Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе.
Тема: «О дружбе и друзьях».
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание);
Закрепить знание пословиц о дружбе;
Учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения;
Познакомить детей с секретами дружбы.
Развивающие:
Развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей;
Совершенствовать культуру речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: звуковое письмо, песня о дружбе, заготовки для продуктивной деятельности.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе и друзьях. И чтобы у нас было хорошее настроение, давайте встанем полукругом и назовем друг друга ласковыми именами.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Кто же это? Войдите!
Заходит почтальон Печкин.
Печкин. Здравствуйте. Вам письмо. Получите.
Воспитатель: спасибо! (Печкин уходит). Какой большой конверт! Что же в нем лежит?
Ребята, это необычное письмо, оно звуковое. А еще в письме есть карточки с заданиями. Давайте послушаем звуковое письмо.
Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…»
Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Вы не справитесь с заданиями никогда! Ля –ля – ля, ля – ля – ля!»
Воспитатель: Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Давайте покажем ей, что мы умеем дружить, и мы знаем, что такое дружба. А для этого, мы составим «Цветок дружбы», состоящий из лепестков под названием «Секреты дружбы». (После выполнения заданий, воспитатель прикрепляет лепестки к середине цветка).
Воспитатель: Первое задание: «Исполнить песню о дружбе». (Дети исполняют песню о дружбе «Улыбка» В. Шаинского).
Воспитатель: Молодцы, ребята! С чего начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Воспитатель: Всё верно! Первый лепесток нашего цветка будет называться «Улыбка»! Вы справились с первым заданием. Следующее задание: «Назвать пять пословиц о дружбе и друзьях».
Дети называют пословицы.
«Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде».
Воспитатель: отлично! Молодцы, ребята! Дружба помогает всем. А у нас группа дружная?
Ответы детей.
Воспитатель: Дружба помогает нам во всем, и в игре, и в работе, во всех наших делах. Второй лепесток нашего цветка будет называться «Помощь». И с этим заданием, справились!
Физкультминутка:
Настроение упало (Стоят лицом друг к другу, руки вверх).
Дело валится из рук. (“Бросают” вниз руки).
Но ещё не всё пропало, (Грозят указательным пальчиком).
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши).
С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки).
С облегчением вздохнём (Вздыхают).
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх).
И от пыли отряхнём! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
Воспитатель: Следующее задание: «Показать, кто такой друг?» Давайте встанем в круг. Я буду вам читать стихотворение, а вы, если так поступает настоящий друг, будете хлопать в ладоши и говорить: «Да!» Если так друг не должен поступать, то вы будете молчать.
Он в беде всегда со мной,
Я за ним, как за горой.
Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.
Никогда не ест украдкой –
Сливы, груши, шоколадки.
Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.
Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.
Он не затевает драк
И не мучает собак.
Он у малышей забрал –
Куклу, мишку, самосвал.
Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.
Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.
Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Так поступают настоящие друзья. И следующий лепесток нашего цветка давайте назовём «Щедрость». И с этим заданием вы тоже справились!
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на стульчики. И следующее задание: «Показать, сюжет «Я и мой друг». Для вас ребята разыграют небольшую сценку.
На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Антон.
Антон: Привет! Как у тебя дела?
Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Антон уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.
Максим: прости, Антон, меня за грубость!
Антон: Я не сержусь на тебя!
Воспитатель: Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …
Дети: Доброта.
Воспитатель: Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу?
Дети: Добрым.
Воспитатель: вот и еще один лепесток появился у нашего цветка. Давайте назовём его «Доброта». Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает».
Воспитатель: и последнее задание: «Разобрать и объяснить ситуацию». Послушайте историю.
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила…
-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Воспитатель. Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий раз. А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу?
Дети: Честными.
Воспитатель: Молодцы! Как назовем последний лепесток нашего цветка?
Дети: Честность.
Воспитатель: Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему? Какими должны быть друзья по отношению друг к другу?
Ответы детей: Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим секреты дружбы.
Дети: Улыбка, помощь, щедрость, доброта, честность.
Воспитатель: сегодня, ребята, вы справились с заданиями от Шапокляк, благодаря дружбе. Вы показали, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу. Спасибо, ребята, за занятие.