Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 города Димитровграда Ульяновской области»
Кочнева Светлана Геннадьевна, преподаватель
Конспект открытого мероприятия «Кузьминки»
В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.
Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.
В данной методической разработке представлен русский народный обряд «Кузьминки». Кузьми́нки осенние (Курьи именины)- день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили.
Разработка рассчитана на детей младшего, среднего возраста (7-15) лет.Она будет полезна преподавателям колледжей, школ, воспитателям и музыкальным руководителям детских садов.
Цель мероприятия:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
Обучающиеся:
дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
познакомить детей с разными жанрами фольклора;
обучение пению в народной манере.
Развивающие:
развитие творческих способностей, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
улучшение артикуляции и выразительности речи;
развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
Воспитательные:
воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.
Для успешного мероприятия требуется:
большое хорошо освещенное помещение;
музыкальные и шумовые инструменты: баян, бубен, треугольник, трещотки, деревянные ложки;
декорации , реквизиты: макеты стен дома, двери, изгороди, икона, чучело Кузьмы ( набито соломой, одето в мужские штаны и рубаху, опоясано кушаком, обуто в лапти, на голове кепка) , полотенца, дорожки, три-четыре скамьи, прялки, дрова,корзины, в них: пятачок, горшок масла, мед, крупа, курица; стол, на нем: самовар, яйца, блюдо с угощениями: баранками, пирогами, яблоками, каравай на подносе с полотенцем;
русские народные костюмы для детей.
Подготовительный период:
Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.
Кузьминки
(Сцена оформлена под русскую избу. Хозяин, хозяйка и дети в доме)
Хозяйка: Нынче у нас праздник веселый!
Проводы осени золотой, да встреча зимушки снежной.
1 ребенок: В ноябре зима с осенью борется.
2 ребенок: Праздник Кузьминки – по осени поминки.
3 ребенок: Праздник этот, не безделья, домашнего рукоделия!
4 ребенок: Праздник этот ремесла, домашнего очага!
Дети: Скоро к нам гости придут? ( слышно из-за двери)
Девушки : Айдате к тетке Глаше на посиделки! (входят в зал и поют).
Дети: Идут!!! Идут!!!
( Входят девушки с песней «На березе листок вянет»[2, стр.62-63])
1)На березе листок вянет,
Видно, летичко прошло,
В посиделочки мы ходим,
Видно, время подошло.
2)Ты играй, играй, гармошка,
А я песенку спою.
Я сама себя сегодня
И других развеселю!
3)Что хотите, говорите
Про меня, про молоду,
Я веселы посиделочки
Без памяти люблю.
Все гости: Здравствуйте, хозяева ! Мир Вашему дому!
Хозяева и их дети: Здравствуйте!
1 девушка: Позвольте нам войти!
2 девушка: Пустите нас в свою избу на посиделки!
Хозяйка: А чем платить будете? Чай ваши посиделки мне недешево обойдутся: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!
3 девушка: А что надобно ?
Хозяйка: Да немного : (загибает пальцы)
Дровец возок, керосину жбанок,
Пшеницы полпуда, гороху три блюда,
Меду туесок, масла горшок,
Да денег пятачок!
Девушки : Вот так немного!
4 девушка: Ладно, мы про этот обычай знаем !
5 девушка: Мы все принесли:
6 девушка: И дрова,
7 девушка: И мед, и масло!
8 девушка: И крупу! И пятачок! (относят гостинцы на место: дрова, мешочки, горшочек и т.д.)
Хозяйка: Вот так-то и хорошо! Вот так-то и ладно!
Усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу
принимайтесь.
(Девочки усаживаются на лавки. )
9 девушка: Работа да руки – надежные в людях поруки.
1 девушка: Прялка не Бог, а рубаху дает!
2 девушка: В соседней хате уже рубахи ткут, а у нас еще и пряжа не
готова.
Хозяйка: Девчата, ну что ж, Вы молчите?
Просите Кузьму Демьяна сравнять вас поздних с
ранними.
Девушки: «Батюшка Кузьма-Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними !»
1 ребенок: А кто такие Кузьма и Демьян?
2 ребенок: Кто ж их не знает!
3 девушка: Это святые, они девушкам рукодельничать помогали.
4 девушка: А я слышала, что они людей лечили.
Ни копеечки за это не брали.
5 девушка: Подумаешь, что ты слышала. Всем известно, что эти
святые мир в домах семье хранить помогали.
6 девушка: А что это мы в тишине сидим? Да песен не поем?
7 девушка: Весело поется – весело прядется.
Хозяйка: А ну-ка, девчата! Запевайте!
(Девочки работают, поют: часть сидят, прядут, другие водят хоровод )
Песня «Уж, ты прялица» [ 2, cтр. 53-54 ]
1.Уж, ты прялица, ты прялица моя,
Ты красавица, красавица моя.
Ты расписана листочками,
Разукрашена цветочками.
2. Уж, ты прялица, ты прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
3. Я ткачам те нитки шелковы отдам.
Нитки шелковы отдам да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
4. Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.
5.Буду прясть, да попрядывать,
На подруженек поглядывать.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
(К сцене идут парни с гармошкой, несут чучело Кузьки, общаются между собой.
3 ребенок: ( выглядывает в окно)
Девушки, девушки, парни идут!
4 ребенок: Они куру несут!
1 ребенок: И Кузька с ними!
Все парни : Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко!
Все парни: Здравствуйте, хозяева! (поклон)
Хозяева: Здравствуйте !
