Задачи.
Обучающие:
- Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных.
- Упражнять в умении подбирать слова - антонимы
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
- Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме "Весна», разрезные картинки, солнышко, лучики, мячик, картинка медведя, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
Организационный момент
(Дети входят в группу и встают полукругом.)
Воспитатель: Здравствуйте, Ребята, когда вы шли в детский сад вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей: хорошее, веселое и радостное.)
Воспитатель: Да, сегодня действительно радостный день.
Воспитатель: Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте вам прочту стихотворение, а вы ответите про что оно. Слушайте внимательно!
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла….
Воспитатель: Правильно ребята это весна, а как вы догадались, что это стихотворение о весне?
Воспитатель: Назовите признаки весны, которые говорятся в стихотворении, назовите весенние месяцы.
Воспитатель: А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе?
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (Дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне.)
Воспитатель: Какое время года на картинах изображено?
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?
(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.)
Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А кто как вы думаете, подарил весне улыбку? (Солнце.) А для того, чтобы солнце грело нас еще больше, нам нужно выполнить задания, которые приготовило нам солнышко. Вы готовы?
1. Игра «Какая? Какие?»
Береза (какая?) - зеленая, кудрявая, стройная, тонкая, высокая.
Березы (какие?) – зеленые, кудрявые, с тройные, тонкие, высокие.
Мяч (какой)- резиновый, круглый, легкий, упругий, красный, красивый, большой.
Мячи (какие?)…..
Собака (какая?) - старая, молодая, большая, маленькая, злая, мохнатая, умная, веселая.
Собаки (какие?)….
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слова, а вы будете называть слова наоборот.
2. Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег белый, а весной (серый)
- Зимой снег чистый, а весной (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной (теплые)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
- Зимой небо серое, а весной (голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
- Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами погуляем по лесу, ведь здесь ещё много интересного. Посмотрите, вот лежат интересные картинки.
3. Составление предложений по сюжетным картинкам.
В саду расцвел (большой красный мак).
На земле растет (молодая зеленая травка).
Мальчик повесил на дерево (большой деревянный скворечник).
Девочка живет в (большом каменном доме).
На ветке распустились (молодые зеленые листочки).
На столе стоит (красивая стеклянная ваза). И т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно составили предложения, а теперь давайте немножко разомнемся.
Физкультминутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василек
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков.
Раз – цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок.
Снова мы идем по лесу.
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Ребята, смотрите, что вы видите? Какой красивый пейзаж.
4. Игра «Составь пейзаж»
Что такое пейзаж? (Это картина о природе.) Я раздам вам разрезные картинки, а вы составьте свой весенний пейзаж.
Дети делятся на 4 команды, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне.
Воспитатель: Ребята, вы правильно собрали свои картинки, а сейчас составьте предложение по своей картинке. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас получились предложения. Отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята, смотрите медведь, какой он? (грустный), он не знает как закончить предложения. Давайте поможем ему. И тогда у него поднимется настроение.
5. Игра «Закончи предложение»
У Лены широкая лента, а у Тани…(узкая).
Этот забор высокий, а этот…(низкий).
В ведре горячая вода, а в речке…(холодная).
Мальчик веселый, а девочка…(грустная).
Летом нужна летняя одежда, а зимой…(зимняя)
Бритва острая, а нож…(тупой)
Сумка легкая, а мешок…(тяжелый) И т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли мишке, но посмотрите, что-то солнышко загрустило. Вы хотите его развеселить? Давайте подарим ему ласковые слова. Скажите ласковое слово, возьмите по лучику и приложите лучик к солнцу.
5. Игра «Назови ласково».
Белый - беленький (теплый, вкусный, сладкий, низкий, толстый, тонкий, умный).
Воспитатель: Ребята, солнышку очень понравились ваши ласковые слова.
6. Составление рассказа о весне.
Воспитатель: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают, поливают. Вам понравился мой рассказ?
Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать о весне.
Воспитатель: Какие у вас получились интересные рассказы, молодцы, возьмите ещё по лучику и подарите его нашему солнышку. Смотрите, какое солнышко теперь веселое значит, мы выполнили все задания. Молодцы, а сейчас мы отправляемся в детский сад.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса?
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Воспитатель: А чей рассказ вам понравился больше и почему? Где бы вы ещё хотели побывать? Что ещё хотите узнать о весне?