МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида».
Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ
«Учимся, играя».
Подготовили:
учитель-дефектолог Иванова Е.П.
г. Железногорск, 2022г.
Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ
«Учимся, играя».
Подготовили: учитель-дефектолог Иванова Е.П.
Цель: распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ОВЗ;
дать понятие нейропсихологических приемов и их значение для общего развития детей с ОВЗ;
показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми с ОВЗ.
Основные этапы мастер-класса:
Введение. Постановка педагогической проблемы.
Основная часть. Применение нейропсихических приемов при работе с детьми с ОВЗ.
Рефлексия.
(Участники получают карточки перед началом мастер-класса, для дальнейшего объединение в группы)
Введение
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии. В норме развития ребенок проходит часть этапов, в результате которых происходит познавательное и речевое развитие, формирование и совершенствование двигательных навыков. Не зря существует выражение неподвижный ребенок- не обучаемый ребенок. Поэтому, применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.
Что же такое нейрокоррекция?
Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Цели нейропсихологической коррекции:
развитие высших психических функций;
функциональная активация подкорковых образований мозга;
обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
стабилизация межполушарного взаимодействия;
обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой;
обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
дыхательные упражнения;
упражнения -растяжки;
глазодвигательные упражнения;
упражнения для артикуляционного аппарата;
упражнения для развития мелкой моторики рук;
упражнения релаксационные;
упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
упражнения с правилами и т.д.
Программа нейропсихологического сопровождения развития детей, реализуемая в нашем дошкольном учреждении, направлена на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.
В начале учебного процесса мы проводим диагностику, для выявления уровня развития детей, и в дальнейшем, опираясь на полученные данные, мы можем подобрать блок конкретных упражнений для работы с тем или иным ребенком.
Программа представляет собой цикл занятий от 2 месяцев до полу года, в зависимости от сложности выявленных нарушений. Возрастная группа – дети от 4 до 7 лет. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам.
Сегодня мы с вами познакомимся и опробуем на практике некоторые нейропсихологические упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.
Начинается занятие с дыхательных упражнений. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное ощущение вдоха.
«Подуй на снежинку», (листочек, птичку, одуванчик и т.д.)
«Нейрозарядка»
Кинезиологические упражнения
Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо и нос, лопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Благодаря использованию в работе с нейропсихологических методов и приемов были достигнуты следующие результаты:
повысилась общая работоспособность;
улучшилось внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление;
качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
дети начали удерживать алгоритм последовательности действий в выполнении какого -либо задания;
улучшилось качество освоения учебного материала, дети начали лучше воспринимать информацию;
появились необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Нейропсихологическая коррекция –одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Рекомендую родителям освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.