МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №2»
«Согласовано» Руководитель МО /_______/ __________ «____» ________2024 г. | «Согласовано» Зам. Директора по УВР /______/ ___________ «____»________2024 г. |
Конспект открытого урока
по окружающему природному миру
Тема: «Зачем нужны насекомые? Пчелы и муравьи»
Класс: 8 «г»
Учитель: Эрдынеева Д.С.
Улан-Удэ
2024г
Цель: формировать у учащихся понятие «насекомые», расширять представление о многообразии насекомых, их значении в жизни природы и человека
Задачи:
Образовательные:
содействовать формированию способности различать несколько видов насекомых, объяснять связи, существующие между насекомыми и растениями;
развивать логическое мышление, речь, внимание, интерес к
изучению мира насекомых;
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Коррекционные :
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать мелкую моторику.
Оборудование: презентация, новые слова на доске, раскраска, карандаши, пазлы
Ход занятия
1. Оргмомент. Ритуал приветствия.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Поздороваемся с гостями. Подарите им свои улыбки.
2. Основной этап
Учитель:
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока послушайте стихотворение.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг —
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательней вглядись, —
Волшебную увидишь жизнь!
Как думаете, и муравей, и жук, и пчела, и бабочка — как одним словом можно их назвать?
Ответы детей (насекомые).
Насекомые — самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней очень много лет назад.
Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздухе и в воде.
Мы знаем, что у животных 4 ноги, а сколько ног у насекомых? 6 ног
Как передвигаются насекомые, знаете?
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Так как насекомых очень и очень много и мы не успеем за наш урок со всеми познакомиться. Поэтому сегодня мы с вами поговорим только о 2-х насекомых.
А чтобы узнать, о ком именно будем говорить, предлагаю вам отгадать загадки
Сок цветов душистых пьёт,
дарит нам и воск, и мёд,
людям всем она мила,
а зовут её (пчела).
Молодцы! Первое насекомое, о котором будем говорить- это пчела.
Он работник настоящий
очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
из хвоинок строит дом. (Муравей).
Правильно! Тема нашего урока Пчела и Муравей.
Давай вместе прочитаем тему урока.
Мы сегодня поговорим о том, какую пользу приносят эти насекомые.
Зрительная гимнастика.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь посмотрите на картинку.
Кто это?
Слайд 1-2
Мы с вами на прошлой неделе делали из воздушного пластилина и картона вот таких миленьких пчел и их рабочее место, где они собирают мед. Что делают пчелы и в чем их польза расскажет нам Саша.
Рассказ Хаданова Саши.
У пчелки красивое полосатое тельце желто-черного цвета. У нее 6 ножек. Она обладает крылышками и удлиненным хоботком – носиком. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в плохую погоду пчелы из дома не вылетают.
А как думаете называется дом пчелок?
УЛЕЙ (Читаем на доске слово).
Вот как он выглядит. В улье пчелы живут семьями, их очень много.
Слайд 3
Пчелы приносят большую пользу людям. Из всех насекомых они самые близкие друзья человека. Ведь они делают мед. Ребята, а вы любите мед?
Цветы без пчел не живут, а пчелы не живут без цветов. Потому что если бы не пчелы, мнгоие растения исчезли бы.
Ведь они занимаются опылением, это значит, переносият пыльцу с одного цветка на другой.
Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу и от этого растения дают семена. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца.
Физминутка «Пчелки».
Шли наши ножки по лугу, по дорожке (шагаем)
Шли, не устали, пчелками мы стали
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули (садятся на корточки и «засыпают»).
Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глазки)
Потянулись, улыбнулись, (потягиваются, улыбаются)
Раз - росой они умылись, (потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружились, (кружатся)
три - нагнулись и присели,
На четыре - полетели, (помахали руками вверх-вниз)
А теперь смотрим следующую картинку.
Слайд 4
Муравьи – это насекомые, которые живут в лесах и полях. Они очень маленькие. Муравья очень легко узнать среди других насекомых. У него крупная голова, тонкое тело и большое круглое брюшко. Он передвигается на 6 лапках, на которых есть острые коготочки. Благодаря им, муравей без труда забирается на любую поверхность, будь то дерево или стебель.
Муравей- самый сильный на свете, может поднять вес намного больше своего.
А дом у них называется МУРАВЕЙНИК. (читаем на доске)
Муравьи – великолепные строители.
Из чего построен муравейник? – из хвоинок и мелких травинок.
Слайд 5-6
Муравьи очень трудолюбивые. Весну, лето и осень они трудятся.
А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности земли. Они собираются в тесный ком, и спят до весны.
А в чем же польза муравьев?
Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы лечиться от паразитов, смазывая свои перья муравьиной кислотой.
Также муравьи уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред лесу.
И для людей они приносят огромную пользу, из муравьиного яда готовят лекарства.
А сейчас мы с вами раскрасим муравья, чтобы запомнить, как они выглядят. Смотрите, у вас будет образец. Какие цвета нам нужно использовать?
Слайд 7
Пальчиковая гимнастика
Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. «Шагать» по столу, удерживая «соломинку». Раз трудяга муравей
Отыскал травинку.
Потащил ее домой,
Надрывая спинку.
Дети выполняют задание, развешивают на доске свои рисунки.
Закрепление материала
Учитель: ну хорошо, ребята.
А что еще знаете о пчелах и муравьях? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.
Вопросы:
– Кто видел этих животных в природе?
Что собирает пчела на лугах, в садах? (нектар)
А кто строит дом под землей? (муравей)
Какое значение в жизни растений имеют пчелы? (опыление)
Как называется вкусный продукт, который делают пчелы?
Из чего делают лекарства? (муравьиный яд)
- как выглядят пчелы, какого они цвета
- как выглядят муравья, какого они цвета
А теперь давайте займемся нашим любимым делом. Будем собирать пазлы! В каждом конверте пазлы, которые вам нужно собрать, а потом сказать вслух, какое насекомое у вас получилось.
Подведение итогов
Вам понравился наш урок?
Что понравилось?
Домашнее задание: рассказать, что полезного делают пчелы и муравьи.
Спасибо всем за активную работу на уроке, ребята! МОЛОДЦЫ !