Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР
Тема: « Поможем Чебурашке собраться в школу»
Учитель – логопед: Романова Елена Григорьевна
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Закрепить произношение звука «Ч» и познакомить с буквой «Ч» детей подготовительной к школе логопедической группы.
Задачи НОД:
1. Коррекционно – образовательные задачи:
Закрепить у детей навыки произношения и характеристику звука «Ч».
Учить детей определять место звука «Ч» в словах (начало, середина и конец).
Учить детей образовывать множественное число существительных.
Учить детей составлять предложения по сюжетной картинке.
Учить детей делать звуковой анализ слов, составлять схемы предложения.
Формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
2. Коррекционно – развивающие задачи:
Совершенствовать навыки чтения у детей.
Развивать у детей фонематический слух.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;
Развивать высшие психические функции (логическое мышление, внимание, память).
3. Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в парах, умение слушать товарища, стремление к достижению поставленной цели;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание герою.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушка Чебурашка.
Магнитная доска.
Дидактическая игра: «Школьные принадлежности»
Презентация.
Зеркала (индивидуальные).
Звуковички (индивидуальные).
Схемы для составления схем (индивидуальные).
Игры по обучения чтению.
Кассы букв.
Интеграция образовательных областей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Ход НОД.
1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная деятельность).
Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятие прошел гость. Кто это?
Дети: - ЧЕБУРАШКА
Логопед: - Да, это ЧЕБУРАШКА. А кто такой ЧЕБУРАШКА?
Дети: - Это мультипликационный персонаж.
Логопед: - Посмотрите, что это у ЧЕБУРАШКИ?
Дети: - Ранец.
Логопед: - А для чего нужен ранец?
Дети: - Дети с ранцем ходят в школу.
Логопед: - Молодцы! И вы осенью пойдете в школу. Наш ЧЕБУРАШКА собрался в школу и не знает, что же ему положить в ранец. Ребята, поможем ему собрать нужные вещи для школы?
Дети: - Да.
Логопед: - Ребята, для того чтобы получить нужные вещи нам необходимо выполнить задания, и за каждое задание мы будим получать нужный предмет. Ребята, вы готовы?
Дети: - Да!
2. Пальчиковая гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
Логопед: - А давайте, покажем ЧЕБУРАШКЕ, как мы делаем пальчиковую гимнастику:
«Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец – малышок.
УУУ указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
3. Артикуляционная гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Двигательная деятельность).
Логопед: - А сейчас мы вместе с ЧЕБУРАШКОЙ сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
качели
чистим зубки
маляр
лошадка
грибок
барабанчик
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
4. Анализ артикуляции и характеристика звука «Ч». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: - Ребята ЧЕБУРАШКА просит нас отгадать загадки.
- Поможем ему?
Дети: - Да.
Знакомство с темой — отгадывание загадок:
Что это у Галочки ?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке, ниточка в реке. (Удочка)
Есть напиток ароматный, Он и вкусный, и приятный, Он энергию дает, Пьет его любой народ. Как зовется, угадай! Всем известно, это …(Чай)
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
УДОЧЧЧКА, ЧЧЧАЙ, МЯЧЧЧ
Логопед: – Какой звук повторяет в этих словах?
Дети: - Звук «Ч».
Логопед: - Да, это звук «Ч», вот мы сегодня и будем учить звук «Ч» и узнаем, какой буквой этот звук обозначается на письме.
Логопед: - Давайте, мы рассмотрим артикуляцию звука «Ч» и дадим характеристику:
- губы трубочкой
- зубы разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, чашечкой.
- воздух вырывается маленькими порциями.
Логопед: - Звук «Ч», какой?
- СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ШИПЯЩИЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ,
Логопед: - Звук «Ч» на письме обозначается буквой звук «Ч»
Логопед: - А на что похожа эта буква?
Дети: - На цифру «4» и т.д.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
5. Фонематический слух. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность) .
