Cлайд 1
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).
- Самое удивительное явление в мире- это человеческая доброта. Слайд 2
_ Подарите улыбку друг другу. Передайте хорошее настроение гостям!
- Спасибо. Присаживайтесь
- Открываем тетради, записываем число 12 февраля, слова «классная работа».
II. Актуализация знаний
1.Устный счет. Слайд 3
Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.
Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».
20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □ (40)
17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □ (7)
(На доске нарисованы автомобили.) Слайд 4
Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)
- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)
- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока. Слайд 5
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
Сформулируйте тему урока.
На доске открывается запись:
Определите цель и задачи урока, используя тему и опорную запись. Слайд 6
-Хочу узнать что такое …
- установить отличия …от …;
- научиться строить…, используя … … и … .
-Цель вы поставили, давайте над ней работать.
Слайд 7
- Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)
- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)
Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.
( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
Слайд 8
На доске появляется таблица:
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Противоположные стороны равны. | 4 угла Все углы прямые. 4 стороны Все стороны равны . |
2. Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.
- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.)
(Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)
- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)Слайд 9
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4раза.)
а = 4 см
Р= а + а + а + а Слайд 10
Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) Слайд 11
Физкультминутка. Слайд 12
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
(Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – наклон, если многоугольник – хлопают в ладоши).
3. Работа по учебнику .
- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. |
Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник. Слайд 21.
4. Задача на смекалку. (Работа в группах)
(На доске рисунок.) Слайд 13.
Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат.
Ответ:
Слайд 14.
№ 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.
(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.
(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)
(Учащимся, испытывающим трудности в решении уравнений, можно предложить карточки-помощницы.) Слайд 15
IV. Проверка знаний
-Внимательно посмотрите и скажите, сколько квадратов вы видите на рисунке.
Проверим.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое квадрат?
Слайд 16
- Какие утверждения правильны?
Квадрат – это геометрическая фигура. (Верно)
У квадрата все углы острые. (Неверное)
Квадрат имеет четыре стороны (Верно)
У квадрата все углы прямые (Верное)
Квадрат это фигура, у которой все стороны разные (Неверно)
Квадрат это фигура, у которой все стороны равны. (Верное)
Рефлексия Слайд 17
Был ли интересным вам урок? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, синий - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой
На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок . Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.
Наш урок окончен.
Слайд 18
5