)




Формулируют тему занятия, ставят цель учебной деятельности. («Конструирование из счётных палочек». Будем конструировать из счетных палочек)

Ориентировочный этап

Совместно с детьми планирует деятельность, а также средства её осуществления. -Ребята, а как вы считаете, нужно ли заниматься конструированием из счётных палочек. Может быть это бесполезное занятие? Чем полезно? Что развивает? Как это выяснить?

- Давайте докажем это, выполнив задания. А может быть ещё найдём полезные свойства конструирования из счётных палочек.

Пытаются ответить на вопросы. Высказывают свои предположения.

Конструирование из палочек развивает зрительное восприятие,

мелкую моторику (способность выполнять точные движения руками, пальцами)

ориентировку в пространстве,

логическое мышление,

воображение, память, внимание)


Поисково-исследовательский этап

- Мы отправляемся с вами в сказочное путешествие. А на чем узнаете, отгадав загадку.

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звезд.

(Ракета)

(Учитель показывает макет ракеты.)

Как узнали, догадались? Какие слова в загадке помогли вам узнать? (Понесётся до звезд)


Организовать работу с демонстрационным материалом

- Из чего состоит ракета? (Ракета состоит из нескольких частей. Они имеют свои названия.

Нижняя часть – первая ступень. На первой ступени есть боковые блоки. На что они похожи? (На хвост). Вторая ступень, третья ступень и космический корабль, похожий на нос.

-Чтобы полететь на сказочную планету, необходимо сделать ракету по образцу (Показывает чертеж, образец ракеты).

Давайте вспомним, как мы конструируем по образцу. Вспомним план (алгоритм). (Учитель выдает 4 карточки из картона на липучках, на них написаны пункты плана. Необходимо распределить их по порядку и расположить на ковролине.)

Совместная работа по плану.

  1. Анализирование образца.

- Что значит проанализировать образец?

- Скажите в форме каких геометрических фигур каждая часть ракеты на образце?

(1 ступень - в виде квадрата и двух треугольников, 2 ступень- в виде квадрата, 3 ступень - в виде квадрата, космический корабль - в виде треугольника)

- Сколько всего необходимо палочек. (Всего 19 палочек. Первый пункт плана выполнили?


Какой следующий пункт плана?

  1. Выбор нужного материала.

- На образце ракета из черных палочек. А мы будем делать из цветных.

- Сегодня будем работать с необычными палочками. Обратите внимание на концы этих палочек. Обследуйте и скажите, что заметили. (С одной стороны на концах палочек поверхность мягкая, с другой – жесткая. Так палочки прикрепляются друг с другом.)

1–ю ступень нужно будет сделать синего цвета.

Сколько понадобится палочек? (8 палочек синего цвета). Выберите 8 палочек синего цвета.

2-ю ступень нужно будет сделать такого цвета, который получается при смешивании красного и желтого (оранжевый). Какой это цвет? Проверьте свой ответ на световом столе с помощью цветных пластинок. Сколько понадобится палочек? Выбирайте. (3 оранжевые палочки)

3-ступень – такого цвета, который получается при смешивании синего и красного (фиолетовый) (3 фиолетовые палочки). Какой это цвет? Проверьте свой ответ на световом столе с помощью цветных пластинок. Возьмите их из корзины.

А космический корабль – такого цвета, который получается при смешивании синего и желтого (зеленый) (2 зеленые палочки). Какой это цвет? Проверьте свой ответ на световом столе с помощью цветных пластинок. Возьмите из корзины. Выполнили второй пункт плана?

  1. Раскладывание как на образце.

- Начинаем раскладывать по очереди. Распределите между собой работу и сделайте свои заготовки. Соединяем части.

  1. Проверка. Сравнивание с образцом.


- Ракета готова. Можете сказать, для чего полезно конструирование из счетных палочек?











Физкультминутка. Отправляемся в полет. Встаем друг за другом, беремся за плечи. Выпрямили спины. (Учитель встает первый с конструированной из счётных палочек ракетой). Начинаем обратный отсчет 3-2-1 – ПОЕХАЛИ! (Включается звук ракеты. Выполняется ходьба змейкой по всему кабинету)

Прилетели. Ракету прицепим на доску.