Логопед: - Давайте поиграем с ЧЕБУРАШКОЙ в игру «Поймай звук» (будем хлопать в ладоши, когда услышим звук «Ч»)
а) на уровне ряда звуков:
Ч С Щ СЬ Ч ТЬ Ч Ж
б) на уровне ряда слогов:
ЧО, ТЯ, АЧ, ТИ, СЯ, ЧИ, СИ, ТИ, ЧУ
в) на уровне слов:
чаша, печь, отец, ночь, сирень, щека, червяк, чудо.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
6. Слоговые дорожки (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру: «Попугайчики» будем проговаривать слоговые дорожки и чистоговорки:
ач-оч-уч-ич
ча-чо-чу-чи
Ач-ач-ач — пришел врач.
Оч-оч-оч — скоро ночь.
Ич-ич-ич — красный кирпич.
Уч-уч-уч — у меня ключ.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
7. « Проговаривание слов со звукам «Ч» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: Грач, воробей, синица, ворона – Грач (перелетная птица)
Диван, стол, шкаф, часы – Часы (бытовой прибор)
Пчела, заяц, лиса, волк – Пчела (насекомое)
Чулки, ботинки, сандалии, сапоги – Чулки (одежда)
ГРАЧ – ЧАСЫ – ПЧЕЛА – ЧУЛКИ.
Игра: «Определение места звука в слове»
Игра: «Деление слов на слоги»
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
8. Физкультминутка. (Образовательная область – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
ГРАЧ
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
9. Составление схемы предложения (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: - Ребята, а про кого у нас была физкультминутка?
Дети: - Про ГРАЧА
Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим предложения со словом ГРАЧ
Грач сидит на дереве.
Логопед: - Ребята, а слово ГРАЧ какое по счету?
Дети: - Первое.
Логопед: - Сейчас мы с вами составим схему слова ГРАЧ.
Схема: - Сколько слогов в слове ГРАЧ?
ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОГОВ
(звуковой анализ каждого звука в слове)
ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА ГРАЧ
Логопед: - А теперь каждый звук обозначьте нужной буквой.
ОБОЗНАЧТЕ КАЖДЫЙ ЗВУК НУЖНОЙ БУКВОЙ
- Сколько звуков в слове?
– Сколько согласных?
- Сколько гласных?
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
10. Составление и чтение слов (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
ЧАШ – КА ОБ – РУЧ МЯ - ЧИК
ЧУ – ДО ЧУЛ – КИ ЧА - СЫ
ЧУ- ЛАН КЛЮ – ЧИ ЧУ – ЧЕ – ЛО
ПЧЕЛА СОБИРАТ НЕКТАР
ВРАЧ ЛЕЧИТ ДЕТЕЙ
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
11. Домашнее задание (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Дома вы найдете картинке букву «Ч» и разукрасите её, и красиво пропишете букву «Ч» в тетради.
12. Итог (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Мы с вами выполнили все задания и помогли ЧЕБУРАШКЕ собрать все вещи в школу. Давайте посмотри, что у нас получилось! (Дети называют все собранные предметы)
АЗБУКА, ТЕТЕРАДЬ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ЛЕНЕЙКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, КРАСКИ
Логопед:- А каким, словом можно назвать все эти предметы?
Дети: - Это школьные принадлежности, они нужны для школы.
Логопед: - Ребята, а назовите предмет в название, которого встречается звук «Ч», который сегодня мы учили.
Дети: - В слове РУЧКА, есть звук «Ч»
Логопед: - Молодцы! Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?
Дети: - Звук «Ч».
Логопед: - Звук «Ч» - какой?
Дети: - Звук «Ч» - согласный, глухой, всегда МЯГКИЙ – обозначается зелёным цветом.
-Звук «Ч» на письме обозначается букой «Ч».
Логопед: - Вы молодцы, в благодарность за это ЧЕБУРАШКА вам приготовил подарки.
Логопед: - Ребята, спасибо вам за занятия.