Все парни: Здравствуйте, девицы- красавицы! (поклон)
Все девушки: Здравствуйте, коль не шутите!
1 парень: А мы вот мимо шли, да в гости зашли.
2 парень: Мы вам куру принесли, она нынче именинница.
Хозяйка: Ай, да, молодцы, хлопцы ! Ведь Кузьминки — это еще забота о домашней птице. Присаживайтесь. Ищите себе местечко поудобнее.
Хозяин: Да соседку посимпатичнее !
Хозяйка: Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вам посидим.
Хозяин: Загадаем-ка загадки,
Кто смышленый – поглядим .
2 ребенок: Чур, я загадаю! (выбегает к хозяйке) Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится.
Девушки, парни: Яйцо!
Хозяйка : Умнички какие!
3 ребенок: И я загадаю!
Хозяйка : Ну, посмотрим, эту отгадаете или нет.
3 ребенок : ( выбегает к хозяйке) Шапочка алая, жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.
Девушки, парни: Курица!
Хозяйка: И эту угадали! Молодцы!
8 девушка: Ну-ка народ, становись в хоровод! (под русскую танцевальную мелодию передают по кругу платочек, выкрикивая поочередно «У-ух, у-ух». При остановке музыки, кричат хором «Ух!!!» . Тот , на котором остановилась музыка , выходит в центр круга, приплясывает, под хлопки, выкрики , стоящих в хороводе).
Хозяйка: Пришли Кузьминки, оберег принесли.
Для души, для дома, для здоровья, для счастья!
9 девушка: Чтобы курочки водились! На насесточку садились. ( помогает раздавать яйца )
Хозяйка: Угощайтесь! (Раздает пришедшим яйца.) Угощайтесь! Угощайтесь! (Угощает их яйцами) ( все встают в ряд, говорят хором)
Хором : Ты катись, яичко, да – ко Думе Господней!
Дай ты нам защиты и добра дай и спасу!
1 девушка: Ой, гляньте-ка , что-то наш Кузьма загрустил.
вСЕ: Развеселим!!! (встает и говорит).
1 парень: За дело – не мы, за работу – не мы,
2 парень: А поесть, поплясать –
3 парень: Против нас не сыскать.
Парни: А у нас ложки да трещотки. ( хлопают ложкой на окончание слова)
Девушки: А у нас ножки да ладошки. ( топают ногой или выставляют носок, показывают ладошки-руки вверх, в стороны)
(Все исполняют русскую народную песню «Подай балалайку»:
музыканты, сидя на скамейках играют на ложках, трещотках, бубне ;
девушки встают в ряд полукругом, сзади танцоров, пританцовывают;
три девушки и трое юношей ( в центре с балалайкой) танцуют;
мальчик с чучелом Кузьмы пританцовывает и поет).
1.Во горнице во новой, да стоит столик дубовой.
Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
2. Стоит столик дубовой, ох, ножки точаные .
Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
3. Как за этим за столом, ох, три невестушки сидят.
Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
4. Три невестушки сидят, ох, про Ванюшу говорят.
Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
5. Балалаечка играет, балалаечка поет.
Балалайке сделай ножки. Балалаечка пойдет.
Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.
(В конце песни чучело падает.)
Девушки: Ох, упал, родимый! (две девочки поднимают Кузьму)
1 парень: (гладит Кузьму по голове)
Знать, конец празднику приходит.
1 девушка : Кузьма нас потешил, осень с собой принес, дорогу зиме
вымостил.
Хозяин: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Хозяйка: Хлебосольством, да радушием,
Знаменит наш добрый край!
2 девушка: Гости, милые, примите
Все: Вкусный, славный каравай!
Хозяйка: Угощайтесь, гости, дорогие, чем Бог послал.
3 девушка: Пироги, да ватрушки,
4 девушка: Сладкие пампушки.
(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, пироги, ватрушки, баранки, яблоки).
5 девушка: Прощайте, люди добрые!
2 парень: До новой осени!
6 девушка: До нового урожая!
Все: Добра Вам и радости!
(поют, стоя на месте, пританцовывают) «На березе листок вянет»
На березе листок вянет,
Видно летичко прошло.
(машут правой рукой, прощаются)
Завершаем посиделки.
Значит время подошло.
Завершаем посиделки.
Значит время подошло.
(Все кланяются, под музыку уходят со сцены, из зала)
Список литературы:
Список литературы:
Буглеев С.В. Сценарий фольклорного праздника «Масленица»;
2. Вершинина Е. А.Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» ;
3. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузьминки_осенние
4. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – Санкт-Петербург: «Диамант», 1998;
5. Джумма Г.М. Фото из архива «ДМШ» с. Кандры ;
Иванов Ю.Г. составитель, Пьянков С.В. Музыкальный редактор «Ах, эти черные глаза»- Смоленск: «Русич», 2004;
Никулина Л.А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности;
Программа по народному творчеству. Сост. Гладких Е.В.;
Пушкина С.И. Мы играем и поём.- Москва: «Школьная Пресса»,2001;
РУМЦ Минкультуры РБ.Фотоотчеты. http://rumcrb.ucoz.ru/index/foto/0-15;
Табачук В.Х. Сценарий «Посиделки на Кузьму и Демьяна»;
Хозина И.А. Набор нот в нотном редакторе «Sibelius»
Шанина И.С.Кузьминки-первый зимний праздник. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/06/14/kuzminki-pervyy-zimniy-prazdnik