СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект литературного чтения во 2-й классе по теме: «Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока литературного чтения во 2-й классе по теме: «Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект литературного чтения во 2-й классе по теме: «Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок»»

ГБОУ «МЕТАЛЛИСТОВСКАЯ ШКОЛА ИМ.
Н. ОСТРОВСКОГО АМВРОСИЕВСКОГО М.О.»







Конспект

открытого урока литературного чтения

во 2-й классе

по теме:

«Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок»







Подготовила:

учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Белан М.Н.


















п. Металлист 2025 г.

Конспект урока_____ литературное чтение во 2-й классе Дата_____

Тема: «Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок»

Тип урока: открытие нового знания.

Место урока: второй урок в теме.

Использование технологии АМО через системно-деятельностный и дифференцированный подход.

Уровень обученности школьников: средний

Форма учебной работы: классно-урочная.

Цель урока: 1)образовательная: обучение навыкам характеристики особенностей колыбельных народных песен (интонационного рисунка).

2)развивающая: развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения; формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

3)воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство гордости за свой народ, свою малую родину, интерес к чтению

 Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с колыбельными песнями, их возникновением с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочного усвоения программного материала;

  2. показать влияние колыбельных песен на чувства людей.

Результаты: личностные: приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора.

предметные: осознанно использовать при анализе и интерпретации текста изученные литературные понятия.

метапредметные:

— регулятивные: контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения;

— коммуникативные: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— познавательные: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого исследования текста.

У детей на парте: дневник, папка с материалом, простой карандаш, ладошки, звёздочки, толк словарь


Ход урока

  1. Организационный момент. (1мин.)

Приёмы АМО: («Поздоровайся локтями»…)

-Здравствуйте, ребята.

-«Поприветствуйте друг друга локотками». Слайд 2

- Вы наверное догадались, что у нас необычное занятие. Мы приехали на телевидение. Здесь уже ждут вас зрители, гости. Они пришли посмотреть на вас, какие вы большие и чему уже научились в школе.

-Повернитесь к гостям и «Поздоровайся глазками».



  1. Самоопределение к деятельности. (2 мин.)

(Учитель настраивает учащихся на урок. Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.)

- Сели ровненько, вспомнили правила «Как сидим на уроке»

Проверка д/з. Вашим домашним заданием было изобразить звуки весны в рисунках. Из работ, которые вы мне сдали, я сделала выставку, каждый рисунок получился замечательным и передал своё особое звучание весны. Молодцы, ребята!

- А мы сегодня отправляемся в путешествие с героями телепередачи «Спокойной ночи малыши». Слайд 3

-У каждого героя есть задания, но без вашей помощь они не могут их выполнить. Им очень нужна ваша помощь. В конце урока самых умных, внимательных, послушных ждёт сюрприз.

- Первый герой, который пришёл к вам в гости – это кто?…ЗАЯЦ –СТЕПАШКА

- Здравствуйте, ребята, предлагаю вам сначала сделать речевую разминку

Речевая разминка. Слайд 4

- Она есть на экране телевизора или у вас на листочках №1.

  • Давайте вместе прочитаем тихо и медленно произведение, чётко проговаривая каждый звук.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Ну а я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшинчик молока.

  • а потом громко и быстро.

  • А теперь будем читать отрывисто, как роботы.

  • И наконец, пропоём.

  • Какой способ воспроизведения подходит больше всего для этого произведения?

- Спасибо, ребята!

Отключить ИНТЕРНЕТ на ноутбуке!!!

  1. Актуализация (7 мин.) Слайд 5

(4 мин.)

  • Ребята, у кого из вас на партах лежат звёздочки, по очереди прикрепите, пожалуйста, их на наше небо, читая что на них написано (доска левая натянута синей тканью).

    Баю-баю, за рекой

    Скрылось солнце на покой.

    А у деткиных ворот

    Зайки водят хоровод.

    Заиньки, заиньки,

    Не пора ли баиньки?

    Вам под осинку,

    Детке — на перинку.

  • А скажите, что объединяет все эти названия? (Жанр. Все они являются фольклорными произведениями.)

  • Что такое фольклор (Устное народное творчество.)

  • У нас осталась неподписанной одна звёздочка. А вот какой жанр мы ещё не назвали…

Подсказку нам даст следующий герой. (А вот и ХРЮША)-Здравствуйте, ребята!


- Посмотрите на экран телевизора или у вас на листочках №2. Слайд 6

(3 мин.)

Целеполагание

  • Ребята, прочтите и скажите, что за произведение приведено на экране? (Колыбельная.)

