Тема: «Формирование интонационной выразительности речи
по стихотворению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
расширить знания об интонации и способах ее реализации в жизненных ситуациях общения и в драматизации;
учить дифференцировать звучание голоса по громкости и высоте;
учить изменять голос по высоте и громкости в зависимости от содержания высказывания;
учить описывать характеристику голоса персонажа;
учить передавать характер литературного персонажа с помощью интонации, тембральной окраски, громкости голоса.
2. Коррекционно–развивающие:
развивать слуховое внимание;
развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции;
развивать внимательность;
развивать творческую активность.
3. Коррекционно–воспитательные:
воспитывать и поощрять инициативу ребенка;
совершенствовать навык самоконтроля и регуляции;
формировать учебно–познавательный интерес к занятию;
развивать умение слушать и выполнять инструкцию.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1.Введение в занятие.
Добрый день, Рита!
Здравствуйте!
Ортофоническое упражнение «Колокольчик».
Логопед показывает ребенку два колокольчика – большой (с низким звучанием) и маленький (с высоким звучанием). Выясняется, какой голос у каждого колокольчика. Логопед просит ребенка исполнить «песенки» колокольчиков. Сначала у большого колокольчика, потом у маленького.
II.Основная часть.
2.Отгадывание загадки. Знакомство с персонажем сказки.
Вот забился в уголочек
Теплый маленький комочек
С длинным сереньким хвостом,
Не играет он с котом.
«Пи-пи-пи» — пищит с пеленок
Серый маленький … (Мышонок)
Ответ: мышонок
3.Беседа, описание голоса персонажа исходя из характеристики действий, поступков.
- Давай подумаем, каким голосом может говорить мышонок? Почему именно таким голосом? Почему с такой интонацией?
Выяснить, что мышонок может говорить тихим, тонким голосом, отвечает кратко.
4.Интервью у сказочного персонажа.
- Я хотела бы взять у тебя интервью, я буду задавать вопросы, а ты отвечай от имени своего персонажа.
Задаются вопросы:
Какого цвета твоя шуба?
Где ты живешь?
Твое любимое лакомство?
Кого ты боишься?
Ребенок отвечает на вопросы, имитируя голос персонажа.
5.Чтение и обсуждение «Сказки о глупом мышонке».
Обсуждается тембральная окраска голоса Мышонка, интонация, громкость, темп.
6.Выразительное чтение.
Ребенок проговаривает реплики своего персонажа, передавая голосом его характер и настроение.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!
III. Заключительная часть.
7.Подведение итогов.
Логопед благодарит ребенка за работу, интересуется мнением о том, понравилось ли исполнять данную роль. Какие трудности испытывал ребенок?