Пресноводные и аквариумные рыбы
Цель. Расширить представление о рыбах, обитающих в различной среде. Предварительная работа. Кормление и наблюдение за аквариумными рыбами в живом уголке, чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Оборудование. Пуфы по количеству детей, глобус, сюжетные картинки с изображением реки и аквариума, предметные картинки с изображением аквариумных и пресноводных рыб'; схема «Как появляется рыбка?» (икра - мальки - рыба).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются. Воспитатель демонстрирует детям глобус.
- Какой краски на глобусе больше всего? (голубой)
Что означает голубой цвет? (вода)
- А где можно увидеть много воды. Дети отвечают, что в океанах, морях, реках и озерах.
- Какие океаны, моря и реки знают дети?
- Назовите обитателей водоемов.
- Сегодня мы с вами отправимся в подводное царство. Закройте глаза крепко- накрепко и повторяйте со мной волшебные слова.
Раз, два – поклонись,
Три, четыре – улыбнись,
В подводном царстве очутись!
2. Дидактическая игра «Где водятся рыбы?»
Перед детьми стоят два мальберта: один с изображением аквариума, второй – с изображением реки. На столе, перед мальбертами, лежат изображения рыбок, прикрытые камешками-картинками.
- Вы находитесь в Подводном царстве. На дне водоема есть камни. Поднимите камни: там прячутся рыбы. Найдите рыбку, назовите ее и определите, где она живет - в аквариуме или в реке.
Дети заглядывают под камни, находят картинку с изображением рыбы, определяют ее вид и среду обитания.
Например: «Это карась. Карась живет в реке». Затем ребенок прикрепляет рыбку на картинку с рекой или аквариумом.
Например: «Это карась. Карась живет в реке». Затем ребенок выставляет картинку на наборное полотно рядом с рекой или аквариумом.
3. Дидактическая игра «Расскажи».
Воспитатель обращает внимание детей на рыб в аквариуме.
- С этими рыбами мы с вами познакомились в прошлом году.
- Как называются рыбы, которые живут в аквариуме?» (Аквариумные рыбы).
Воспитатель хвалит детей.
- Назвать аквариумных рыб. (Золотая рыбка, меченосец, гуппи и др.)
- Как называются рыбы, которые живут в реках, прудах и озерах? (Рыбы, которые живут в реках, прудах и озерах, называются пресноводными).
Воспитатель предлагает детям рассказать о пресноводных рыбах. Ребенок берет с наборного полотна картинку с изображением рыбы и составляет описательный рассказ.
Например: «Это лещ. У леща небольшая голова и широкое тело. Чешуя у леща крупная. Лещ относится к мирным рыбкам».
4. Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Жил да был».
Воспитатель произносит стихотворение и показывает действия. Дети повторяют слова и действия за воспитателем.
Жил да был один налим . Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки, По четыре раза в сутки И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. | Сложить ладони и показать плавными движениями как плавает рыбка. Показать, как плывут две рыбки, параллельно расположенными ладонями. Сложить ладони крест-накрест и помахать, изобразив полет птицы. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших. |
5. Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о рыбах. Дети отгадывают загадки и находят соответствующие картинки на наборном полотне.
Плавает в воде,
Весь в серебристой чешуе. И червяку он будет рад,
Речная рыба - это… (карп).
Важная рыба плавает в реке,
Усатая очень, узнаешь везде.
Она так прожорлива, ест и ночью, и днем.
Удивительная рыба под названием… (сом).
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Колюч, да не еж. (Ерш)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех… (окуней).
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл… (карась).
6. Беседа «Как появляется рыбка?»
- Знаете ли вы, как появляется рыбка?
Воспитатель демонстрирует схему.
- Посмотрите на схему и расскажите, как происходит это чудо.
Дети рассматривают схему и рассказывают, что рыба появляется из икринок, икринки превращаются в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
7. Итог. Оценка деятельности детей.
- Путешествие в подводное царство заканчивается. Пора вернуться в группу. Закройте глаза крепко- накрепко и повторяйте со мной волшебные слова.
Раз, два – поклонись,
Три, четыре – улыбнись,
В нашей группе очутись!
-Расскажите, кого вы видели в подводном царстве?
Воспитатель оценивает деятельность детей.
закончилось. Дети вспоминают, кого они видели в подводном царстве. Воспитатель оценивает деятельность детей.