  • Как вы догадались? (Её легко пропеть, она призывает ко сну, по некоторым словам, например баю-бай.). Давайте прочитаем напевая.


Звучит видео с караоке

Хрюша: - Спасибо. Ребята!


Постановка проблемы.

  • Составьте характеристику особенностей этой колыбельной, опишите её интонационный рисунок. (Не хватает знаний.)

  • Вы догадались какую тему будем изучать сегодня? (Открывается на доске тема)


(Приём «Ладошки». Учащиеся загибают пальчики. На каждом пальчике говорят свои ожидания: чему научиться, что запомнить, предполагаемая оценка за урок и т.д. Какие цели перед собой поставим?)

После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока. (Вывешиваются на доску ожидания, на каждый пальчик ладошки)


- Выявить особенности колыбельных народных песен

- Научиться выразительно читать и петь колыбельные песни

Чего вы ожидаете от урока?

- хороших отметок;

- новых знаний;

-сюрприз

  1. Открытие нового знания (10 мин.)


(3 мин.)


Рассказ учителя о колыбельной. Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку.

Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку.

А вот найти информацию о колыбели я просила некоторых из ребят.



(Рассказ подготовленных детей 1 ребёнок). Никита Слайд 7


Толкование слова «Колыбель» я нашел, обратившись к словарю Сергея Ивановича Ожегова.  

1. КОЛЫБЕЛЬ – это детская кроватка – подвесная (люлька) или качающаяся на округлых опорах.

Если говорят «С колыбели» – это значит в переносном значении – от рождения, с младенчества.

2. КОЛЫБЕЛЬ – это в переносном значении – место возникновения чего-нибудь.



(Рассказ подготовленных детей 2 ребёнок). Ева


Правильно сделанная и закреплённая колыбелька - долговечная, устойчивая и легко качалась.  А вот неправильная могла опрокинуться от неосторожного толчка. Вот поэтому за новой колыбелькой обращались к специальному мастеру. Если семья не могла позволить себе этого, то тогда колыбельку делал хозяин дома.

В качестве материала для изготовления использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для колыбелек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит, колыбельки никогда не делали.



(Рассказ подготовленных детей 3 ребёнок). Вика


Мамы желали своему ребёночку счастливой жизни. На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную. Колыбельную песню мама поёт не просто так. Наши предки считали, что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.


(2 мин.)

-Нас встречает КАРКУША, от неё следующее задание. Слайд 8

- задание у вас на листочках №3.

- Не забывайте правила работы в парах.

Работа в парах.

- Подойдите к однокласснику, который перед вами и поработайте в паре

  • Ребята, давайте попробуем дать определение колыбельной. Для этого вставьте в него пропущенные слова из слов для справок (вывешиваются слова с определениями колыбельной)…………………………

ПРОВЕРЯЕМ: - К какой группе жанров принадлежит колыбельная? (К фольклору.)

  • Колыбельная является чем? (Песней.)

  • Во время чего она исполняется? (Во время укачивания.)

  • Для чего она исполняется? (Для того, чтобы ребёнок заснул.)

  • Итак, какое определение у вас получилось? (учитель открывает на доске слова)

Колыбельная — это жанр фольклора, песня, которую исполняют во время укачивания для засыпания ребёнка.

- Просигнализируйте мне вашими ладошками у кой пары правильное определение получилось(зелёная- всё верно, жёлтая – была ошибка, красная- нужно постараться).

(5 мин.)

Ребята, многие особенности колыбельных песен как бы спрятаны в нашем определении. От какого героя следующее задание.

Вас встречает ПЁСИК ФИЛЯ, Здравствуйте! Давайте вместе попробуем отыскать особенности. Слайд 9

  • Во-первых, раз мы пели, значит колыбельная является чем? …песней. (учитель вывешивает на доске особенности)

  • Особенности колыбельных

    • Является песней

    • Наличие рифмы

    • Цель — убаюкивание

    • Использование повторов

    • Частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов

    • Частое использование образов природы

    А если это песня, то её строчки, как и у стихотворения, будут… (зарифмованы). (учитель вывешивает на доске особенности)

  • Во-вторых, к особенностям колыбельной мы можем отнести её цель. Какова она? (Убаюкивание.) (учитель вывешивает на доске особенности)

  • А теперь поищем особенности колыбельной на примере, в самом её тексте.

  • Прочитайте ещё раз текст. Что интересного заметили? (Повторы: баю-баю, заиньки.) (учитель вывешивает на доске особенности)

  • Что можете сказать о форме слов? (Много уменьшительно-ласкательных форм слова — заиньки, баиньки, детка.) (учитель вывешивает на доске особенности)

  • Что часто упоминается в колыбельной, какие образы? (Образы природы — солнце, река, осинка; животные — зайцы.) (учитель вывешивает на доске особенности)

Ребята, вот такой список особенностей у нас получился.