Отгадывают загадку. Говорят, по каким признакам догадались.












Высказывают предположения.










Работают в группе, составляют план. (Предложенные пункты плана распределяют в зависимости от последовательности действий)

1.Проанализировать образец.

2.Выбрать нужный материал.

3.Разложить их как на образце.

4.Проверить, сравнить с образцом.


Отвечают на вопросы. (Проанализировать образец, значит, определить, из чего сделан предмет, сколько понадобится частей, какого цвета и размера части, как они расположены)








Выказывают свои предположения, проверяют свои ответы на световом столе. Готовят необходимое количество цветных палочек.





























Строят ракету по образцу. Затем проверяют, сравнивают с образцом.

Каждый из ребят делает свою часть ракеты. По очереди комментируют ход своей работы.

(Беру 2 синих палочки, кладу их вертикально.

Беру 2 синих палочки, кладу их горизонтально и т.д.)


Высказывают свои предположения. Составляют кластер из пиктограмм.


Выполняют физкультминутку. Следят за своей осанкой.

Практический этап

Закрепить умения конструировать из счётных палочек, а также решать логические задачи со счетными палочками.

- Ребята, мы прилетели на необычную планету. Посмотрите, эта планета пока пустая. Сейчас мы построим здесь сооружения.

(Выдается карточка и образец к ней). Прочитайте и выполните первую часть задания.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

Физкультминутка для глаз.

А вот и жители планеты. (Показывает круг из фетра на липучке и приклеивает её на квадрат, который находится по середине.)

Проследите глазами их путь.

- Левый верхний угол, нижний левый угол, правый нижний угол, 1 клетка вверх, 1 клетка влево. Где будет находится человечек? (По середине).

- Выполните вторую часть задания.

Для тех, кто выполнил задание раньше, выдаёт дополнительную карточку.

- Чем же еще полезно конструирование?

Конструируют из счётных палочек по образцу самостоятельно.









Выполняют гимнастику для глаз. Решают логические задачи. Дополняют кластер.

Рефлексивно-оценочный этап

Сделать вывод и подвести итог, как работала группа на занятии, отметить работу обучающихся.

- Ребята, нам пора возвращаться из этой страны. Что вы узнали в этой стране? Чем занимались?

Какое открытие для себя сделали? Чем полезно конструирование?

- Перед вами лестница из 3-х ступеней. Вам нужно выложить первую букву вашего имени и поставить ее на одну из ступеней. Если вы считаете, что хорошо потрудились и все у вас получилось, поставьте свою букву на самую высокую ступень, если что-то не получилось – на вторую ступень, если было очень трудно, совсем ничего не получилось – на нижнюю ступень.

-Вы хорошо потрудились. Показали и доказали, что конструирование очень полезно. Молодцы! Посмотрите еще раз в коробки. (В коробки положены небольшие подарки – плитки шоколада).

Подводят итоги занятия, оценивают свою работу. Конструируют первые буквы своего имени.













































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Игра – приветствие «Ладошки»


Поднимите все ладошки (Поднимают руки и встают на носочки.) И потрите их немножко (Трут ладошки и поочередно поднимают пятки ног.) Дружно хлопните раз пять: 1-2-3-4-5 (Хлопают в ладоши и шагают на месте.) Продолжайте потирать! (Поворачиваются к соседу и жмут руку.) Мой сосед такой хороший – Я ему пожму ладоши. (Поворачиваются к соседу и жмут руку.) И другой сосед хороший – и ему пожму ладоши. (Поворачиваются к другому соседу и жмут руку.) Руки вверх поднять пора. (Поднимают руки вверх и встают на носочки.) Дружно скажем все: «Ура!»



























ПРИЛОЖЕНИЕ 2




  1. Из палочек сложи фигуру, показанную на рисунке. Сколько всего квадратов получилось?

  2. Сними 4 палочки так, чтобы осталось 3 малых квадрата и 1 большой.



Переложите 1 палочку так, чтобы пример был решён правильно: 9 - 5 = 8