Учитель | Ученики |
1.Здравствуйте ребята. -Садитесь на места. -Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас гости. Постараемся показать себя с лучшей стороны. -Я рада видеть Вас. Давайте улыбнемся друг другу. Есть такая фраза; «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе» (слайд 1 смайлик) | |
2.Запишите число 24 октября и Классная работа. | |
3. Ребята наш урок мы начнем с загадки. -Давайте отгадаем ее. Я читаю. Слайд №2 -О чем эта загадка? -Абсолютно верно. -Ребята эпиграфом к нашему уроку послужат слова М.В.Ломоносова -Скажите, а вы знаете, что такое эпиграф? -Хорошо, спасибо. -давайте прочитаем эпиграф? -Скажите, о чем эпиграф? -Как ты думаешь, что значит служит сокращением человеческого слова. Значит причастия делают нашу речь какой? -А что значит заключает в себе имени и глагола силу? | О причастии Диана Шибанова (это основная мысль) Читает Краткой, лаконичной, простой, более понятной Образуются от прил и глагола |
4. Ребята мы сегодня продолжим с вами изучение причастий. Но в начале я предлагаю вам вспомнить, что нам уже известно об этой части речи. -Для этого я прошу 2х человек поработать у доски 2)выполнить морфемный разбор Арсений 2)пунктуационный со схемами Тася К | |
5.Ну а с остальными будем вспоминать, что мы уже знаем о причастии. -Что такое причастие? Саша Л -Чем является в предложении, как выделается? -Какие группы причастий нам известны? -Назовите суффиксы страдательных- нас.вр ем,ом,им, прош.вр нн, ен, т Катя Ч Действительных- нас.вр ущ,ющ, ащ, ящ, прош.вр вш, ш Мира | определением |
6. Давайте вспомнит, что такое по? Давайте проверим ребят у доски. Морфемный разбор. Читаю слова. Летящий, лебединый, игравший, заморские, налетевший, морозные. Есть замечания? А у меня есть? Что…забыла выделить? Кто выйдет дополнит основу? Ребята, не забывайте, что основу мы всегда выделяем. (оценить морфемный разбор) | Отвечает Аня Ив |
7.Проверяем пунктуационный разбор. -Согласны с постановкой запятых? -Объясняй в каком случае ставим запятую, в каком нет. Молодец все правильно оценка 5) | |
8. Итак. Мы уже многое знаем о причастии. Сегодня продолжим его изучать. Я прошу Вас обратить внимание на слова морфемного разбора. Скажите на какие группы можно выделить эти слова? -Докажи. -Ребята, вы согласны, что мы на 2 группы разделили? Эти части речи очень часто путают. Как вы думаете почему их путают? | Прилагательные и причастия Называют суффиксы причастий и прилагательных. Одинаковый вопрос, морф.признаки, одинаково подчеркиваются, зависят от сущ. |
9. Ребята, когда мы больше с вами узнаем о причастии, о его правописании, могут появиться трудности, которые мы начнем решать уже сегодня. Учиться решать. Для этого перенесемся в таинственный сказочный лес ( слайд) на болото, где живут различные сказочные герои. Эти жители обладали пытливым умом. Им все на свете было интересно. Однажды они написали письмо старинному другу и между ними разгорелся спор. -Какая часть речи отвечает на лягушачий квакающий вопрос. (Каков, Какова, каково, каковы). Письмо было наполнено яркими, событиями, эмоциями. Вот только рассорились наши герои из-зп слов: приятен, красив, интересны, ласков, сильна. -Мы можем помочь решить им этот вопрос? Что нужно сделать? В какой форме слова перед нами? Значит необходимо перевести краткую форму в полную. Давайте поработаем у доски. Кто желает? Стираем с доски. В столбик выпишем первые три слова в краткой форме, которые нам преобразовать в полную. (не забудьте проговаривать вопросы к словам). Можешь сделать вывод. Какая часть речи перед нами? Давайте посмотрим, что слова обозначают? Значит какой вывод делаем? -Тогда что же за часть речи использовали в своем письме жители болота? Молодцы, думаю жители болота останутся нам благодарны. | В краткой Аня Ившина Отвечает, образует из краткой полную. Приятен каков-приятный Красива какова-красивая Интересны каковы-интересные Признак предмета. Перед нами прилагательное. Краткие прилаг |
10. СМС приходит. Ребята, нам только что пришло письмо от главной жительницы болота-лягушки. Кто прочитает? Слайд В данном письме есть слова, похожие по форме на те, которые мы сегодня уже говорили? Назовите их. Данные слова в какой форме даны? Как думаете, что с ними нужно будет сделать? Катя В у доски. Давайте так же возьмем первые 3 слова в столбик. Ребята, пока пишите подумайте какая перед нами сейчас часть речи? Катя, скажи какую часть речи лягушка использовала в письме? Почему. | Наглажены, обмыты, вытерты…. В краткой В полную Прибрана (какова)- (какая) прибранная Застелен Каков) – (какой)застеленный Обшиты (каковы)- (какие)обшитые Кр причастия, в значении есть действия. |
