Разработка открытого урока по технологии в 6 «А» классе
по теме «Виды круп. Определение круп по их внешним признакам. Блюда из круп. Приготовление каши»
Раздел: «Кулинария».
(первый урок по теме)
(2урока по 40 минут)
Цель урока:
научить определять виды круп по внешним признакам и применять теоретические знания, умения и навыки по теме в практической работе.
Задачи урока:
Образовательная: ознакомление с крупами и их происхождением, с питательной ценностью круп и признаками их доброкачественности; закрепление навыков групповой работы;
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся; развитие чувства ответственности за результат общего труда всех членов команды, умения быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, самостоятельно находить решения; развитие вкуса при оформлении блюд.
Воспитательная: продолжить воспитание аккуратности, этику взаимоотношений, умения работать в команде, способствование формированию чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды; воспитывать бережное отношение к продуктам, экономность, трудолюбие; желания создавать эстетичные изделия.
Методическое оснащение урока:
кабинет кулинарии;
электрические плиты, кухонная и столовая посуда, столовые приборы, инструменты и продукты;
средства мультимедиа, презентация.
Методы обучения:
словесные: вопросы, беседа;
наглядные: слайды, коллекции «Растения», «Зерно»;
практические: самостоятельные работы учащихся по приготовлению гречневой каши.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии
использование ИКТ и мультимедийных средств, здоровьесбережение.
В начале урока на проектор выводится тема, цель и задачи урока.
Ход 1 урока. 1. Организационный момент: (2мин.)
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
сообщение учащимся темы, цели и задачи урока.
2. Актуализация знаний учащихся. (3 мин.) (Слайд 4)
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие растения выращивает человек с целью использования семян в пищу?
Что такое злаковые культуры?
3.Сообщение познавательных сведений (15 мин.)
Учитель демонстрирует растения и зерно, рассказывает о крупах, полученных из них (Слайд 5табл. 1);
Учащимся было дано задание подготовить небольшие сообщения о крупах, поэтому в продолжение объяснения нового материала они будут помогать учителю.
Первый ученик.
Зерно содержит сложные углеводы, протеины, жиры, витамины и минеральные вещества в пропорциях, идеальных для нужд организма. Оно также служит великолепным источником клетчатки, комплекса витаминов В, витамина Е, фосфора (элемента, необходимого для питания мозга).
Зерно необходимо для обменных процессов, оно легко встраивается в структуру организма, надежно защищая его от микробов и вирусов.
Крупы относятся к числу важнейших продуктов питания в рационе человека, обладают высокой пищевой ценностью и представляют собой целые или измельченные зерна.
Второй ученик.
Переработка зерна — это измельчение злаков различных культур с целью получения муки, крупы или хлопьев. Продукты переработки зерна пшеницы, ржи, кукурузы, овса и других распространенных злаковых культур используются повсеместно в пищевой промышленности, кулинарии и при изготовлении детского питания. Из муки делают хлеб, который практически во всех странах мира в том или ином виде является одним из основных продуктов питания.
Пшеница - пожалуй, самый универсальный злак на земле. Чего только из нее не делают: муку, крупы, отруби. Пшеница бывает твердая и мягкая. Твердая - самая ценная, она незаменима для самых разнообразных полуфабрикатов - круп и муки.
Признайтесь, не все сразу могут ответить на вопрос, из какого зерна получается манная или, скажем, пшенная каша. Так вот, из пшеницы получают манную крупу.
Из манной крупы получаются очень вкусные пудинги и блинчики, особенно хороши они с вареньем. (Слайд № 6)
Третий ученик
Рис - один из древнейших культурных злаков.
Чем сильнее обработано рисовое зерно, тем меньше в нем витаминов и минеральных веществ. Зародыш нового растения и белоснежное рисовое зерно риса, содержащее крахмал, прячутся под слоем коричневатой отрубевой оболочки, в которой находятся большая часть витаминов, минералов и другие питательных веществ. (Слайд 7, 8)
Кукуруза. Как только не используют ее - добавляют в салаты, делают из неё мамалыгу, кашу , хлопья, в том числе популярный попкорн. Из кукурузной муки пекут хлеб, блины и вкусные испанские лепешки-тортильи. Кукурузный крахмал необходим в производстве кетчупа, майонеза, уксуса и спиртных напитков, кукурузный сироп служит подсластителем в желе, джеме и других кондитерских изделиях, а из недозревших зерен кукурузы выжимают масло. (Слайд 9).
Четвертый ученик
Ячмень - древнейший – наряду с пшеницей – злак на земле: его зерна ели ещё 10 тысячелетий назад. Некогда ячмень был распространен почти повсеместно, поскольку он хорошо приживается и в холодных заполярных землях, и в степях и полупустынях, и в высокогорных районах Тибета, Памира, Кавказа (например, в индийском штате Пенджаб ячмень выращивают на высоте 5000 метров – так высоко не растет ни один другой злак! (Слайд № 10)
Перловка – это цельное ядро ячменя с остатками зерновых оболочек. Крупинки перловки овальной или округлой формы, белого или желтоватого цвета и действительно оправдывают свое название («перловый» от фр. «реrlе» - «жемчужина»). Варится перловка очень долго – минимум 60 минут и увеличивается в объеме в 5-6 раз. Из неё готовят рассыпчатую кашу, фаршируют ею овощи, добавляют в супы. Есть её можно только горячей – остывшая перловка уже не так вкусна и хуже усваивается (Слайд 11).