  1. Физкультминутка (2 мин.) Слайд 10

  2. Развитие умений. (5 мин.)

- Мы с вами говорили об особенностях колыбельной как текста. Но не забываем, что во времена своего создания народная колыбельная песня не предназначалась для чтения. Её только напевали. Поэтому очередной важной особенностью колыбельной является манера её исполнения, так называемый интонационный рисунок.


- Мы свами отправляемся дальше. Кто это нас встречает. От кого следующее задание?

МЕДВЕДЬ МИШУТКА Слайд 11

- Здравствуйте! Ребята, а что вы можете сказать об интонационном звучании колыбельных, какое оно? (Спокойное, тихое, размеренное, монотонное, мягкий тон голоса.)

(вывешивается на доску таблица)











  • Посмотрите на доску и скажите, из каких частей состоит интонационный рисунок колыбельных народных песен? (Из ритма, темпа и громкости.)

  • Ребята, а кто мне скажет, что такое ритм? Вы учили на уроках музыки? Что вам рассказывал учитель?

Ответ подготовленного ребенка. (Василиса)




  • А какой может быть темп? (Темп характеризует скорость пропевания. Он может быть медленным или быстрым.)

  • Ребята, нарисуем вместе интонационный рисунок колыбельных народных песен.

Для этого необходимо просто поставить зелёный кружочек в правильном месте. Например, если вы считаете, что ритм колыбельных неравномерный, то поставьте его под этой характеристикой.

Вывод:

  • Словами опишите подходящую для колыбельной интонацию.


Ответ учащегося: - Для колыбельной подойдёт равномерная, медленная и тихая интонация.

  1. Первичное применение. (5мин.)

Работа в группах.


Ребята, а теперь покажите нашим героям телепередачи «Спокойной ночи малыши» и нашим гостям чему вы научились на уроке.

- Вам необходимо выявить особенности колыбельной песни, доказать, что это колыбельная.

Прочитать выразительно напевая колыбельную. Колыбельная у вас на листочках №4.

Слайд 12

- Объединитесь в группы по цвету на партах. Не забывайте правила работы в группе!!! _Не забывайте провести словарную работу! Приступайте.



Группа №1

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Прилетели журавли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота — скрип-скрип…

Не будите у нас Ваню —

У нас Ваня спит, спит.


Группа №3

Люли — люли — люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте

На кровать,

Начинайте

Ворковать.

Люли — люли — люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье…

Спи на здоровье!



Группа №2


Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой.
Баю-Баю, птенчик — спать,
Будет мамочка качать.


Ночь пришла, пора всем спать,
Надо глазки закрывать.
Задремал петушок,
Спит и серенький коток.


Вышла, вышла маменька
И закрыла ставеньку.
Баю-баю, баю-бай
Поскорее засыпай.



Выступление групп:


  • Перечислите все особенности этой колыбельной.

  • Попробуем пропеть колыбельную, исполняя её с правильным интонационным рисунком.





  1. Рекомендации для занятий дома. (1мин.) Слайд 13

– Как вы думаете, какое будет д/з?

- Выучить колыбельную песню на выбор (на листочках №5), и по желанию нарисовать иллюстрацию к своей колыбельной песне.



  1. Оцените свою работу на уроке. (1 мин.) Слайд 14

  • Какую оценку вы себе поставите?

(пару ребят аргументируют свою оценку)

Ребята, вложите оценку в дневник, а я вам на перемене поставлю.


  1. Рефлексия. Подведение итогов. Оценка деятельности. (5 мин.)


Давайте подведём итоги. Метод «Итоговый круг». Слайд 15

Подготовленные учащиеся, задают вопросы другим учащимся, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Например:

-Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

-Сегодня на уроке я вспомнил….

-Мне было интересно узнать….

-Мне помог…

- Что было самым сложным для вас?

-Что было самым интересным?

- Оправдались ли ваши ожидания?



УЧИТЕЛЬ: Ребята, когда вы станете взрослыми, может быть, в трудные минуты вы вспомните свою "маленькую родину", родной поселок, где мама пела вам колыбельные песни.

Хотелось бы, чтобы связь поколений не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь. И я хочу, чтобы "колыбельная поэзия всегда возвращала нас к "малой родине", к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.


- Герои приготовили вам сюрприз. Слайд 16

- Закройте глазки


(Начинает звучать музыка) (2 мин.)


(Входят мамы и поют вместе с детьми)