11. Какая тема урока у нас сегодня будет? Правильно. Слайд темы. Давайте запишем в тетради. Краткие причастия. Сегодня мы продолжим говорить о причастиях и рассмотрим новую пока для нас форму причастия-краткую. Переход к листочкам задач. Итак. Скажите, пожалуйста, что по теме урока необходимо узнать? Слайд Смайл Листочки на доску. Проговорить все задачи. Мы с вами стоим на пути к выполнению первой задачи. Скажите как же все таки отличить кр.прил от кр.прич? Слайд правило КАКОВ. Объяснить по слайду (есть действие, нет действия) -Скажите первую нашу задачу отличие кратких прил от крат прич мы частично выполнили? + -Для того, чтобы выяснить какими морф.признаками обладают причастия и прилаг, я попрошу вас выделить окончание у тех и других. Ученик к доске. Пока выделаете, думайте какими же мор.признаками будут обладать кр.причастия. Что у нас показывает на морф.признаки? -В чем отличие написания полной формы от краткой. Что сообщают нам эти окончания? (показываю на слово застелена и род, число) А еще чем? (пример мн.ч и ед.ч обшит-обшиты) Вывод: Какими морф.признаками обладают кр.причастия? Можем поставить + | Краткие причастия 1)Какой вопрос задать=син.роль 2)Как отличить от прилагательных 3)морф.признаки 4)как будем записывать=суффиксы 5)научиться их употреблять По действию Окончание, В краткой одна буква, в полной 2 в окончании. Родом и числом |
12. Еще раз посмотрите на доску. Причастия какого вида мы использовали? (суффиксы страдательного называю) Правильно. Только страдательные причастия могут образовывать краткую форму. Действительные этого делать не умеют. | СТРАДАТЕЛЬНЫЕ |
13.Физминутка. Я думаю пришло время отдохнуть. Из сказочного леса нам пришло видеопослание. Встаньте. | |
14. Теперь посмотрите снова на доску и скажите: Есть ли разница в написании краткой и полной формы? Обратите внимание на суффиксы. Давайте узнаем когда пишется одна н, а когда 2 нн. Для этого пододвиньте к себе белые листочки с правилом. Прочитайте его. Сформулируйте вывод. Давайте попробуем выполнить задание номер 1 на карточке по образцу. Ученик 6. Какие морф.признаки нам здесь встретились? В каком роде стоит? | В кратком одна н, в полном нн Выписывают словосочетания. Изобретенный прибор-прибор изобретен Выделяет суффиксы, род (над краткими подписываем), число. Прочитанная книга (суффикс нн)-книга прочитана |
15. Краткие причастия часто используют в речи. Мы тоже будем их использовать. Поработаем с заданием номер 2 на карточке. Прочитаем текст. У аккуратного ученика….. Ученик к доске Сейчас мы с вами узнаем синтаксическую роль кр.причастий. (Начни с грамм.основы. найди подлежащее, задай вопрос.) Каким членом предложения будут являться краткие причастия? Син.роль+ Что нового сегодня мы узнали на уроке? Сейчас предлагаю вам выполнить небольшую с/р ( Слайд) -Распределите слова в 2 столбика -Поменяться с соседом по парте -Сравнить с образцом на слайде -У кого одна, две,три ошибки? -Не переживайте Мы сегодня только начали изучать краткие причастия. | Все в тетрадях, один у доски. Волосы (каковы)-причесаны Сказуемым К задачам |
16. В начале урока перед нами стояло несколько задач. Давайте сверим, какие нам удалось выполнить. 1.действие 2.морф.признаки 3.синт.роль 4,5 ! На правописание и употребление нужно больше времени, чем 1 урок, поэтому мы эту тему будем более подробно изучать в дальнейшем. | |
17. Ребята, вы сегодня помогли жителям болотам. Им тоже интересно узать о ваших успехах. Слайд Рефлексия Кто желает ответить. Я дума, каждый выбрал для себя вопрос и проговорил в своей голове. Нам осталось записать .дз Ребята, я благодарю вас за работу на уроке, всем отвечающим будут выставлены оценки. Большое спасибо, можете быть свободны. | |
| |
На доске. | |
1 ученик летящий, лебединый, игравший, заморские, налетевший, морозные. Арсений | 2 ученик Река, огибавшая берег, уходила в горы. Наступает золотая осень, приносящая дожди. Не закрытая тучей заря освещала окно. Тася К |
3 ученик Приятен (каков)- (какой) приятный Красива (какова)-(какая)красивая Интересны (каковы)- (какие)интересные Аня Ив | 4 ученик Прибрана (какова)- (какая) прибранная Застелен Каков) – (какой)застеленный Обшиты (каковы)- (какие)обшитые Катя В |
5 ученик выделяет у прил и прич окончания | 6 ученик Работает с заданием №1 на карточке (род, число, суффикс, окончание) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |