Ф.И.О учителя-логопеда | Царева Светлана Викторовна |
Группа (класс, логопедическое заключение) | Учащиеся младших классов коррекционной школы VIII вида с логопедическим заключением «Системное недоразвитие речи средней степени» |
Тема занятия | Освобождение звука С |
Используемые технологии | коррекционные, игровые, ИКТ – технология (презентация), здоровьесберегающие |
Цель занятия | Автоматизация звука С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях |
Задачи | Общеобразовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | Здоровьесберегающие |
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут правильно: произносить [с]в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. отгадывать загадки | Способствовать развитию умений: развитие артикуляционной моторики, расширение и уточнение словаря, развитие связной речи, коррекция внимания, памяти, мышления, снятия напряженности руки Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений: навыков самоконтроля за речью и способности к переключению. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию. Способствовать созданию условий обеспечивающих формированю коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии, воспитанию познавательного интереса, укреплению физического здоровья детей | Активизировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы, работать над профилактикой плоскостопия |
Универсальные учебные действия | Личностные БУД | Регулятивные БУД | Коммуникативные БУД | Познавательные БУД |
| оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль) | развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в паре, группе | развивать умения извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентация к занятию, настольная игр-карта, кубик с точками, фишки, веревка с узелками, картонные бревна со словами, буква С |
Этап занятия | Цель | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Настрой на работу | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Злая Снежная Королева украла звук С и все ребята стали неправильно проговаривать слова. Мы с вами попробуем освободить его. Для чего, как вы думаете? Вы готовы? А поможет нам в этом волшебная карта. Итак, вперед! | - Чтобы все дети правильно выговаривали слова. Ребенок бросает кубик. По количеству выпавших точек определяется число ходов. |
Артикуляционная гимнастика | Развитие артикуляционной моторики | - И здесь нас поджидает первое испытание. Снежная Королева не пускает нас дальше, хочет, чтобы мы сделали зарядку для языка. - Молодцы! Справились с заданием! Идем дальше. | Выполняют упражнения. Следующий ребенок бросает кубик. |
Ритмические дорожки | Профилактика плоскостопия | - Итак, следующее испытание. Снежная Королева не пускает нас дальше, хочет, чтобы мы попрыгали по каменной дорожке. - Молодцы! Справились с заданием! Идем дальше. Бросай волшебный кубик! | Дети поочередно прыгают по камешкам и проговаривают слоги со [с]. Следующий ребенок бросает кубик. |
Работа с загадками | Совершенствование умения отгадывать загадки, автоматизация [с] в словах | Загадывает загадки | Отгадывают загадки. Следующий ребенок бросает кубик. |
Физминутка | Развитие общей моторики | - Итак, следующее испытание. Мы попали в высокие горы. Давайте покажем, какие они высокие! Потянулись, опустили руки. | Выполняют упражнение. Следующий ребенок бросает кубик. |
Упражнение «Повтори за мной | Автоматизация звука С в чистоговорках, совершенствование мелких, дифференцированных движений пальцев и кистей рук | - А теперь нам необходимо перебраться через горы. У нас есть веревочка, но она заколдована Снежной Королевой - она очень короткая (на веревке завязаны узелки). Чтобы развязать узелки нужно сказать волшебные слова. | Проговаривают чистоговорки. После каждой правильно повторенной чистоговорки ребенок развязывает узелок. |
Физминутка | Развитие общей моторики | - Молодцы! Справились с заданием! Можем идти дальше. Бросай волшебный кубик. - И мы попадаем в зимний сказочный лес. - Ребята, давайте покажем какие высокие деревья в нем! Потянулись, опустили руки. | Ребенок бросает кубик и считает число выпавших точек. Выполняют упражнение. |
Работа в тетрадях | Развитие графо-моторных навыков | -Ребята, давайте сделаем так, что бы этот лес появился у нас в тетради. | Выполняют задание. |
Зрительная гимнастика «Снеговик» | Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке | Запускает программу. | Выполняют упражнения – следят за фигурами. |
Игра «Большой - маленький» | Совершенствование грамматического строя речи (образование имен сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами) | - Снежная Королева не пускает нас дальше. Но мы с вами попробуем задобрить ее. Давайте поиграем в игру «Большой – маленький». | Выполняют упражнение. |
Упражнение «Прочитай» | Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях | - Молодцы! Итак, двигаемся дальше. Бросай кубик. И мы снова встречаем препятствие – это река. Как мы будем через нее перебираться? Чтобы перебраться через него нам нужен мостик. Посмотрите, здесь лежат бревна, а на них какие-то слоги, слова, предложения. Чтобы получился мостик и он был крепким, нужно прочитать их. - Вот мы и справились с заданием. Посмотрите, мы с вами перешли реку и оказались около замка, в котором Снежная Королева прячет наш звук С. Давайте откроем дверцу и освободим звук С. | Ребенок бросает кубик и считает число выпавших точек. Выполняют задание. |
Работа по карточкам | Снятие напряженности руки | И что бы этот звук не потерялся, мы его разукрасим, нанесем штриховку. | Наносят штриховку. |
Подведение итогов занятия | Оценивание работы детей | - Теперь этот звук больше не потеряется. Берегите его и не забывайте правильно произносить. А наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы! - Что сегодня мы делали на занятии? - Посмотрите, буква сразу повеселела. Как вы думаете, почему? При выполнении какой работы вам было легче всего? А труднее всего? Для чего нам нужно уметь правильно поизносить звук с? На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения? Оцените каждый свою работу. Молодцы! | Оценивают свою работу. |