Пятый ученик.
Просо с давних пор выращивали жители Русского Севера. Они знали, что зерна проса дают человеку силу, поэтому делали из него муку, кашу, пиво, квас, пирожки, добавляли его в супы и сладкие блюда.
Просяные зерна очень мелкие. Их очищают от несъедобных оболочек, которые не перевариваются человеческим организмом, и получается крупа – пшено-дранец или шлифованное пшено, которое гораздо чаще встречается в продаже. (Слайд 12)
Пшено шлифованное
Это ядра проса, освобожденные не только от цветочных пленок, но и от семенных оболочек и зародыша, на месте которого остается углубление. Поверхность шлифованного пшенного зерна слегка шероховатая. Эта крупа светлее, чем пшено-дранец, и не блестит. Шлифованное пшено лучше усваивается, быстрее варится и прекрасно подходит для каш и запеканок (Слайд13)
Шестой ученик.
Овес – это один из самых полезных и даже целебных злаков: содержащиеся в нем питательные вещества снижают уровень холестерина в крови, облегчают усвоение жиров, укрепляют кости и зубы.
Выращивать его стали еще четыре тысячи лет назад, в тех местах, где не росла пшеница. Овес ели могучие воины кельты, наши предки славяне и выносливые, живущие высоко в Гималаях шерпы, которые во время горных восхождений питались только овсяными зернами (Слайд 14)
Гречка, гречневая крупа.
Гречиха – не злак, а ближайший родственник щавеля и ревеня. Её зерна настолько полезны, что на родине этого растения – в Гималаях – их уже несколько тысяч лет считают лекарством. И действительно, гречневая мука – это кладезь углеводов, незаменимых аминокислот, витаминов группы В, а также рутина, повышающего прочность стенок сосудов.
Плоды гречихи — ценный пищевой продукт. Известно несколько разновидностей крупы: ядрица — цельное зерно, крупный и мелкий продел — колотые зерна, смоленская крупа — дроблёная ядрица. Крупа используется для приготовления каш, запеканок, пудингов, котлет, супов. Зерно гречихи мелют на муку, но из-за отсутствия клейковины она непригодна для выпечки хлеба, и её используют для блинов, оладий, лепёшек, галушек.
Лапша, макаронные изделия из гречихи традиционны для японской (соба) и альпийской итальянской (итал. pizzocheri) кухонь. Во Франции традиционные бретонские блинчики (фр. crepes) делаются из гречишной муки. Традиционным блюдом восточноевропейских евреев является «каша варнишкес» — гречневая каша, смешанная с вермишелью.
Гречневая крупа и мука долго хранится, поскольку входящие в их состав жиры стойки к окислению. (Слайд № 15)
Слово учителя. Для нормальной жизнедеятельности организма человека требуется ежедневно 1,2-2 мг витамина В1. В зернах злаков витамины группы В содержатся в наружных слоях, вот почему полезно есть хлеб грубого помола. Витамины группы В растворяются в воде и разрушаются под действием кислорода воздуха, но они более устойчивые, чем витамин С. (Слайд № 16)
Первичная обработка круп включает: просеивание, перебирание, промывание (не для всех круп). Некоторые виды круп подсушивают (манную) и поджаривают (гречневую, пшеничную) таблица №2 (Слайд17)
4. Физкультминутка. (5 мин.)
5. Практическая работа «Приготовление гречневой каши». (40 мин.)
Прежде чем вы приступите к выполнению практической работы давайте еще раз назовем блюда, которые можно приготовить из круп. (Слайд 18)
5.1. Вводный инструктаж.
Из круп приготовляют главным образом каши. Последние в зависимости от соотношения взятой воды и крупы могут быть жидкими, вязкими и рассыпчатыми. Соотношение крупы и воды для варки каш различной консистенции Крупы плохо развариваются в молоке, поэтому их вначале отваривают в воде (почти до готовности), а затем воду сливают и заливают горячим молоком. Исключение представляют манная крупа и различные мелко дробленые крупы.
И еще одно важное правило для большинства каш: засыпав крупу и залив ее водой, не трогать, не мешать, не вторгаться в процесс, не подымать и не приоткрывать крышку. Каша варится не столько водой, сколько паром, и поэтому выпускать его - значит недодать каше положенного тепла. Иначе каша либо подгорает, сохнет, либо, если мы пытаемся "помочь" ей, хотим устранить свою ошибку. Подливаем воды, превращается в размазню, портится. (Слайд19
Ознакомление с инструкционно-технологической картой «Приготовление гречневой каши» (Слайд 19)
Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охраны труда и техники безопасности.
Выполнение работы по-бригадно.
5.3. Самостоятельная работа учащихся.
5.4. Текущий инструктаж.
5.5. Дегустация каши.
5.6. Уборка рабочих мест.
6. Закрепление нового материала по таблице № 3 слайд 20 – проверочная работа по заготовленным таблицам (5мин.).
7. Анализ урока и подведение итогов. (10 мин.) (Слайд 21,22, 23)
1. Провести беседу с учащимися
1) Что узнали нового на уроке?
2) Что научились делать нового?
2. Оценить устные ответы учащихся.
3. Выставить оценки за проверочную работу.
4. Проанализировать урок, сделать необходимые замечания.